Проблемы формирования культуры
здорового образа жизни в семье

Баймашкина Татьяна Александровна

                                    Здоровье детей – будущее страны,
основа её национальной безопасности.

Д. Медведев

Здоровье - бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это - главное условие полноценной и счастливой жизни.

Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.

Известно, что судьба человека, его будущие успехи или неудачи, счастье или несчастье, выбор профессии, даже настроение связаны с семейной средой. Семья – это особый институт, в основе которого лежат высокие нравственные начала, трудолюбие, взаимопонимание, «социально-исторические  традиции взаимоотношений между людьми, полами и различными поколениями, направленность на создание необходимых условий для жизни, достижения зрелости ребенком».

Семья — это фундамент, на котором ребенок строит если не целиком свое понимание мира, то, по крайней мере, алгоритм решения стоящих перед ним проблем. Причем этот алгоритм может быть как полезным для здоровья, так и губительным.

Семья представляет собой один из факторов, обеспечивающих существование государства, его жизнеспособность и прогресс.

О ком можно сказать: «Эта семья ведет здоровый образ жизни»?

•      отсутствие вредных привычек;

•      рациональное питание;

•      систематические занятия физической культурой;

•      профилактика заболеваний (закаливание, соблюдение элементарных гигиенических и санитарных правил, прием проф. препаратов в период подъема заболевания);

•      соблюдение режима дня;

•      ответственное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться больше внимания  в дошкольном и школьном  возрасте, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением школьников методам  совершенствования и сохранения здоровья могут и должны привести к положительным результатам.

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. В свою очередь, формирование здорового образа жизни в семье как один из важных факторов развития духовно-просвещенческих ценностей является необходимым условием для становления здорового народа, здоровой нации и на сколько семья способна с самого раннего возраста создавать ребёнку общий положительный и устойчивый фон психического состояния, обеспечивать развитие деятельной и жизнерадостной личности.

Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

Формирование личности ребенка в процессе семейного воспитания происходит двумя путями: под влиянием семейного образа жизни, а также под особым воспитательным воздействием родителей.

Образ жизни в семье — это зависимая от социально-экономических условий сложившаяся система видов жизнедеятельности и отношений родителей, детей и других родственников, проявляющаяся в виде социальной, трудовой, физической и репродуктивной активности. Недооценка условий и образа жизни семьи, определяющих здоровье каждого человека, каждого школьника ведет к социальной дезадаптации и психологической неустойчивости, это является фактором риска скрытого развития болезней.

Образ жизни в семье — вот что по-настоящему образовывает человека, формирует его чувства, отношения, поведение. Здоровый образ жизни обретает особую значимость в утверждении позитивных качеств, здоровой и гармонично развитой личности, на что и призвано быть направленным семейное воспитание детей.

Здоровая семейная среда складывается под воздействием авторитета родителей, их стремления к постоянному совершенствованию, заботы и справедливости по отношению к окружающим, позитивных внутрисемейных взаимоотношений.

Основу благополучия семьи составляют ее сплоченность, взаимное доверие, благожелательность, любовь. Среди многих факторов здорового образа жизни в семье особое место занимают взаимоотношения между родителями и детьми, уважение и благожелательность к старшим, правильное воспитание детей, обустроенность и порядок в семье, соблюдение режима дня, правильное питание, привитие трудолюбия, культуры общения и др.

Одним из наиболее эффективных факторов утверждения здорового образа жизни в семье является личный позитивный пример старших, который вызывает у детей стремление подражать и следовать им.

«Успешная реализация функций семьи рассматривается как один из важных критериев семейного счастья. Поэтому успешное выполнение семьей своих задач воздействует не только на ее внутреннее состояние, но и на социальное здоровье общества».

Утверждение здорового образа жизни в семье определяет процесс всестороннего физического и духовного совершенствования детей. Они учатся у родителей человечности, гуманности, уважению к старшим, заботе о младших, соблюдению чистоты и порядка, правилам общей и личной гигиены.

Несомненно, большинство родителей стараются привить  ребенку элементарные навыки  гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности и формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.

Как отмечал выдающийся педагог А.С. Макаренко, человека воспитывает все: события, явления, вещи, однако, прежде всего это делают люди. Среди них первое место принадлежит родителям и учителям, тесное взаимодействие между которыми является необходимым условием для всестороннего совершенствования детей, утверждения здорового образа жизни.

       Формирование здорового образа жизни, поэтапно реализуемое в семье, детских садах, школе, профессиональных колледжах, высших учебных заведениях, в процессе самостоятельного образования имеет одной из своих важных целей воспитание гармонично развитого поколения в духе высокой культуры здорового образа жизни.

      Формирование здорового образа жизни требует, прежде всего, обратить особое внимание на обеспечение семейного здоровья, здоровой наследственности, подготовки юношей и девушек к семейной жизни.

    Психологи, высоко оценивая роль семьи в формировании здорового образа жизни, считают необходимым обратить особое внимание на следующие аспекты:

1.   Укрепление всестороннего здоровья народа, нации следует начинать, прежде всего, с семьи.

2.   По подготовке молодежи к  семейной жизни, ее освоению философии здорового образа жизни следует привлекать не только ученых и соответствующих специалистов, но и людей с богатым жизненным опытом, педагогов и наставников.

3.   Исходя из актуальности проблемы освоения молодежью философии здорового образа жизни, следует вести активную работу с учетом таких ее составных компонентов, как:

Ø использование реализуемых в нашей стране программ по развитию спорта, традиций семейного спорта;

Ø формирование у молодёжи культуры осознания ценности жизни, разумной организации жизненной деятельности.

Развитие страны, общества получает должную обеспеченность, если в семье поставлено на правильную основу воспитание детей, духовно-нравственный облик семьи строится на позитивных ценностях наших предков, если в семье утвердилась современная культура здорового образа жизни.

Система здорового образа жизни в условиях семьи:

·        Поддержание здоровья: питание, движение, деятельность, сон, режим, отдых и т. д.

·        Деятельность: учебная, производственная, познавательная, художественная, спортивная, общественная, работа по ведению домашнего хозяйства.

·        Духовное развитие: общение с людьми, чтение, музыка, искусство, творчество, связь с природой.

·        Самосозидание: самоанализ, самокритика, самоустановка, самопринуждение, самоконтроль, самооценка.

·        Забота родителей о закаливании детей, об их физическом раз­витии.

·        Внимание в семье к рациональному питанию, культуре приня­тия пищи детьми и взрослыми членами семьи.

·        Забота родителей о духовном развитии членов семьи (чтение, слушание музыки, избирательное радио и телепередачи, задушев­ные беседы, творческая деятельность, общение с природой, тради­ции, семейные праздники и т. д.).

·        Учет возрастных особенностей детей, их индивидуальности, природных данных в процессе формирования здорового образа жизни.

·        Забота родителей о развитии и закреплении здоровых потреб­ностей детей (потребность в движении, творчестве, в общении с близкими и окружающими, с природой), направленных на поддер­жание здоровья тела и души.

·        Создание в семье высокой духовно-нравственной атмосферы, способствующей здоровому образу жизни членов семьи.

·        Осуждение, неприятие вредных привычек: курения, алкоголиз­ма, наркомании, токсикомании, употребления крепкого (густого) кофе, крепкого чая (чефира) и др.

·        Высокий нравственный и гражданский образец родителей, здо­ровый образ жизни отца, матери, направленный на формирование здорового образа жизни детей.

Основной целью работы с родителями - просвещение в вопросе по воспитанию ЗОЖ у детей в семье, переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества.

В своей работе с родителями я использую следующие формы и методы:

1.Родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников.

2.Наглядная пропаганда ЗОЖ.

3.Беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья.

Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой - они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.

4.Анкетирование.

5.Дни открытых дверей.

6. Привлечение родителей к участию в педсоветах и семинарах школы.

Все эти формы и методы работы дают возможность осуществлять неформальные связи с родителями, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.

        Наша главная цель состоит в воспитании здорового поколения в семье, оздоровление общества путем утверждения культуры здорового образа жизни.

Закончить хочется высказыванием французского писателя и философа Мишеля де Монтеня:

 «Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». 


Автор(ы): Баймашкина Татьяна Александровна
Приложения: