Методическая разработка урока

«Решение систем неравенств с одной переменной»

Учитель: Бращенкова Надежда Александровна, учитель высшей квалификационной категории, ГБОУ СОШ №450 Курортного района Санкт-Петербурга.

Класс: 8

УМК: Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. и др. «Алгебра 8 класс» 2019.

Тема урока: «Решение систем неравенств с одной переменной»

 Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности

Цель урока:  создать условия для проверки учащимися знаний и умений решения систем неравенств с одной переменной

Планируемые результаты

Личностные:

Понимание ребёнком успешности в математике.

Метапредметные:

-умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы, применять приемы самоконтроля;

-умение осуществлять самооценку на основе критериев;

-понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

-умение отбирать информацию.

Предметные:

 - применение алгоритма для решения систем неравенств с одной переменной;

-запись решения системы неравенств в виде числового промежутка;

- решение неравенств с одной переменной;

 

Методы обучения: словесные, практические, наглядные. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Средства: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

 

Ход урока

  1. Организационный момент, сообщение цели урока.

Здравствуйте, ребята, садитесь. (На доске написано число, классная работа)

Сегодня урок по теме «Решение систем неравенств с одной переменной»

Цель урока: закрепить алгоритм решения систем неравенств с одной переменной и умение грамотно записывать решение, правильно говорить, внимательно слушать, поработать над возможными ошибками,  оценить свои знания.

Промежуточные итоги необходимо записывать в таблицу. Зарисуйте её в тетрадь.

№ задания1234

Среднее

арифметическое

5

 

балл

      

 

1 задание: «Пошумим»

Рассказать алгоритм решения систем неравенств с одной переменной.

Сначала 1 вариант рассказывает второму, и наоборот.

Сравните ваш ответ с записанным на доске и оцените его в баллах от «2» до «5», запишите в таблицу. «Слушающий» ответ, если не согласен с оценкой, поднимает руку.

Чтобы решить систему двух неравенств с одной переменной, достаточно

-решить каждое неравенство,

-изобразить множества решений на координатных прямых и найти их пересечение,

-записать ответ в виде числового промежутка и в виде неравенства.

 

2 задание: Решить систему неравенств и записать ответ в виде числового промежутка и в виде неравенства. Один из учащихся может работать у доски.

А)

 

Б)

 

В)

 

[ -2 ; ∞ )

X ≥ -2

 

Решения нет

[ - ∞ ; -3 )

X ≤ -3

 

 

В таблицу запишите

 3 балла, если верно решена одна система  неравенств,

4 балла, если две системы неравенств,

5 баллов, если три.

3 задание: «Найди ошибку и оцени себя (без обмана)»

Каждую найденную ошибку отметьте знаком +, пропущенную -.

Например +--+++

 

5(7-x) -30 ≥ 2 (3 + 4x)

 

5x - 5(4- x )< 2( 4+x)+13

Ошибка при списывании задания

 

35-5x-30≥6+8x

 

5x+20- x<8+2x+13

Раскрытие скобок

5x+20- 5x<8+2x+13

-5x-8x≥-35-30+6

Перенос слагаемых

-5x-8x≥-35+30+6

5x-5x-2x<-20+8+13

-13x≥1

 

X<1

Сложение положительных и отрицательных чисел

-2х<1

x≤-1∕13

 

X>-2

Нахождение компонента

X>-1/2

 

 

(-1/2 ; -1/13 ]

-1/2 < x ≤-1/13

Запиши в таблицу столько баллов, сколько ошибок найдено тобою.

4 задание: Решите в тетради систему неравенств и определите количество целых решений.

 

 

 

 

 

2(5х+7)-3◦3х≤4(11х-7)

 

3(1-3х)-2(1-4х)≥х-6

10х+14-9х≤44х-28

 

3-9х-2+8х≥х-6

10х-9х-44х≤-14-28

 

-9х+8х≥-3+2-6

-43х≤-42

 

-х≥-7

х≥42/43

 

х≤3,5

[42/43;3.5]

42/43≤x≤3.5

Количество целых решений 3  (1,2,3)

 

Оцените решение неравенства:

 5 баллов - без ошибки

4 балла ошибка в  последней части

3 балла верно решено одно неравенство

Найдите среднее арифметическое баллов, полученных за 4 задания, и запишите в таблицу, не округляя.

5 задание: (разноуровневое). Проверяется учителем.

На «4»

На «5»

 

 

 

 

 

 

 

Ответ

 

 

(-∞ ; 2]

 

х <0,6

(-∞; 0,6)

Итог урока

Повторили и закрепили алгоритм решения систем неравенств с одной переменной,  
научились грамотно записывать решение,
правильно говорили, внимательно слушали,
 работали над возможными ошибками, 
оценили свои знания.
 До встречи на следующем уроке.

 


Автор(ы): Бращенкова Надежда Александровна
Приложения: