Детская музыкальная школа в системе
дополнительного образования
Герасимова Оксана Евгеньевна
«Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности» — так записано в «Законе Российской Федерации об образовании». В систему образования входит группа разнообразных учреждений дополнительного образования. Среди них сеть школ по «различным видам искусства», в том числе - детские музыкальные школы (ДМШ), «основное предназначение которых — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства». («Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей». Пр. Мин. культ. № 500, 1997 г.) Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как некую обособленную отрасль знаний. Установлено, что школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь многократно подтверждает наличие у одаренных музыкантов незаурядных способностей вообще.
Концепция'музыкального образования в стране предполагает создание системы массового (общего) музыкального воспитания и образования, которое ветвится на общехудожественное и профессиональное. Первое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательных школах, немузыкальных вузах, отчасти в детских музыкальных школах (ДМШ). Второе - в специальных учебных заведениях (ДМШ, училища, вузы), где приобретает исключительно профессиональный характер. Здесь же начинается размежевание заведений для искусства и для массовой сферы. Крайними полюсами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одаренных детей и общеобразовательные школы, а между ними — детские музыкальные школы (ДМШ) общего музыкального образования и школы искусств (ДШИ). Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же функция ДМШ состоит в том, чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и ж елание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые же годы обучения. Термин «общее музыкальное образование» за последние годы завоевывает себе право гражданства. Особенности его значения: первая часть, а именно слово «общее» — имеет двоякий смысл. Во-первых, она включает музыкальное образование в систему общего образования, куда оно, действительно, и должно входить, как неотъемлемая составная часть; этим сказано, что всякий человек, получающий общее образование в школе или вне ее, не может и не должен миновать его музыкальной стороны, если хочет быть полно и гармонически развитым. Вовторых, эта часть термина отличает общее музыкальное образование от специального, которое ставит своей задачей подготовку музыкантов-практиков, исполнителей, композиторов, певцов и т. д. и как таковое выходит за пределы общего образования. Поскольку задачей общего образования является главным образом развитие человека, то и под общим музыкальным развитием учащихся нужно понимать не столько техническую умелость, сколько близость к самому искусству, навык воспринимать его и усваивать, чтобы искусство вошло большой и важной частью во всю жизнь человека, заняло бы значительное место в его духовном мире. Вторая часть — термин «образование» — включает в себя не только образование в узком смысле, но и воспитание, которое в музыкальной школе не является дополнением к процессу обучения, а составляет органическое единство с учебным процессом. В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель школы общего музыкального образования — сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе; ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети. Каждый из них может стать подлинным любителем музыки - активным слушателем, участником студенческого и домашнего музицирования. Д. Б. Кабалевский говорил, что «главной задачей массового музыкального воспитания... является... не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность».
Нельзя забывать, что учитель-педагог-воспитатель несет всю полноту ответственности за духовную жизнь детей. Учитель музыки должен живо ощущать музыкальные пристрастия детей и, опираясь на это, вести их за собой, мгновенно реагировать на все позитивные изменения вкусов в обществе. В детской среде за последние годы произошли кардинальные изменения, вызванные новыми реалиями общественной жизни. Они видят мир иным, чем предыдущие поколения. У современных детей наблюдается процесс расслоения сознания, охвативший в последнее время взрослых. А ведь воспитание личности есть ее поэтапная и непрерывная подготовка к регуляции всех видов отношений, в ходе которых личность осваивает общественную и групповую шкалу ценностей, нормы, позиции, организацию, социальную символику и мотивационные способы участия в конфликтах. В процессе же обучения и воспитания должна быть обеспечена социализация личности, то есть: личностное гражданское и профессиональное самоопределение подростков. Это предполагает освоение новых реалий, подготовку к экономически самостоятельной жизни, формирование базового минимума культуры, что означает некоторые внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового, неантагонистического существования человека и окружающей его среды, условия их гармонического развития. Опираясь на перечисленные современные задачи и направления системы воспитания с позиции единства образовательного пространства, детская музыкальная школа должна быть очагом массового музыкально-эстетического воспитания, поскольку оно является частью модели воспитательной системы образовательных учреждений разного типа. Успехи, достигнутые за последние годы в решении проблем музыкального воспитания, говорят о большой работе и серьезном внимании, которое уделяют педагоги-музыканты гармоническому развитию учащихся. Не ограничиваясь обучением игре на инструменте, педагоги стремятся воплотить идеи комплексного подхода в разностороннем воспитании детей. Занимая специфическое место в системе образования, ДМШ имеет и специфические особенности образовательного процесса. Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания и как средство воспитания, а также нормами общения с ней (слушание, разбор и исполнение) и достаточно ш ирокими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других. Знания о музыке в наше время играют все большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность. Система эстетического воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем её разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании: — расширение музыкального кругозора; — воспитание мировоззрения и моральных качеств;
— воспитание воли и характера;
— воспитание интереса к творческому труду и умения работать;
— забота о здоровье и физическом развитии;
— воспитание актуальности и дисциплины;
— воспитание изящества и благородства жестов и осанки;
— воспитание открытости, правдивости и приветливости;
— воспитание уважения к старшим и чувства товарищества;
— воспитание культуры речи.
Повышение эффективности и качества общего музыкального образования ставит перед преподавателями детских музыкальных школ сложные и ответственные задачи. Принципы развивающего обучения и воспитания, все шире проникающие в занятия по специальности и все формы обучения ДМШ, призваны воспитывать грамотных музыкантов-любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к музыке и инструменту, ликвидировать или сократить до минимума психологический барьер «боязни» концертных выступлений, развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения (разные формы коллективного музицирования, предметы по выбору). Таким образом, являясь начальным звеном в музыкальном образовании, ДМШ не ставит своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности. Ее назначение — музыкально-эстетическое воспитание широкого круга детей и подростков, но, кроме того, музыкальная школа должна выявлять наиболее способных учеников и готовить их для поступления в специальные учебные заведения.
Только шаг за шагом, ведя учеников от первых еще поверхностных музыкальных впечатлений к глубокому и серьезному постижению музыки, когда искусство из приятного препровождения времени превращается в жизненную потребность человека, педагог-музыкант сумеет приобщить своих учеников к миру музыкального искусства.
Автор(ы): Герасимова Оксана Евгеньевна
Приложения: