Психомоторные функции у детей дошкольного возраста

Никанорова Ирина Александровна

                    В настоящее время, актуальной  проблемой в логопедии является повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранении нарушений речи у детей с клиническим диагнозом « стёртая дизартрия».  С самого рождения ребёнок и его мозг,  выполняют большую по сложности и объёму работу. По мере  развития, ребёнок знакомится с окружающим миром, овладевает речью и учиться общаться с людьми. Большая роль в развитии мозга принадлежит двигательному анализатору, а потребность в движении является мощным биологическим подкрепителем жизненны функций растущего организма.

       Доказано, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь ( М. М.Кольцова [19]). У детей с дизартрией в следствии органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушение речи ( Г.А. Волкова [9], Е.М. Мастюкова [26], М.О. Гуревич[14] ).      

      В экспериментальном исследовании психомоторики у детей со стертой дизартрией мы поставили следующую цель: изучение состояния психомоторной сферы с целью коррекции психомоторных функций детей со стёртой дизартрией.

    Для обследования детей нами были использована «Методика исследования психомоторных функций» Г.А. Волковой [10], а именно субтесты, рекомендованные автором для обследования психомоторики детей старшего дошкольного возраста. Мы использовали следующие методики:

Методика №1. Исследование особенностей общей произвольной моторики

Методика №2. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Методика №3. Методика исследования орального праксиса.

Методика № 4. Исследование произвольной моторики пальцев рук

     Сравнительный анализ характера выполнения тестовых заданий свидетельствует о существенных различиях состояния психомоторики детей со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием.

     У детей со стертой дизартрией, в отличие от детей без нарушений речи мы выявили следующие особенности формирования психомоторики: замедленность движений при формировании позы либо излишняя суетливость; трудности удержания позы, нарушения статической координации; нарушения динамической координации и переключаемости; трудности выполнения словесной инструкции; недостатки при выполнении и удержании мимических поз, вялая либо напряженная мимика; некоторые мимические позы недоступны; снижение объема, точности, силы артикуляционных движений, чрезмерная истощаемость; некоторые артикуляционные позы недоступны; наличие синкинезий и гиперсаливации;

     Полученные в эксперименте данные согласуются с результатами исследований Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. [22], Мартыновой Р. И. [25], Соботович Е. Ф., Чернопольской А. Ф. [41].

     По результатам сравнительного анализа были сделаны  следующие выводы:

Для дошкольников со стертой дизартрией характерен средний уровень сформированности психомоторных функций ,в то время как у детей без нарушений речи выявляется уровень  выше среднего развития психомоторики.

    Состояние психомоторики у детей со стертой дизартрией неоднородно: по итогам диагностики все дети экспериментальной группы были распределены на 3 подгруппы:, среднюю степень развития психомоторных функций показало – 9 детей, низкую - 11 детей со стертой дизартрией.

У детей со стертой дизартрией, в отличие от детей без нарушений речи, мы выявили следующие особенности формирования психомоторики: замедленность движений при формировании позы; недоступность либо трудности удержания позы, нарушения статической и динамической координации и переключаемости; затруднения в пространственной организации движения; трудности выполнения словесной инструкции.

     Полученные в эксперименте данные согласуются с результатами исследований Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. [22], Мартыновой Р. И. [25], Соботович Е. Ф., Чернопольской А. Ф. [41].

По результатам сравнительного анализа были сделаны  следующие выводы:

Для дошкольников со стертой дизартрией характерен средний уровень сформированности психомоторных функций ,в то время как у детей без нарушений речи выявляется уровень  выше среднего развития психомоторики.

Состояние психомоторики у детей со стертой дизартрией неоднородно: по итогам диагностики все дети экспериментальной группы были распределены на 3 подгруппы:, среднюю степень развития психомоторных функций показало – 9 детей, низкую - 11 детей со стертой дизартрией.

У детей со стертой дизартрией, в отличие от детей без нарушений речи, мы выявили следующие особенности формирования психомоторики: замедленность движений при формировании позы; недоступность либо трудности удержания позы, нарушения статической и динамической координации и переключаемости; затруднения в пространственной организации движения; трудности выполнения словесной инструкции.


Автор(ы): Никанорова Ирина Александровна
Приложения: