ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Попова Елена Николаевна

воспитатель ГБДОУ детский сад №35

 компенсирующего вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).

С позиции наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляется на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа.

 

К старшему дошкольному возрасту становится очевидными трудностями в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

 

Поэтому, для детей с задержкой психического развития особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Эксперимент — то же, что и опыт. Именно опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни. Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмет этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект. Оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние свойства, но и внутренние отношения. В дошкольный период формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а  в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность.

 

Исследовательская деятельность начинается в раннем возрасте и представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное)экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению. Сначала происходит внешнее действие с предметами. По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т. е. происходит внутреннее действие в эксперименте— мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Ребенок начинает задавать вопросы: зачем, почему, как?

В исследовательской деятельности можно выделить такие этапы:

 

1. Возникновение проблемы.

2. Выдвижение гипотез (предположений).

3. Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).

4. Выводы (установление связей).

 

В рамках данного исследования использовались различные инструменты и материалы. К числу приборов-помощников относились микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы различной длительности. В ходе эксперимента применялись прозрачные и непрозрачные сосуды разного объема и формы, такие как пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки и воронки.

 

При проведении исследования использовались различные природные материалы, включающие камни разного цвета и формы, минералы, глину, землю, уголь, песок различного цвета, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупу орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Кроме того, были использованы разнообразные предметы, которые можно было выбросить после проведения эксперимента, включая кусочки кожи, поролон, мех, лоскутки ткани, пробки, проволоку, деревянные, пластмассовые и металлические предметы, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет, а также деревянные катушки. Также использовались различные технические материалы, такие как гайки, винты, болты и гвозди.

 

Для изменения цвета и декорирования объектов использовались различные красители, включая ягодный сироп, акварельные краски и другие безопасные вещества, не представляющие опасности для использования в экспериментах.

 

В ходе исследования также использовались медицинские материалы, включающие пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вату, воронки, пластмассовые шприцы без иглы, марлю, мерные ложечки.

 

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, спички, спичечные коробки, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля 

Лучше всего начать с живой природы, чтобы развить познавательную любознательность и интерес к реальным природным объектам, а так же неживой природе, где дети узнают о свойствах материалов, их химическом составе и т.д.

 

Благодаря систематическому проведению опытов и игр-экспериментов дети с зпр начинают задавать вопросы на природоведческую тематику, пытается искать на них ответы. Делают первые попытки формулировать задачу опыта при помощи педагога. Начинают выполнять инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Высказывают предположение, каким может быть результат опыта, любят отвечать на вопрос “что же получиться и как?” Иногда задают вопрос “а можно ли так сделать?” Продолжительность наблюдений 3- 4 минуты. Воспитатель непрерывно комментирует ход наблюдения и эксперимента. Вводятся несложные повторные наблюдения. При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос “Как это сделать?” К концу года начинают выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. При проведении простейших опытов отвечают на вопрос “что случится, если мы сделаем это?” Работают вместе с воспитателем. Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждение взрослых, если убеждались в их правильности. Появляются первые признаки произвольного внимания. Непрерывное наблюдение длится 1-2 минуты, простые наблюдения ведутся самостоятельно. Произносит фразу: “Я хочу сделать то-то” Желание что- то сделать выражают словами. Количество целенаправленных действий увеличивается. Приобретают способности пристально рассматривать объекты и явления.

 

Таким образом, экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности у детей, а главное, дает возможность развитию детской любознательности.

 

 Литература:

 

1.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

2.Организация коррекционно-развивающего обучения детей дошкольников с ЗПР: метод.рек. / З.В. Ломакина, Н.В. Хорошулина, И.В. Смоловская. – Ярославль: изд. ЯГПУ, 2008. – 59с.

3. «Методика детского экспериментирования» Л.В Рыжова- СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2017. – 208 с.

 

 

 

 


Автор(ы): Попова Елена Николаевна
Приложения: