Технологии развивающего обучения

В условиях реализации требований ФГОС общего образования  наиболее актуальными для нашей средней  школы являются  следующие технологии:

1. Информационно – коммуникационная технология

2. Технология развития критического мышления

3. Проектная технология

4. Игровые технологии

5. Технология мастерских   

6. Здоровьесберегающие технологии

Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые активно используются на уроках русского языка и литературы в нашей средней школе. 

1. Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ  способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности. Достижение поставленных целей осуществляется через реализацию следующих задач:

· использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе;

· формирование  у учащихся устойчивого интереса и стремления к самообразованию;

· формирование и развитие коммуникативной компетенции;

· направление усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.

Чаще всего эти технологии используются нами при изучении нового материала или при обобщении темы особенно на уроках литературы. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям мы можем подробней рассказать о жизни и творческой деятельности того или иного писателя, а ученики, в свою очередь, могут, применяя эти технологии, подготовить доклад или проанализировать какое-либо произведение. Кроме того нашими учителями  используются  эти технологии во внеурочной деятельности.

2. Игровые технологии

Обучение в игре позволяет научить :

распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать и применять знания.

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

- стимулируется познавательная деятельность;

- активизируется мыслительная деятельность;

- самопроизвольно запоминаются сведения;

- формируется ассоциативное запоминание;

- усиливается мотивация к изучению предмета.

3. Технология творческих мастерских

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

4. Проектная технология

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся  решения проблемных заданий. Таким образом, проектная методика:

1) характеризуется высокой коммуникативностью;

2) предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3) предполагает особую форму организации  коммуникативно-познавательной  деятельности школьников на уроке;

4) основана на цикличной организации учебного процесса.

Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта мы применяем в конце изучения темы по определенному циклу, как один из видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки, и защита проекта по определенной теме.

5. Здоровьесберегающие технологии  

Это, в первую очередь:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья  школьников: предупреждает переутомление учащихся на уроках; улучшает психологический климата в детских коллективах; приобщает родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышает концентрацию внимания; снижает показатели заболеваемости детей и уровня тревожности.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:

 - контингента учащихся,

 -  их возраста,

 -  уровня подготовленности,

 - темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ -  ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".


Автор(ы): Пиркулова Анна Левановна
Приложения: