Методические рекомендации учителю физической культуры
Ершова Светлана Александровна
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».
Некоторые исследователи (М.Ф. Сауткин; Н.С. Кончиц) отмечают, что в практике физического воспитания не разработаны объективные критерии оздоровительного эффекта физических упражнений. Комплексной программой по физической культуре в системе среднего образования предусматривается решение оздоровительных задач, наряду с образовательными и воспитательными. Последние реализуются на основе традиционного подхода к построению учебного процесса по аналогии с другими учебными дисциплинами – по принципу временного прохождения разделов программы. При этом решение образовательных задач контролируется, т.е. в конце каждого периода подготовки школьники сдают контрольные нормативы по разделам программы (лыжной подготовке, плаванию и т.д.). А вот контроль над решением оздоровительных задач в программе не предусмотрен. В то же время успешность обучения в школе, повышение работоспособности, укрепление здоровья школьников, повышение уровня знаний во многом зависят от рационального режима работы и отдыха, степени восстановления организма после физических и умственных нагрузок, т.е. здорового образа жизни. И в этом весьма полезными могут оказаться средства оздоровительной физической культуры. В связи с вышеизложенными проблемами возникла необходимость разработки программы «Мы здоровыми растем». Она модифицирована и имеет физкультурно-спортивную направленность. Разработана на основе учебного пособия Назаренко Л.Д. «Оздоровительные основы физических упражнений».
Важнейшей проблемой оздоровления детей и подростков является сотрудничество и партнерство с семьей. Семья имеет мощное воздействие на воспитание и образование подрастающего поколения, усвоение культурных традиций, формирование личности, здоровье общества в целом. Педагогические усилия в рамках организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе должны быть направлены, прежде всего, на развитие социального, педагогического, культурного потенциала семьи. Для этого необходимо:
· разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного ответственного отношения к здоровью ребенка, выполнению обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, укреплению семейных традиций, в том числе:
- принять дополнительные меры по интенсификации информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями), оказанию им соответствующей психолого-педагогической помощи в воспитании детей и привлечению их к занятиям в спортивных или оздоровительных секциях;
- обеспечить обучающихся и родителей (законных представителей) информацией о работе спортивных секций и учреждений, находящихся в микрорайоне школы, в городе;
- ввести в практику работы новые формы совместной спортивной деятельности семьи и школы;
- поощрять родителей и детей, занимающихся в спортивных секциях и участвующих в спортивных соревнованиях.
Данная программа может стать частью здоровьесберегающего компонента образовательной программы в дополнительном образовании. Она обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а так же целенаправленное восполнение «воспитательных пробелов» родителей посредством совместных занятий физической культурой и спортом и реализации современных и адаптированных оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса обучающихся.
Примерный план мероприятий работы с родителями
по спортивно-оздоровительному направлению
№№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Классные родительские собрания «Психо- физиологические особенности учащихся определённого возраста. Советы школьного врача». | Сентябрь |
2 | Родительское собрание в 5-ых классах «Условия и успешность перехода в среднюю школу. Особенности учащихся данного возраста». | Сентябрь |
3 | Собрание для родителей подготовительного класса «Ваш малыш – школьник. Режим дня первоклассника» | Октябрь |
4 | Общешкольное родительское собрание «Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности ». | Октябрь |
5 | Соревнования семейных команд | В течение года |
6 | Круглый стол для проблемных семей «Наши общие проблемы». | Декабрь |
7 | Дни Здоровья | В течение года |
8 | Анкетирование родителей по вопросам ЗОЖа | 1 полугодие |
9 | Неделя физической культуры | Апрель |
10 | Классные родительские собрания «Свободное время школьников. Оздоровление детей». | Май |
11 | Туристические походы совместно с родителями (поход выходного дня). | В течение года |
Для примера вовлечения родителе в процесс, прилагаю план-сценарий спортивного мероприятия для обучающихся начальной школы и их родителей.
Спортивное мероприятие , приуроченное ко дню защитника Отечества.
"А ну-ка, мальчишки!"
Цель: расширить представление о празднике День защитника Отечества, создать праздничное торжественное настроение, поднять спортивный дух у учащихся и их родителей.
Задачи:
1. Развивать физическую подготовку.
2. Создать условия для формирования сплочённости коллектива.
3. Воспитывать чувства патриотизма.
Участники: учащиеся 1-4 классов и их папы, братья, дедушки.
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, мы рады приветствовать вас всех на нашем спортивном мероприятии, которое посвящённо дню защитника Отечества.
Под музыку выходят 4 команды , состоящие из мальчиков и мужчин.
Ведущий: Именно благодаря войнам-защитникам мы с вами живём в свободной стране. Сейчас вы ещё дети, но время летит быстро, и через несколько лет наши мальчики тоже станут солдатами-защитниками.
А сегодня мы проведём спортивные соревнования, чтобы проверить, кто же лучше подготовлен к этому трудному и ответственному делу.
Музыкальная разминка.
Ведущий: Отлично! Все размялись и готовы показать, на сколько вы быстрые , сильные и ловкие.
Эстафета 1
Минное поле
Участники команды по очереди добегаю до фишки, оббегая "мины". Возвращаясь к команде, передают эстафету следующему игроку хлопоком по ладони. Побеждает та команда, которая быстрее справится.
Эстафета 2
Передача снаряда
Участники стоят в колонне у последнего в руках мяч. Он передаёт мяч над головой вперёд, сдежующему участнику. Когда мяч получает 1 участник команды, он бежит до фишки , отбегая мины и становится в конец колонны, также передавай мяч над головами к первому участнику. Побеждает команда, которая быстрее выполнит эстафету.
Эстафета 3
Полоса препятствий
Каждый участник команды по очереди проходит полосу препятствий ( ползание, перелезание, бег), передавая эстафету следующему хлопком по ладони. Побеждает команда, быстрее выполнившая эстафету.
Эстафета 4
Кавалеристы
Участники команды в парах верхом на коне скачут до фишки, обегают её и возвращаются к команде, передавая коня в следующей паре. Побеждает команда быстрее, выполнившая эстафету.
Пока по подводятся итоги эстафет, конкурс для болельщиков.
Для болельщиков конкурс
Медпункт
Вызываются 2 или 3 пары болельщиков.
Один садится на стул - больной. А другой-врач, берет туалетную бумагу.
За 5 минут врач обматывает туалетной бумагой больному 1 руку 1 ногу и голову. По истечению времени жюри аплодисментами. Определяют победителей, кто аккуратней и быстрее замотал больного.
Ведущий: Судьи определили победителей!
Награждение команд
Ведущий: в нашей школе самые быстрые, самые ловкие, и самые сильные ребята, а так же их папы и братья ! Давайте поздравим ещё раз всех с праздником с днём защитника Отечества!
Автор(ы): Ершова Светлана Александровна
Приложения: