В настоящее время аттестационные работы все чаще и чаще представляют собой тестирования. Это одно из наиболее часто используемых форм контроля в начальной школе и поэтому данная тема актуальна. Формирование у учащихся умения работать с тестами важно начинать как можно раньше, то есть можно и нужно начинать с начальной школы. Конечно тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся. Но они существенно помогают оценить уровень подготовленности ученика по какой-либо теме.
Что такое тест? Тесты – это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.
Для оценивания планируемых результатов, тесты самый оптимальный вариант, но несомненно его надо сочетать с устными формами контроля. К ним относятся пересказ, составление вопросов к тексту, ответы на вопросы. Важен и письменный контроль в виде диктантов, контрольных работ, карточек с заданиями, тетрадей на печатной основе.
Использование тестов на уроках помогает выявить точечно проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Для учителя это удобный способ получить сведения о знаниях и умениях каждого обучающегося класса, что позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, и отсюда строить и варьировать процесс обучения с учетом полученных данных.
Но обязательно важно знать как достоинства, так и недостатки тестов.
Основное достоинство тестовой проверки это скорость и объективность. Недостатками же является то, что, если учащийся отмечает только номера ответов, учитель при этом не видит характера хода решения . Учитель может только предполагать мыслительный процесс учащегося. Гарантии наличия знаний у учащегося нет. Кроме того, недостатком является вариант угадывания. Особенно, если только два варианта для ответа.
Именно поэтому, задача учителя приучить школьников, выбирая ответ, усвоить алгоритм действий.
Алгоритм есть в любом процессе. И в процессе обучения ученик выполняя определенные действия, запоминает материал. Так и в решении тестов должен быть алгоритм, который поможет выбрать правильный ответ. Но тогда и при составлении необходим алгоритм. То есть необходимы методические советы , которых необходимо придерживаться при составлении тестов:
- каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль,
-основной текст задания содержит не более 8-10 слов,
- задания должны быть краткими, чёткими, легко читаемыми,
-суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму,
- правильные ответы должны располагаться в случайном порядке,
- ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы,
- ответы не должны содержать подсказки,
- тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.
Тестирование может применяться на разных этапах обучения:
а) вводное тестирование – получение сведений об исходном уровне знаний учащихся,
б) текущее тестирование – для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний,
в) итоговый тест – систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.
Формы тестовых заданий:
1. Открытые задания
а) открытые задания с инструкцией «дополнить»
Например: Имя прилагательное – это____________________________________,
которая обозначает___________________________________________
и отвечает на вопросы________________________________________.
б) Математические диктанты с инструкцией « посчитай устно и запиши правильный ответ »
Например:
1. Найди частное чисел 8 и 2 _______
2. Найди первый множитель, если произведение двух множителей равно 16,
в) Продолжение последовательности с инструкцией « дополнить ряд следующим членом »
Например:
1. уменьшаемое, вычитаемое, _________
2. класс единиц, класс __________
3. мм, см, дм, м, __________
2. Закрытые задания
а) с инструкцией «обвести кружком номер (или номера) правильного ответа»
Например:
А 1347 год - 13 век
В 1698 год - 17 век
б) Задания на утверждение или отрицание с инструкцией «если утверждение верное, поставь около его номера знак «+», если неверное – знак «–» .
Например:
1. В числе 608 содержится 6 сотен и 8 десятков.
2. В частном чисел 864 и 9 будет две цифры.
И т. д.
в) Выделение объектов с инструкцией «подчеркни нужное»
Например:
Найди и подчеркни только однородные члены предложения
Капли дождя повисали на траве, на кустах, на деревьях.
г) задания с элементами дидактической игры
Например:
Здесь даны названия мебели и одно слово лишнее, только буквы перепутаны. Поставьте буквы на место и найдите слово, которое не относится к этой категории.
1.луст ___________ 2. таршо __________ 3. клероза ___________ 4.спнея
3.Задания на соответствие имеют инструкцию: «определи верную закономерность»
Например:
1. 2,4,6,11
2. 1,4,7,10
3. 4,5,9,12,13
Автор(ы): Васильева Ирина Юрьевна
Приложения: