Ведущий канал приема и переработки информации
как основа выбора интерактивных сервисов
для запоминания английских слов

Рюмина Любовь Владимировна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 578 
риморского района Санкт-Петербурга 

Успешность овладения иностранным языком зависит не только от содержания и количества часов учебной дисциплины, педагогического мастерства учителя, атмосферы на уроках, от потребностей, мотивов, целей и заинтересованности обучаемого, но и от организации методического обеспечения учебного процесса, от использования инновационных технологий. В настоящее время многие школьники и их родители заинтересованы в изучении английского языка не только в стенах школы, но и во внеурочное время. Часто учитель выполняет функции наставника, предлагая разные способы повышения уровня владения иностранным языком вне школьных стен.

Одним из способов превратить изучение английского языка в увлекательное занятие и повысить уровень знаний во внеурочное время является использование интерактивных сервисов изучения иностранного языка. Мобильные приложения позволяют выучить слова, уделяя обучению минимум времени и заменив рутинный процесс интерактивной игровой формой, позволяющей отслеживать личные успехи, достижения и динамику усвоения пройденного материала. Однако к выбору таких ресурсов стоит подходить внимательно, учитывая индивидуальные особенности мышления ребенка и ведущие каналы приема и переработки информации.

Всю воспринимаемую с помощью органов чувств информацию, человеческий мозг перерабатывает на основе одной преобладающей системы [2]:

·         Аудиальной, то есть слуховой системы обработки информации;

·         Визуальной, то есть зрительной системы обработки информации;

·         Кинестетической, когда доминирующей является чувственная информация, такая как прикосновения, вкус, запах, температура;

·         Дигитальной, то есть связанной с логическим построением внутреннего диалога.

Конечно, доминирование одного типа восприятия не означает обязательную слабость другого, однако именно одна, ведущая, система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Таким образом, если преподаватель имеет представление об индивидуальных особенностях ведущего канала восприятия информации у того или иного ученика, он может способствовать повышению эффективности учебного процесса. К тому же в России реализуется инклюзивное образование, и среди обычных учеников в классах присутствуют дети с ограниченными возможностями или лишенные какого-либо способа восприятия информации. Определение ведущего канала восприятия информации и типа обучения иностранному языку также позволяет педагогу использовать определенные методики и технологии обучения [3] во внеурочное время.

При выборе интерактивного сервиса из существующего многообразия учителю следует понимать, с ребенком какого типа мышления он работает. Аудиалы воспринимают информацию на слух. Коммуникативный подход словно создан для таких детей: чтобы воспринять информацию им нужно услышать и повторить, поэтому для аудиалов повторение за учителем, «копирование», становится достаточным для запоминания.

У визуалов, наоборот, основной сложностью в изучении языка является восприятие речи на слух. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой учащийся услышал материал, но не увидел его, информация не воспринимается или быстро забывается. Для таких учащихся подходят все методы и приемы наглядного представления материала: схемы, графики, иллюстрации, демонстрационные модели. Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, то есть все, что изображено.

Однако в любом классе, кроме визуалов и аудиалов, присутствуют кинестетики. Они получают информацию через действия, движения, им важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Кинестетики испытывают, наверное, наибольшие трудности на уроках, они неусидчивы, часто отвлекаются. Идеальным и любимым уроком для таких детей является физкультура. На других уроках они хорошо вовлекаются в игры по станциям, лабораторные работы, легко выполняют задания, где можно двигаться.

Для дигиталов главным на уроке становится понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Эти дети прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Они задают много вопросов и нуждаются в дополнительной информации.

По последним данным в России 35% визуалов, 5% аудиалов, 25% дигиталов и 35% кинестетиков среди детей школьного возраста [2]. В рамках индивидуального подхода преподавателям необходимо искать способ доходчиво донести информацию до каждого ребенка не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Учитывая описанные выше особенности восприятия и переработки информации детьми, педагогу стоит подбирать интерактивные сервисы, основываясь на своих знаниях и наблюдениях. Среди всего разнообразия интерактивных сервисов необходимо предлагать те, которые отвечают особенностям и потребностям каждого обучающегося.

Основываясь на многолетнем опыте и внимательном изучении вопроса, можно дать следующие рекомендации.

 Визуалам и аудиалам хорошо подойдут такие сервисы, как:

·         Flashcards. Изучение построено на словарных карточках, содержащих пример изречения, его аудио сопровождение носителем языка, транскрипцию, соответствующую визуальную картинку и пример употребления в предложении. Система позволяет добавлять свои слова, файлы Excel, картинки из Интернета, использовать режим словаря. Flashcards содержит пять видов тренировки, статистику пройденного материала и индивидуальные настройки программы.

·         LinDuo English. Метод запоминания базируется на красочных карточках с картинками и профессиональным аудио сопровождением американского лингвиста, позволяя объединить визуальное и слуховое восприятие. Сервис оснащён тренажером правописания, напоминающим детскую игру. Каждое слово имеет транскрипцию и подробную статистику термина. Приложение позволяет уделить дополнительное время изучению избранных, сложных и старых изречений. Система имеет настройки голосового произношения, громкости, музыки, эффектов.

·         Words. Приложение основано на эффективном запоминании с использованием словарных карточек. Содержит готовую базу словарей с красочными фотографиями, позволяет составлять личные наборы карточек, выбирая необходимые категории обучающего материала.

·         Учить Английские Слова. Методика работы приложения основана на повторении. Сервис содержит пятнадцать тысяч популярных изречений, изучение которых позволяет понимать английский язык, базируясь на изученном материале. Обучение производится путем демонстрации английского термина с транскрипцией, пятью вариантами перевода. Ответ, верно выбранный пять раз, сервис считает изученным. Программа позволяет настраивать количество изучаемых терминов, основываясь на уровень подготовки пользователя.

Кинестетикам стоит предложить такие программы, как:

·         WordBit. Оригинальная концепция приложения позволяет обучаться английскому, выполняя повседневные действия с любимым гаджетом. После установки приложения при каждой разблокировке экрана пользователю предлагается новое иностранное изречение или предложение. Сервис содержит большую базу обучающего материала от новичков до продвинутых пользователей, режимы обучения по слайдам или в виде викторин.

·         FunEasyLearn. Приложение способствует интересному и удобному изучению английского языка. Имеет три уровня сложности, содержит шеститысячную базу терминов с рисунками, транскрипцией и аудированием. Словарный запас охватывает пятнадцать групп тематических вопросов и семь веселых игр, преобразуя рутинный процесс изучения в интеллектуально познавательную игру.

·         Словомагия. Красочная интерактивная игра с волшебным миром внутри. Приложение универсально подойдет любому возрасту и уровню владения языка. Словомагия обеспечивает быстрое запоминание термина, основанное на повторении, прослушивании, написании и составлении его по буквам. Позволяет соревноваться знаниями с соперниками, используя легкую игровую форму.

·         Девяносто процентов слов. Приложение предлагает выучить триста самых необходимых выражений за семидневный курс для общения с людьми в любой части света. Обучение происходит в интерактивной форме. Блок изучения содержит примеры на английском языке, транскрипцию и перевод. Задача пользователя, прослушав весь материал самостоятельно найти указанные примеры употребления узнавая их на слух и письменно.

 

Дигиталам стоит выбрать для себя:

·         EDWords. Сервис имеет три уровня сложности, пошагово изучая термины начинающих пользователей, далее совершенствуясь до разговорных сложных тем. Сервис содержит двадцать восемь тысяч изречений, разбитых на тематические группы, позволяя выучить популярные изречения и создать индивидуальные наборы карточек. Обучение состоит из четырех типов упражнений предлагая выбрать правильный перевод и аудио сопровождение, собрать выражение из букв, напечатать термин в строке ввода. Сервис составляет статистику изучения материала, выводя данные за неделю, месяц, год.

·         Тренажер слов и предложений. Приложение использует тестовую методику запоминания английских терминов. Система содержит тренировки с переключением языков с русского на английский и наоборот. Обучает иностранным выражениям и грамотному построению предложений, формирует правильное произношение, позволяя составить личный список изучения. Программа содержит тысячную базу примеров обучающих предложений.

·         ReWord. Приложение содержит категории с тысячами слов и словосочетаний, используемых для уникальной методики запоминания руководствуясь кривой забывания Эббингауза. Каждое слово содержит транскрипцию, аудио сопровождение и примеры применения его в предложениях, основываясь на алгоритме запоминания. Приложение позволяет добавлять новые слова и выражения, отслеживая прогресс изучения материала. Рекомендуется использовать пару раз в день.

·         Duolingo. Обучение построено на принципах игры, способствуя лучшему усвоению материала. Сервис рассчитан на различную степень подготовки пользователя и позволяет подобрать задание соответствующего уровня сложности. Duolingo обучает терминам, формирует навыки чтения, слухового и визуального запоминания. Изучив материал, программа осуществляет проверку знаний, оценивая время, потраченное на прохождение теста и статистику правильно выполненных заданий производя коррекцию ответов обучаемого.

Таким образом, выбирая интерактивные сервисы для своих учеников, необходимо учитывать их индивидуальные особенности и ведущие системы восприятия и обработки информации. Очевидно, что адаптируя методы обучения под индивидуальные особенности восприятия информации обучающимися, учитель может способствовать повышению эффективности учебного процесса. Используя мультисенсорный подход, педагог может выстроить урочную и внеурочную деятельность таким образом, чтобы задействовать ведущий канал восприятия информации у каждого ребенка [7]. Это потребует дополнительной подготовки от преподавателя, но в тоже время будет способствовать повышению самооценки и мотивации обучения у школьников и развитию личности каждого обучающегося.

  

1.      Богданова Ю.З. Аудиовизуальные технологии в процессе обучения иностранным языкам // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 12. С. 120-122.

2.      Долженко В.В. Соотношение ведущего кинестетического канала восприятия информации студентами и ведущего канала подачи информации преподавателями // Аспирант. 2016. № 3 (19). С. 30-32.

3.      Николаева Ю. С., Пак Н. И. Облачная технология исследований и диагностики когнитивных способностей человека // материалы XVII Междунар. конф. по науке и технологиям Россия–Корея–СНГ. 2017. С. 150–156.

4.      Носова О.И., Писаренко В.И. Методика обучения иностранным языкам на основе использования ведущей модальности восприятия // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2. № 4. С. 150-160

5.      Овсянникова Е. А. Основы психологии : учеб. пособие. 2-е изд. перераб. М. : Флинта, 2015. С. 63–64.

6.      Психология общения : энцикл. сл. / под общ. ред. А. А. Бодалева. М. : Когито-Центр, 2011.

 Шаронова Г.Ф. Реализация мультисенсорного подхода при обучении иностранному языку / Инновационное образование и экономика. 2015. Т. 1. № 17 (


Автор(ы): Рюмина Любовь Владимировна
Приложения: