В настоящее время аттестационные работы все чаще и чаще представляют собой  тестирования. Это  одно из  наиболее часто используемых форм контроля в начальной школе и поэтому данная тема  актуальна. Формирование у учащихся умения работать с тестами важно начинать как можно раньше, то есть  можно и нужно начинать с начальной школы. Конечно тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся. Но они существенно помогают оценить уровень подготовленности ученика по какой-либо теме.

Что такое тест? Тесты – это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. 

Для оценивания планируемых результатов, тесты самый оптимальный вариант, но несомненно его надо сочетать с устными формами контроля. К ним относятся пересказ, составление вопросов к тексту, ответы на вопросы. Важен и письменный контроль в виде диктантов, контрольных работ, карточек с заданиями, тетрадей на печатной основе.  

Использование тестов на уроках помогает выявить точечно  проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Для учителя это удобный способ получить   сведения о знаниях и умениях каждого обучающегося класса, что позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, и отсюда строить и варьировать процесс обучения  с учетом полученных данных.

Но обязательно важно знать как достоинства, так и  недостатки тестов. 

Основное  достоинство тестовой проверки это скорость и объективность. Недостатками же является то, что, если учащийся отмечает только номера ответов,  учитель при этом не видит характера хода решения . Учитель может только предполагать мыслительный процесс учащегося.  Гарантии наличия знаний у учащегося нет. Кроме того, недостатком является вариант угадывания. Особенно, если только два варианта для ответа.

Именно поэтому, задача учителя приучить школьников, выбирая ответ, усвоить алгоритм действий.

Алгоритм есть в любом процессе. И в процессе обучения ученик выполняя определенные действия, запоминает материал. Так и в решении тестов должен быть алгоритм, который поможет выбрать правильный ответ. Но тогда и при составлении необходим алгоритм. То есть необходимы методические советы , которых необходимо придерживаться при составлении тестов:

- каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль,

-основной текст задания содержит не более 8-10 слов,

- задания должны быть краткими, чёткими, легко читаемыми, 

-суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму,

- правильные ответы должны располагаться в случайном порядке,

- ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы,

- ответы не должны содержать подсказки,

- тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.

  Тестирование может применяться на разных этапах обучения:

 а) вводное тестирование – получение сведений об исходном уровне знаний учащихся,

б) текущее тестирование – для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний,

в) итоговый тест – систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

  Формы тестовых заданий:

1. Открытые задания

а) открытые задания с инструкцией «дополнить»

Например: Имя прилагательное – это____________________________________,

которая обозначает___________________________________________

и отвечает на вопросы________________________________________.

б) Математические диктанты с инструкцией « посчитай устно и запиши правильный ответ »

Например:

1. Найди частное чисел 8 и 2 _______

2. Найди первый множитель, если произведение двух множителей равно 16,

в) Продолжение последовательности с инструкцией « дополнить ряд следующим членом »

Например:

1. уменьшаемое, вычитаемое, _________

2. класс единиц, класс __________

3. мм, см, дм, м, __________

2. Закрытые задания

а) с инструкцией «обвести кружком номер (или номера) правильного ответа»

Например:

А   1347 год - 13 век

В    1698 год - 17 век

б) Задания на утверждение или отрицание с инструкцией «если утверждение верное, поставь около его номера знак «+», если неверное – знак  «–» .

Например:

 1. В числе 608 содержится 6 сотен и 8 десятков.

 2. В частном чисел 864 и 9 будет две цифры.

И т. д.

в) Выделение объектов с инструкцией «подчеркни нужное»

Например:

Найди и подчеркни только однородные члены предложения

Капли дождя повисали на траве, на кустах, на деревьях.

г) задания с элементами дидактической игры

Например:

  Здесь даны названия мебели и одно слово лишнее, только буквы перепутаны. Поставьте буквы на место и найдите слово, которое не относится к этой категории.

1.луст ___________ 2. таршо __________ 3. клероза ___________ 4.спнея

3.Задания на соответствие имеют инструкцию: «определи верную закономерность»

Например:

1. 2,4,6,11

2. 1,4,7,10

3. 4,5,9,12,13

 

 


Автор(ы): Васильева Ирина Юрьевна
Приложения: