Создание предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС
Автор статьи: Казарина Елена Владимировн, воспитатель ГБДОУ детский сад №15 Петродворцового района г. Санкт-Петербург
Развитие ребёнка дошкольного возраста происходит в процессе его воспитания и обучения: в активной и образовательной деятельности, организуемой педагогом в различных формах общения дошкольника с взрослыми и его сверстниками. Для достижения этих целей вокруг ребёнка создаётся необходимая педагогическая среда, в которой он самостоятельно живёт и учится. В подобной среде ребёнок дошкольного возраста развивает свои физические функции, формирует навыки восприятия, собирает свой жизненный опыт, учится упорядочиванию и сопоставлению разных предметов и явлений, а также получает свой практический опыт эмоционального взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на своём опыте приобретает знания.
Организованная предметно-развивающая среда в группе дошкольного учреждения предоставляет каждому дошкольнику одинаковые возможности приобрести определённые качества личности, возможности для развития ребёнка со всех сторон.
Проблема создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на данный момент особо актуальна. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна выстраиваться таким образом, чтобы каждый ребёнок мог использовать возможность наиболее эффективно развить свою индивидуальность с помощью грамотной работы педагога, учитывая характерные особенности каждого ребенка, его интересы, способности и уровень активности. Данная среда должна быть наполнена элементами, которые стимулируют ребенка к познавательной, эмоциональной и двигательной деятельности.
Очень важным является правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. Также необходимо при её формировании учитывать следующие принципы построения:
Принцип дистанции при взаимодействии направлен на создание пространства для общения взрослого с дошкольником. Известно, что общение «по душам» взрослого с ребенком, их беседы, основанные на доверии, организуются на основе принципа «глаза в глаза». Подобную возможность дает должная организация обстановки в группе, сближающая, уравнивающая пространственные позиции ребенка и взрослого. Здесь допустимо использование разновысокой мебели.
Принцип активности позволяет совместно участвовать взрослому и ребенку в создании окружающей среды, которая легко меняется и трансформируется. В групповых комнатах есть возможность сформировать центры песка и воды, мастерские, применять ширмы. Для того, чтобы организовать совместную деятельность, необходимым в оборудовании являются материалы, которые активизируют познавательную деятельность, например, развивающие игры, устройства и игрушки технического характера, модели, предметы для поисковой работы, лупы, весы, пружины, пробирки и многое другое; разнообразие природных материалов для того, чтобы изучать и экспериментировать, составлять коллекции.
Принцип стабильности - динамичности ориентирован на то, чтобы создать условия для изменения, основываясь на настроение, возможности и вкусы детей. Детская комната для игр в каждой возрастной группы – это зона стабильности.
В них должны быть:
· игрушечная мебель;
· контейнеры для хранения игрушек;
· игрушки;
· зоны для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели доступ в универсальную зону для игр – это пространство с высокой степенью трансформируемости, с огромным разнообразием предметного наполнения. В этой зоне возможно создание тематических пространств (например, мягкая мебель, как часть игровой).
· Использование спортивного оборудования для игр;
· Использование столов сложной конфигурации для игр;
· Использование вертикальных разделителей;
· Кукольный театр;
· Костюмерная;
· Игрушки-заменители.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования заключается в реализации возможности построения непересекающихся сфер активности, а также позволяет детям заниматься одновременно различными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться в подгруппы по схожим интересам;
Место отдыха;
Место уединения.
В группах дошкольников старшего возраста необходимо наличие различных материалов, которые способствуют овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. В нём важна эстетическая организация среды. Давно известно, что большую часть информации человек получает при помощи зрения. Именно по этой причине следует не забывать уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Гендерный принцип даёт возможность реализовать для девочек и мальчиков проявление своих склонностей в соответствии с принятыми нормами в нашем обществе. Необходимы материалы, которые учитывают интересы мальчиков и девочек, и в труде, и в игре. Мальчикам необходимо оборудование для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам часто требуются предметы женской одежды, бусы, серёжки, бантики для волос, заколки, сумки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, различные технические игрушки.
Принцип этапности и учета возрастных особенностей дошкольника отражает образовательные задачи, усложняющиеся поэтапно с его психологическим возрастом, ориентирующиеся на зону «ближайшего развития».
Это означает, что для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо организовать развивающую предметную среду, предполагающую наличие:
· зон для игр;
· зон для уединения;
· современных игрушек;
· развивающих игр;
· дидактического и демонстрационного материала;
· материала для продуктивной деятельности;
· атрибутики для творческой деятельности;
· уголков экспериментирования;
· уголка природы;
· логопедического уголка;
· фонотеку, видеотеку;
· спортивного инвентаря и оборудования.
Предметная развивающая среда должна формироваться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и инвентарь для одной образовательной области могут использоваться также в ходе реализации других областей.
Игра продолжает оставаться важной и неотъемлемой частью любой детской деятельности. Возникает вопрос: какие атрибуты игры необходимы для развития ребёнка?
Для того, чтобы подобрать определённый материал для сюжетной игры, мы должны ориентироваться на его сюжетообразующие функции: на то, как он обеспечивает сюжет — воображаемую ситуацию.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрушек:
"Предметы оперирования" — это игрушки, которые имитируют реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, которые позволяют воссоздавать смысл настоящего действия. Например, игрушечная тарелка, утюг, молоток, руль и т.п.
"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
— это игрушки (игровой материал), которые указывают на место действия, обстановку, в которой это действие происходит (например, игрушечный духовой шкаф, дом-теремок, рама, изображающая нос корабля или переднюю часть автобуса и т.п.).
Для всех возрастных групп дошкольников, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который не относится напрямую к игровым материалам (т.е. он не предназначен для сюжетной игры), но этот материал помогает обслуживать игру. К этому относятся детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п.
Как и для сюжетной игры, материал должен быть подобран и отсортирован по типам с учетом культурных форм игр с правилами.
Типы материала для игр:
1) игровой материал на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость): мячи, скакалки, обручи, кольцебросы и т.п.
2) игровой материал на удачу (шансовых): настольные игры, например, "лото" или другие с самым разнообразным тематическим содержанием.
3) игровой материал на умственное развитие: пазлы, детское домино (с картинками), шашки и т.п.
Не маловажным видом детской деятельности является продуктивная деятельность. Материалы и инвентарь для продуктивной деятельности должны соответствовать двум видам: материалам для изобразительной деятельности и конструирования, а также содержать оборудование общего назначения.
Принципы организации предметно-развивающей среды
Безопасность – в помещении должны отсутствовать предметы, которые представляют опасность: острые, бьющиеся, тяжелые, углы должны быть закрыты.
Доступность – используемые игровые предметы необходимо располагать так, чтобы ребенок мог дотянуться до них своими силами. Это помогает ему быть самостоятельным.
Яркость, привлекательность.
Постоянство – инвентарь и игрушки находятся на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.
Свобода выбора.
Насыщенность – наличие инвентаря для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал.
Создавая предметно-развивающую необходимо помнить правила:
1. Среда выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Её наполняемость должна помогать в обеспечении разностороннего развития дошкольников и отвечать принципу целостности образовательного процесса. Но самое главное – она должна организовывать развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная развивающая среда должна помогать реализации каждой образовательной области в образовательном процессе, который включает: совместную партнерскую деятельность взрослого и ребенка; свободную самостоятельную деятельность самих дошкольников в условиях предметной развивающей среды, которую создали педагоги, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и который позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Для организации познавательно-исследовательской деятельности в групповом помещении необходимо создать условия, которые будут способствовать развитию когнитивных, моторных и эмоциональных навыков у детей.
6. При организации предметной среды важно учитывать психическое развитие каждого ребенка и его коммуникативные особенности. Для этого можно разделить помещение на разные уголки, где каждый будет заниматься интересующей его деятельностью.
7. Цветовые оттенки должны быть представлены в виде теплых, неярких тонов.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно не забывать о развитии эмоциональных навыков. Для этого можно создать уголок для ролевых игр, где дети смогут играть в магазин, доктора, семью. Это поможет им выражать свои эмоции, развивать социальные навыки и учиться работать в команде.
Использование разнообразных материалов и игрушек также является важным аспектом организации познавательно-исследовательской деятельности. Дети должны иметь возможность экспериментировать с разными материалами, такими как песок, вода, глина, чтобы развить свою творческую мысль и улучшить моторику рук.
В целом, организация познавательно-исследовательской деятельности в групповом помещении требует внимания к потребностям каждого ребенка, создания уголков соответствующих их интересам, возможности выбора материалов для работы и использования разнообразных игрушек. Это поможет детям развивать свои способности и навыки, а также увлечет их участие в образовательном процессе.
Список литературы
1. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8.
2. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4
3. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО-Изд 2-е перераб-Волгоград: Учитель 2014г.
4. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.-М.:Перспектива,2011.
5. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. -http://goo.gl/VhpiUr
6. Короткова Н.А. . Материалы и оборудование для детского сада: пособие для заведующих и воспитателей :-Москва, ЗАО «Элти-Кудиц» 2003г.
Автор(ы): Казарина Елена Владимировна
Приложения: