Развитие функциональной грамотности на уроках истории

Лопатина Виктория Валерьевна

Пояснительная записка

Задание разработано для обучающихся 6 классов.  Может быть использовано как при освоении нового материала по теме «Дмитрий Донской. Куликовская битва», так и на этапе закрепления. Предметные умения - отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез; на основе изученного материала указывать причины и последствия важнейших исторических событий (процессов); развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

В ходе выполнения актуализируется читательская грамотность:

·       Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.).

·       Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

·       Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.).

·       Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста.

В последнее время быстрый рост объема информации приводит к сжатию учебного материала, повышение емкости знаний, представленный минимальным уровнем содержания. С целью оптимальности процесса обучения, учителя все чаще стараются изложить только суть учебной программы, а остальную её часть учащиеся должны изучать самостоятельно. Самостоятельное представление обучающимися изучаемой информации в виде схем, таблиц позволяет не только краткое изложить суть учебного материала, но и способствует облегчению запоминания и воспроизведения необходимой информации.

 

Куликовская битва

Мамай не мог оставить без ответа обидное поражение и стал готовить большие силы для похода на Русь. Союз с Ордой против Москвы заключили литовский князь Яга́йло и рязанский князь Олег. Дмитрий Донской, получив известие о готовящемся нашествии, стал собирать войска со всех русских земель. Общий сбор войск был назначен у города Коломны. К московскому войску присоединились полки из Суздаля, Твери, Костромы, Белоозера, Мурома, Ростова, Ярославля, Пскова, Новгорода. Дмитрия Донского поддержали также князья из подконтрольных Литве земель: приехали братья литовского князя Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский. Война московского князя против Мамая приобрела общерусский характер.

Русское войско двинулось в степь, чтобы встретиться с ордынцами на их территории, подальше от русских земель. Русское войско перешло реку Дон и встало вдоль её берега тылом к реке на Куликовом поле. Справа от русских полков протекала впадавшая в Дон река Непря́два. С левого фланга к русской рати примыкал лес — так называемая Зелёная дубрава. В этом лесу Дмитрий Донской скрыл запасной полк во главе со своим двоюродным братом Дмитрием Андреевичем Серпуховским и воеводой Дмитрием Бобро́ком-Волынским. Позиция русского войска на первый взгляд казалась неудобной, поскольку из-за находящегося позади Дона не было пространства для отступления. Однако, с другой стороны, естественные преграды в виде Дона, Непрядвы и Зелёной дубравы должны были создать большие трудности для манёвра ордынской конницы. Так ордынское конное войско лишилось одного из своих преимуществ. Дмитрий Донской встал плечом к плечу вместе со своими воинами.

Утром 8 сентября 1380 г. подошедшие к месту слияния Непрядвы и Дона ордынские полки обрушились на русское войско, началась Куликовская битва. В начале сражения ордынская конница смяла первую линию (сторожевой полк) русской армии. Затем ордынцы перенесли основной удар на левый фланг, разгромили его и сбоку атаковали центральные позиции русской рати. Казалось, Мамай был уже близок к победе. Однако в самый неожиданный момент на наступающих ордынцев со спины напал русский засадный полк из Зелёной дубравы во главе с Дмитрием Боброком-Волынским и Владимиром Андреевичем Серпуховским (он получил в дальнейшем прозвище Храбрый). Ордынцы дрогнули, не выдержали натиска и обратились в бегство. Русские полки ещё долго преследовали и уничтожали бегущего неприятеля.

Мамай потерпел сокрушительное поражение на Куликовом поле. Он потерял значительную часть армии, а вместе с ней и власть в Орде. Вскоре Мамай был убит своими врагами в Крыму. Для московского князя победа над ордынцами стала настоящим триумфом. Никогда прежде князья Северо-Восточной Руси не одерживали таких больших побед над ордынцами. Русское войско добилось успеха в том числе благодаря грамотному командованию князя, который сплотил общерусские силы, и смелым воинам, которые сражались за родную землю.

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/146956/b1a2d6a6ded8bb5d.png

Прочитай текст. Ответь на вопросы и выполни задания

1.    Кто возглавлял поход ордынцев на Русь (2 балла) ______________________

2.    Дополни предложения, используя информацию текста (2 балла)

Многие русские земли поддержали Дмитрия Донского, к походу присоединились

____________________________________________________________________________________________________________________________________________  

3.    Отметь знаком правильный ответ (1 балл)

Куликовская битва состоялась _______________________________

5 апреля 1240 г. 
11 августа 1378 г. 
8 сентября 1380 г. 

4.    Изобразите графически информацию о союзниках каждой из сторон (2 балла)

                        

5.    Докажи, что место для битвы с войском Мамая было выбрано Дмитрием Донским тактически выгодно. Приведи не менее 2 аргументов (3 балла) _________________________________________________________________  

__________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

6.    В чем причина победы на Куликовом поле? Приведите не менее 2 причин (2 балла)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7.    Рассмотрите схему Куликовской битвы. Какие этапы в ходе битвы можно выделить? Выделите не менее 3 этапов с указанием их содержания, используя схему и текст (6 баллов)

Этап

Содержание этапа

  
  
  

 

8.    Кто еще из русских князей получил прозвище в связи со своей победой? Какие общие черты в выбранной ими тактике можно выделить, которые привели их к победе? (6 баллов)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

 

Критериальная таблица оценивания

 

№ вопроса

Критерии оценивания

Максимальный балл

1

В задании проверяется умение находить необходимую информацию, перефразированную в вопросе

2 балла – полный ответ без ошибок

1 балл – полный ответ с ошибками, или неполный ответ

0 баллов – неправильный ответ или отсутствие ответа

2

2

В задании проверяется умение быстро просматривать текст и находить в нем конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

2 балла – предложение написано без ошибок, соответствует содержанию текста

1 балл – предложение написано с фактическими ошибками, содержанию текста соответствует

0 баллов – предложение не соответствует содержанию текста

2

3

В задании проверяется умение находить необходимую информацию, перефразированную в вопросе 

1 балл – ответ верный

0 баллов – ответ неверный, или выбрано несколько вариантов ответа, или нет ответа

1

4

В задании проверяется умение находить необходимую информацию в тексте, представлять ее иным способом (схемы, таблицы и т.п.)

2 балла – информация представлена графически, без ошибок, соответствует содержанию текста

1 балл – информация представлена графически, с фактическими ошибками, содержанию текста соответствует

0 баллов – информация не представлена графически, или не соответствует содержанию текста

2

5

В задании проверяется умение устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями и формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

3 балла – приведены 2 верных аргумента, указано их тактическое значение

2 балла – приведен 2 верных аргумента, верно указано тактическое значение только одного из них

1 балл – приведен только один верный аргумент, не указано тактическое значение ни одного из них

0 баллов – верных аргументов не приведено

3

6

В задании проверяется умение устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями, формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

2 балла – указано 2 верных причины

1 балл – приведена только 1 верная причина

0 баллов – верных причин не приведено или ответ на вопрос не дан

2

7

В задании проверяется умение понимать информацию, представленную разными способами: словесно и в виде рисунка

2 балла – за каждый верно выделенный этап и его раскрытие

1 балл – выделен верно этап, но не указано его содержание

0 баллов – этап не выделен, или не раскрыто его содержание

6

8

В задании проверяется умение понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на знания, полученные ранее

1 балл за каждую приведенную верно общую черту (максимально 6)

6

 

 

 


Автор(ы): Лопатина Виктория Валерьевна
Приложения:
6662909f20163_Итоговое_задание.docx