Методическая разработка внеурочного занятия
Мобильный телефон, мобильные приложения
и здоровье школьников
Михальченко Ирина Эдуардовна
Наш век- это век развития технического прогресса, передовых технологий. Мы не можем представить жизнь человека без общения через виртуальные мессенджеры и посредством мобильного телефона. Сегодня мобильные телефоны стали предметом первой необходимости. Быстрая связь облегчает общение людям, живущим в разных уголках мира. Электромагнитные волны этих устройств проходят и сквозь нас. Насколько это вредно? Всё чаще можно услышать разные мнения о влиянии сотового телефона.
Актуальность темы: . Мобильный телефон – это средство связи с внешним миром Мобильный телефон – это средство связи, которое в наше время есть практически у всех: у детей, подростков, взрослых, пожилых людей. Компании по изготовлению мобильные телефоны, осваивают новые функции, новые возможности сотового аппарата, представляя новые телефоны с уникальными возможностями. Но мало кто знает, что новые функции далеко не всегда приносят пользу, а возможно даже наносят вред организму человека. Но даже за несколько секунд можно получить болезни, от которых будешь лечиться всю жизнь. Поэтому каждому человеку необходимо знать положительное и отрицательное воздействие сотового телефона на здоровье и жизнь человека. Знать, как правильно пользоваться телефоном и в каких временных рамках. Сотовый же телефон стал массовым только в последнее десятилетие, и столь короткого промежутка времени, конечно, недостаточно для того, чтобы делать выводы о его вреде или безвредности на основе широкомасштабного эксперимента над людьми. Потребители все больше беспокоятся о том, что регулярное использование сотового телефона может вызвать проблемы, начиная с головной боли и кончая опухолями. Длительное пользование мобильным телефоном способно привести к серьезным нарушениям работы почек. Согласно выводам ученых, излучение мобильных телефонов вызывает изменения в красных тельцах в крови человека. Ослабление электрического потенциала кровяных клеток оказывает крайне негативное влияние на ряд ключевых органов, прежде всего почек, работа которых во многом зависит от поляризации кровяных телец.
Механизм воздействия излучений на здорового человека:
В момент воздействия искажается естественная работа внутренних органов;
При ежедневном контакте изменяется функциональное состояние всех внутренних органов.
При постоянном контакте с электромагнитным полем в течение нескольких лет у человека происходит формирование и закрепление хронических заболеваний на физическом уровне.
На сегодняшний день уже не редкость встретить ребенка школьного возраста с мобильным телефоном в руках, теперь уже скорее удивятся одноклассники, если у кого-то из них нет этой “новомодной” игрушки.
Мобильник становится лучшим другом, и необходимость в реальных друзьях просто отпадает сама собой. Сотовый телефон для молодежи давно уже перешел из разряда необходимости, связанной со звонками, в разряд игрушек. У кого телефон круче? У кого больше игр туда «закачено»? Эти и многие другие вопросы интересуют сердца юных потребителей.
В то время как в нашей стране на данную проблему не обращают внимания, за рубежом принимают меры к тому, чтобы ограничить распространение мобильников среди детей. Мобильный телефон вошел в нашу жизнь и никуда от него уже не деться. Хотя наверняка, найдется немало противников давать его детям:
1. Телефон — средство провокации.
2. В подростковой группе мобильник — своеобразный показатель социального статуса. Причем, зависит он не от собственных достижений ребенка в учебе или спорте, а исключительно связан с тем, насколько богаты его родители. В такой ситуации может возникнуть нездоровое соревнование между детьми и появление разногласий в семье.
3. Мобильный телефон — дополнительная статья расхода в семье, особенно, если ребенок не может контролировать свои разговоры.
4. Мобильник ограничивает способности ребенка к адаптации и общению. Мир ребенка сейчас часто сужен вокруг компьютера, Интернета, отпадает потребность выходить на улицу, зачастую у него не появляется опыта дружбы, общения.
5. Может возникнуть зависимость от мобильного телефона. Ребенку кажется, что без телефона он уже не так интересен своим друзьям, что его ценность в их глазах падает.
Впрочем, сторонников того, чтобы подростки шли в ногу со временем, тоже немало:
1. Телефон покупается не ребенку, а родителям, которые хотят иметь возможность контролировать своего отпрыска. Родителям намного спокойнее, когда они знают, что в любой момент могут связаться с ребенком. При наличии у ребёнка мобильника он будет чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее. Ведь если не дай бог что случится, можно незамедлительно позвонить родителям, которые смогут помочь в трудной ситуации.
2. Если родители научили в критических или экстренных ситуациях пользоваться необходимыми номерами, угрозы благополучию ребенка значительно снижаются.
Выводы :
Негативное воздействие излучения сотового телефона на организм человека на сегодняшний день не доказано. Учёные заявляют, что имеющихся наблюдений явно недостаточно – люди начали пользоваться мобильной связью относительно недавно. Обоснованные выводы можно будет делать лишь спустя несколько лет, а то и десятилетий. Можно согласиться с мнением психолога, что «мобильный телефон является своего рода диагностическим критерием эффективности всех родительских усилий. Если ребенок, получив телефон, пользуется им так, как этого ожидают родители, они могут себе сказать, что воспитали нормального человека». Такой ребенок не будет хвастаться телефоном перед друзьями, говорить по нему часами, проговаривая все родительские деньги. Он не будет требовать от родителей самого «навороченного» телефона, понимая, что им это не по карману. Если ребенок младшего возраста достаточно общается с родителями, которые всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, у него не будет необходимости использовать телефон для «борьбы» с одиночеством. Если подросток знает цену деньгам, у него есть опыт зарабатывания денег, то и телефон будет использовать разумно.
Гипотеза: Мобильный телефон оказывает негативное влияние на организм человека и его здоровье.
Цель:
- изучить положительные и отрицательные стороны использования сотового телефона;
- выяснить влияет ли мобильный телефон на здоровье человека;
Задачи:
1. Изучить историю изобретения сотового телефона;
2. Выяснить, как сотовый телефон влияет на здоровье детей.
3. Провести опрос и анкетирование среди учащихся школы;
5. Разработать рекомендации для владельцев сотовых телефонов.
Объект исследования: мобильный телефон.
Предмет исследования: способность мобильного телефона оказывать воздействие на организм человека.
Методы исследования:
1. Выяснить, как сотовый телефон влияет на здоровье детей.
2. Опрос, анкетирование, исследование
Внеурочное занятие «Мобильный телефон , мобильные приложения и здоровье школьников».
Цель: способствовать формированию понимания учениками вреда и пользы мобильных устройств
Задачи:
- познакомить учащихся с историей мобильного телефона;
- способствовать формированию навыков обобщения путем ведения беседы;
- способствовать развитию творческого мышления.
Оборудование: видеоролик первый мобильный телефон, листы А4, цветные карандаши.
Ход занятия.
1.Организационный момент. (даются различные мелодии на телефоне, громкие , тихие, знакомые и малознакомые). Дети пытаются назвать известные мелодии, объяснить почему играет мелодия тихо или громко)
- Что нам обычно показывает музыкальный сигнал? (паузу, перемену, помогает сосредоточить внимание)
2.Сообщение темы занятия
Мы с вами на один шажок стали ближе к теме нашего занятия.
Чтобы совсем точно узнать тему , прослушайте фрагмент стихотворения
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!
А потом позвонил
Крокодил
Из какого стихотворения отрывок ? (стих. Телефон КИ Чуковский)
Что необычного в этом стихотворении?
Как вы думаете про что мы сегодня будем говорить? (про телефон )
А сколько слогов в слове телефон? (3) Какой ударный слог? (фон)
Назовите количество букв и звуков в этом слове? Назовите мягкий согласный?
3. Работа по теме
-Раньше информацию передавали на бересте ,
настенных рисунках . Последние несколько десятилетий бурное развитие цифровых технологий привело к сотовой эпидемии, поразившей весь мир! Мы не можем уже представить современный мир без мобильной связи. С появлением сотовой связи в русский язык пришло много слов иностранного происхождения. Мы должны знать их значение. Проведем небольшую словарную работу. Класс разделен на 3 команды. Каждая получает слово, которое необходимо объяснить
1 . команда
Smart (анг.), phone (анг.) – «умный телефон».
Browser (анг.) – программа-просмотрщик.
2 команда
Mobile (анг.) – подвижный.
Connect (анг.) – соединять, связывать.
3 команда
Option (анг.) – выбор, право выбора.
Virtual (анг.) – возможный.
- Предлагаю вам посмотреть видеоролик о мобильном телефоне. При просмотре обратите внимание на глубокий смысл, вложенный в ролик.
Просмотр видеоролика.
- Мы приблизились к главному вопросу нашего занятия: вред и польза мобильного телефона.
- Назовите полезные качества мобильного телефона.
- Кто знает о вреде мобильного телефона?
- В каких целях вы используете мобильный телефон?
- В чем этот вред заключается?
- От продуктов технологии нам никуда не деться. Средства технического прогресса каждый день совершенствуются. В большей степени это относится к средствам связи. Нам с вами необходимо располагать информацией о влиянии современной техники на здоровье человека, чтобы не только правильно использовать достижения науки, но и сберечь свое здоровье.
Может ли современный человек обойтись без постоянной телефонной связи.
Подумайте: в каких случаях мобильный телефон – необходимость, а в каких – безделушка, способ «убить» время.
- Какие профессии нуждаются в постоянной мобильной связи?
- Какие профессии могут легко обойтись без мобильного телефона?
- На столах у вас лежат листы. На левой половине листа нарисуйте цветными карандашами предмет, вещь или занятие, без которых вы не можете обойтись.
Дети рисуют.
- На второй половине листа нарисуйте предмет, вещь или занятие, о которых вы мечтаете. Проще говоря, нарисуйте вою мечту.
Дети рисуют.
- Выявим положительное влияние и отрицательное воздействие на жизнь человека.
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Главное достоинство телефона – быстрая связь.
| излучает радиомагнитные волны. |
выход в интернет. | Мобильный телефон понижает иммунитет, т.е. защитный механизм организма. |
– приложения: · будильник; · калькулятор; · органайзер; · функция Bluetooth/
| садится зрение. |
календарь; | Телефон отнимает время и энергию, снижает творческие способности |
оснащенность mp3-плеером. | Радиоволны, излучаемые телефоном, вредны для здоровья. |
| . Может появиться мобильная зависимость |
Мы с вами выявили положительные и отрицательные воздействия мобильного телефона на жизнь и здоровье человека.
- «Чем Вы будете заниматься, если мобильного телефона или компьютера не будет рядом?»
Каждая команда придумает по 2 рекомендации по использованию мобильных устройств
1 команда
- Носите телефон в специальном чехле, чтобы уменьшит вредное воздействие на организм.
2. Во время сна старайтесь держать телефон как можно дальше от головы (телефон под подушкой вредит нормальному сну).
2 команда
3. Не говорите по телефону в случаях уменьшения сигнала сети, низкого заряда батареи, т.к. в обоих случаях происходит увеличение вредного излучения.
4. Старайтесь говорить по телефону не более 10 минут;
3 команда
5. Слушайте музыку в наушниках не более 10-15 минут в день.
6. Говорите по телефону не более 10-15 минут в день.
3. Рефлексия.
- Телефон – всего лишь средство общения, средство передачи важной информации. Не создавайте ситуаций, делающих Вас зависимыми от мобильного общения.
Выводы по занятию:
1. Большая часть учащихся пользуется мобильным телефоном давно.
2. Практически все ученики в течение дня часто пользуются телефоном. Подавляющему большинству телефон нужен для игр, а не для звонков.
3. Отрицательным моментом является то, что 88% опрошенных носят свои телефоны близко к телу, а не в портфелях.
4. Несмотря на то, что больше половины пятиклассников считают, что мобильный телефон может плохо влиять на их здоровье, дети уверены, что телефон в школе нужен.
5. Процент пользователей сотовой связью среди пятиклассников такой же, как и в средней и старшей школе.
Автор(ы): Михальченко Ирина Эдуардовна
Приложения: