Методические рекомендации
Как научиться пересказывать текст.
Каким должен быть пересказ
Садовникова Марина Ивановна
Одной из важнейших видов работы, который объединяет все учебные предметы в начальной школе, является пересказ. Пересказ - это изложение прочитанного текста своими словами. Пересказывая, ученик лучше запоминает и понимает текст. Механический пересказ без осмысления, или простое заучивание «зазубривание», приводит к тому, что появляются в запоминаемом пробелы. И, как результат, тема не понята, а значит, не усвоена.
Как учить пересказу
Учить правилам пересказа необходимо с первого класса начальной школы. Ученик должен полностью овладеть этим приемом к среднему звену.
Приемы подготовки ребенка к пересказу:
- Больше разговаривать с ребенком, часто просить его рассказывать о чем-то: о том, что произошло на прогулке, что ему понравилось в театре больше всего и т.д. Обязательно слушать, проявляя неподдельный интерес, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями , например: "Это правда?! А что было дальше? А ты что ответил?"
- Часто рассказывать ребёнку о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства.
- Чем больше ребенок слышит устную связную речь, тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
- Начинать пересказ нужно с малого. Сначала передать смысл, например, пословицы, состоящей из одного предложения. Потом двух предложений. Затем пересказ абзаца. Постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целого текста, сказки, рассказа и т.д.
- Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании иллюстраций к тексту.
- Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать, например, при пересказе сказки "Кот в сапогах" : «Почему сказка так названа?» «Кого встретил кот по дороге сначала?» и т.д. Со временем вопросов становится меньше, и они будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам. Это научит ребенка последовательному пересказу событий, к выделению ключевых моментов текста.
Требования, предъявляемые к пересказу:
- Речь должна быть живой. Никаких заучиваний и зубрежки!
- Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
- Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
- Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний.
- Выразительность. Пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.
План работы над пересказом
Работу с текстом можно разделить на 5 частей.
1. Словарная работа.
В начале работы значение непонятных слов может объяснять учитель в процессе чтения, сопровождая наглядной демонстрацией. В последствии, ученик может выписать все непонятные слова и с помощью толкового словаря выяснять лексическое значение этих слов, приучаясь пользоваться словарями и справочниками.
2. Первичное знакомство с текстом.
На данном этапе важно выделить смысловые части. В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием. Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: "О чем говорится в этом абзаце?" Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос. К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов. Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.
3. Коллективный пересказ.
На данном этапе выделяется главная мысль текста. Спросить: «Что хотел сказать автор?» , «Какую цель он преследовал?», «Чему учит нас это произведение?» и т.д. Сделать вывод. Выяснить какое впечатление оставило произведение.
4. Повторное чтение.
5. Собственно пересказ.
Во время пересказа важно не подглядывать в текст, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект. Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения и т.д. Если речь идет о художественной литературе, попросите ребёнка вспомнить, кого ему напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может ученик невольно сравнивал описанные события с событиями из своей жизни. После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом, пересказываем весь текст.
Приёмы, как лучше запомнить содержание текста
1. При прочтении текста, попросите ребёнка мысленно рисовать картину в красках, представляя запахи и звуки. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий.
2. При чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.
3. Большой текст делится на части и части пересказываются отдельно.
4. Найдите "благодарного слушателя". Если ваш пересказ слушают с интересом, пересказывать легче.
Помните, пересказу невозможно научиться сразу за один день. Важно соблюдать планомерность, постепенность. Умение пересказывать, рассказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Автор(ы): Садовникова Марина Ивановна
Приложения: