Конспект урока русского языка для учащихся 2 класса (УМК «Школа России»)
Что такое антонимы
Лежнева Екатерина Ярославовна
Цель урока: формирование у учащихся первичного представления об антонимах и об их роли в речи.
Планируемые результаты:
1) Предметные:
- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с новым понятием из раздела «Лексика» («антоним») и его признаками;
- применение орфографических правил в процессе выполнения письменных работ;
- первоначальные умения проверять написанное;
- овладение первоначальными представлениями об антонимах;
- применение знаний в нахождении среди предложенных слов и предложений антонимов, а также в подборе к предложенным словам антонимов;
- наблюдение за использованием антонимов в речи;
- использование словаря при решении языковых и речевых задач.
2) Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебные задачи урока;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий.
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- ориентироваться в учебнике (на страницах, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике в соответствии с поставленной задачей;
- пользоваться словарём учебника;
- осмысленно читать текст;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3) Личностные:
- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителя;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
Ресурсы урока: учебник «Русский язык», 2 класс, 1 часть (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), компьютер, интерактивная доска, карточки для работы на доске – 1 комплект (Приложение 1), карточки для парной работы (Приложение 2), групповой работы (Приложение 3) и индивидуальной работы (Приложение 4), презентация «Что такое антонимы?» (Приложение 7), интерактивное упражнение «Собери пары антонимов» (создано на платформе LearningApps), «кубик Блума» для этапа рефлексии (Приложение 6).
Ход урока
1. Мотивация к деятельности (1 мин)
- Ребята, проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. На парте не должно быть ничего лишнего, только учебник, тетрадь, дневник и пенал. Послушайте небольшое стихотворение:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что – время не теряем
И работать начинаем!
- Повернитесь, пожалуйста, к своему соседу по парте и пожмите ему руку в знак пожелания активной и интересной работы на уроке!
2. Актуализация знаний (12 мин)
- На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое синонимы. Кто может напомнить нам, что это? (Синонимы – это слова, близкие по значению)
- Проверим, насколько хорошо вы усвоили этот материал.
Фронтальная работа (на доске) – найти пару (подобрать синоним) - Приложение 1: красивый – прекрасный, друг – товарищ, прыгать – скакать, смелый – храбрый, ветер – вьюга
! Затруднение: осталась пара слов «весёлый – грустный»
- Ребята, посмотрите, какая пара слов у нас осталась? (весёлый – грустный)
- Можем ли мы назвать эти слова синонимами? (нет)
- Почему? (эти слова не близкие по значению, а противоположные)
- Верно! А чтобы узнать, как называются такие противоположные по значению слова, я предлагаю вам поработать в парах. Но для начала вспомним правила парной работы. (Работать сообща, слышать и слушать друг друга, уметь договариваться)
Парная работа – координатная плоскость (Приложение 2)
- Итак, какое слово у вас получилось? (антонимы)
- Молодцы! Откройте, пожалуйста, учебник на странице 54 и прочитайте про себя заголовок, написанный там голубым цветом.
- Какой знак стоит в конце заголовка? (вопросительный знак)
- Значит, на какой вопрос мы с вами должны будем ответить сегодня на уроке? (Что такое антонимы?)
- Верно! Этот вопрос – тема нашего урока.
- Как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня на урок? (узнать, что такое антонимы, учиться использовать их в речи)
Приём «Продолжи фразу» (Презентация, сл.1)
- Сегодня на уроке мы будем учиться находить и подбирать антонимы (Презентация, сл. 2)
- Посмотрите на план нашего урока. Согласны ли вы с ним? (Презентация, сл. 3-4)
- В каком порядке нужно поставить пункты нашего плана? (1. Узнать, что такое антонимы. 2. Учиться находить антонимы в предложениях и текстах. 3. Учиться подбирать антонимы к словам.)
3. Организация познавательной деятельности (29 мин)
- Итак, для того чтобы выполнить первый пункт нашего плана, попрошу вас открыть учебники на странице 54. Внизу этой страницы рядом с совой у нас написано правило. Прочитаем его (читает один учащийся)
- Перескажите это правило своему соседу по парте.
- Кто сможет, не подглядывая в учебник, рассказать, что такое антонимы?
- Мы узнали, что антонимы – это слова, противоположные по значению. Приведите свои примеры антонимов (примерные ответы детей: высокий-низкий, лето-зима, день-ночь, далеко-близко)
- Как вы думаете, для чего в нашей речи нужны антонимы? (Антонимы нужны для сравнения понятий, вещей)
- Хорошо! А что, например, мы можем сравнивать? (Размер (большой-маленький), рост (высокий- низкий), расстояние (далеко-близко) и др.)
- Верно. Откроем свои рабочие тетради и запишем число. Сколько строк надо отступить от предыдущей записи? (две строки отступаем, на третьей пишем)
- Закончите моё предложение: «Слон большой, а мышка … (маленькая).»
- Запишем это предложение под диктовку (один учащийся на доске, остальные в тетради). О чём мы должны помнить при записи предложения?
- Как мы запишем слова «слон», «большой», «маленькая»? (орфографическое проговаривание слов)
- Записываем предложение: «Слон большой, а мышка маленькая». Какие антонимы вы увидели в этом предложении?
- Докажите, что это антонимы. (Эти слова противоположные по смыслу, а значит – являются антонимами)
- Верно. Подчеркните антонимы простым карандашом по линейке.
- Следующее предложение: «Летом тепло, а зимой … (холодно).»
- Как запишем слова «летом», «холодно»? (орфографическое проговаривание слов)
- Какие проверочные слова можно подобрать к словам «тепло», «зимой»? (тепло – тёплый, зимой – зимы)
- Записываем предложение: «Летом тепло, а зимой холодно». Какие антонимы вы увидели в этом предложении? (летом – зимой, тепло – холодно)
- Докажите, что это антонимы. (Эти слова противоположные по смыслу, а значит – являются антонимами)
- Подчеркнём эти слова простым карандашом по линейке.
Динамическая пауза. Игра «Наоборот». Упражнение «Скалка»
- А сейчас давайте встанем у своих мест и поиграем в игру «Наоборот». Например, я буду поднимать руки вверх, значит вы - … (опускать вниз)
Если я буду приседать, вы будете … (вставать на носочки)
Детям предлагается выполнить 3-5 упражнений
- Следующее наше упражнение называется «Скалка». Возьмите карандаш и хорошенько покатайте его между ладошек.
- Хорошо. Присаживайтесь.
- А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы находить антонимы в предложениях и текстах. Вспомним правила работы с интерактивной доской. (На доске работаем чистыми, сухими руками, все нажатия производятся стилусом, нажимаем плавно, аккуратно)
Интерактивное упражнение «Собери пары антонимов» (Приложение 8)
Групповая работа (Приложение 3)
- Поработаем в группах. Напоминаю, что в группах мы работаем сообща, не ругаемся и разговариваем шёпотом. Ваше задание состоит в том, чтобы найти в каждом предложении пару антонимов и подчеркнуть их.
- Давайте проверять (один человек от группы называет пару антонимов: Вместе тесно, а врозь скучно. Дождик вымочит, а солнышко высушит. Ученье свет, а неученье - тьма. Умел взять, умей и отдать. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Корень ученья горек, да плод его сладок.)
- Возникли ли у вас сложности с этим заданием? Какие? Как вы решили данную проблему? Над чем ещё предстоит поработать?
- Вижу, что вы хорошо справились с этим заданием. Повернитесь обратно на свои места. Проверьте свою посадку – спинки прямые, ножки стоят на полу.
Индивидуальная работа (Приложение 4)
- Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. На столах у вас лежат карточки №2. Ваша задача – с помощью словаря, который находится у вас в учебнике на странице 142, подобрать к словам антонимы.
- Поменяйтесь карточками со своим соседом по парте и выполните взаимопроверку по эталону с помощью условных знаков («+» - если ошибок не было, «!» – если была 1-2 ошибки, «-» если более двух ошибок). (Презентация сл.5)
- Верните карточки обратно. Встаньте те, у кого ошибок не было. Молодцы!
4. Итог урока и рефлексия (3 мин)
- Давайте повторим, что такое антонимы? (Антонимы – это слова, противоположные по значению)
- Для чего нужны антонимы в нашей речи? (Антонимы нужны для сравнения вещей, понятий, явлений)
- Приведите примеры антонимов. (Примерные ответы детей тепло – холодно, широкий – узкий, лето – зима и т.д.)
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? (узнать, что такое антонимы и учиться использовать их в речи)
- Как вы думаете, удалось ли нам достичь поставленной цели? (Презентация сл.6)
- Все ли задачи мы с вами выполнили? (Презентация сл.7)
Приём «Кубик Блума» (Приложение 6)
- А сейчас я предлагаю вам продолжить фразу, которая попадётся вам на кубике (3-5 человек)
- Благодарю вас за активную работу на уроке!
Автор(ы): Лежнева Екатерина Ярославовна
Приложения:
667060c8a90f1_Лежнева_Е.Я._Приложения_к_статье.pdf