Игры и упражнения  на развитие тактильной стимуляции 
с использованием методов и средств
альтернативной коммуникации

Щемелева Надежда Михайловна

       Осяза́ние (такти́льное чувство) — одно из пяти основных видов чувств, к которым способен человек, заключающееся в способности ощущать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности. Обусловлены работой двух видов рецепторов кожи: нервных окончаний, окружающих волосяные луковицы, и капсул, состоящих из клеток соединительной ткани.

 

"Осязание - это наиболее обширный орган чувств, так как тактильные клетки, расположенные в коже и слизистых оболочках, распространены по всему телу.

Этот орган чувств очень важен для определения того, как мы чувствуем себя и физически, и в духовном плане. Осязание является критическим для всей нервной системы. Через мозг распространяются импульсы, которые могут развивать другие органы чувств. 
Более того, осязание непосредственно связано с чувствами и эмоциональным контактом".

Ильва Эллнеби "Право детей на развитие"

 

Существует такое понятие как - Тактильная защита

    Некоторые дети реагируют на прикосновения очень негативно, что относится к тактильной защите, хотя это может быть и следствием психологических причин. Тактильная защита зависит также от неспособности ребенка справиться с неприятными ощущениями. 
Большинство из нас может испытывать сильный дискомфорт, если мы ощущаем как по руке ползет мохнатый паук. Если мы осознаем, что это всего лишь травинка, то мы можем "затормозить" неприятное ощущение. 
Ребенок с тактильной защитой, наоборот, может оказаться перед дилеммой, испытывая дискомфорт, когда он сталкивается при прикосновении со многими ощущениями. Такой ребенок нуждается в телесном контакте даже больше, чем другие, но испытывает затруднения с получением его. 
Это может привести к серьезным трудностям в социальных отношениях, если люди не понимают его проблемы.

     Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.      Первоначальное действие ребенка с предметами — хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз.   На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат. tangere — касаться и receptor — принимающий) — специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.).

Нарушение сенсорно-перцептивной деятельности, двигательные расстройства у детей с глубокой умственной отсталостью, в том числе с множественными нарушениями в развитии, ограничивают восприятие сенсорной информации. Для целей образовательной деятельности с учащимися указанной категории выделить несколько групп детей:

          Первая группа – дети с гипочувствительностью. Они пассивно воспринимают окружающий мир, не реагируя на различные виды раздражителей. При гипочувствительности дети могут стремиться к получению ощущений в той области, где чувствительность понижена.

          Вторая группа – дети с гиперчувствительностью. Они не переносят прикосновения, не могут взаимодействовать с предметами и различными материалами (вода, песок и пр.).

Третья  группа – дети, которые при сохранном слухе, зрении, органов ротовой полости не воспринимают поступающие раздражители.

Четвертая группа – дети, которые дифференцируют различные раздражители на уровне эмоциональных и двигательных реакций.

Осуществляя сенсомоторное развитие ребенка, важно знать и учитывать его особенности и сложности. Сенсорный опыт приобретается и обогащается детьми в процессе ориентировочно-поисковой деятельности. Ребенок может познать окружающий мир, только совершая поисковые способы ориентировки, т. е. методом проб и ошибок, который потом сменяется зрительной, слуховой, осязательно-тактильной, вкусовой и обонятельной ориентировкой.

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности. Необходимым условием организации и проведения тактильных упражнений является их пошаговое освоение. Не всегда ответные реакции детей (двигательные, кожные, эмоциональные) соответствуют силе раздражителя. В связи с этим сначала организуется спокойное, медленное освоение пассивного способа обследования (рукой взрослого – совместные обследовательские действия взрослого с обучающимся ребенком). При нормализации тактильных и проприоцептивных ощущений соотношение пассивных, пассивно-активных и активных движений изменяется в пользу последних.

в ходе обучения по образовательной области «Тактильная стимуляция»: ориентируюсь на  следующий алгоритм развития тактильного восприятия

·       развитие тактильных ощущений обучающегося, стимулируя его реакции на прикосновения (поглаживание, легкое надавливание на руки, щеки и т. п.);

·       развитие тактильной стимуляции при соприкосновениях с материалами различной фактуры, температуры, плотности;

·       стимулирование тактильных ощущений в ходе вибрационных ощущений;

·       развитие умений узнавать и различать тактильно различные материалы и предметы.

      Актуальность использования альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. В таких случаях работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. 
      На 3 отделения милосердия проживают дети имеющие такие нарушения развития, как расстройства аутистического спектра, органические поражения речевых зон коры головного мозга, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенности развития эмоционально–волевой сферы, нарушения слуха и/или зрения, комплексные нарушения. В таких случаях педагог, работающий с перечисленными категориями детей, должен обладать знаниями по установке контакта с ними, должен знать, как вступить в диалог с безречевым ребенком. Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами; понимая, что от него требуют; что необходимо сделать.
       Выделяют такие альтернативные средства общения, которые используются в коррекционной работе с неговорящими детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Альтернативными называются все неголосовые (невербальные) системы коммуникации.

Мануальные знаки (жесты). К этой системе относятся жестовые языки глухих разных стран (например, РЖЯ — русский жестовый язык). Жестовые языки имеют собственную грамматику, их система словоизменения и порядок слов отличаются от устного языка. Жестовые языки необходимо отличать от жестовых систем, вторые сконструированы так, чтобы передавать устную речь слово в слово, то есть копировать ее (например, КЖР — калькирующая жестовая речь). Следует также отметить, что КЖР в последнее время считают некорректной формулировкой и более точным является пример такого термина, как «словесная речь с жестовым сопровождением». К системе мануальных знаков можно отнести и естественные жесты, используемые при общении людей друг с другом.
Графические символы. Включают в себя все символы-изображения. Блисс-символика — интернациональная семантическая языковая система, состоящая из нескольких сотен базовых графических символов и способная заменить любой естественный и искусственный язык на письме. Каждый блисс-символ представляет собой понятие; будучи объединены вместе, блисс-символы могут создавать новые символы, обозначающие новые понятия. Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы). Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, которые образуют белый силуэт на черном фоне; слово написано белыми буквами над изображением. Картиночные символы коммуникации, к которым можно отнести систему PECS (система обмена изображениями); коммуникативные доски, коммуникативные книги.

 Предметные символы. К таким символам относятся натуральные предметы, макеты или модели этих предметов, отражающие и символизирующие действия или события. Предметные символы могут иметь различные текстуры, что особенно важно для работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

 Коммуникация с помощью вспомогательных устройств, которые помогают людям выразить себя. К таким устройствам относятся, например, неэлектронные коммуникативные доски, устройства с подсветкой и движущимся указателем, специальные клавиатуры, а также, устройства, которые основаны на современных компьютерных технологиях, с экранами и искусственной речью.
      Также существуют такие виды альтернативных средств коммуникации, которые сочетают в себе жесты, какие-либо символы, устную и письменную речь. К ним можно отнести систему Макатон. Это языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.
      Как мы видим, существует большое количество средств альтернативного общения. Но к выбору системы альтернативной коммуникации для каждого отдельного ребенка нужно подходить индивидуально.

    В своей работе использую такие альтернативные средства общения, которые входят в группу предметные символы.

В рамках раздела - Стимуляция чувствительности  тела при прикосновении различными предметами, прорвожу Игры и игровые упражнения на формирование реакций на тактильные прикосновения: массирование тела воздушным шариком, мехом, щеткой, шерстяным лоскутком. Игры и упражнения на прикосновение перышком, помазком для бритья, кисточкой. Игры и упражнения с использованием приема похлопывания, пощипывания. Игры на привлечение внимания обучающегося к дидактической вибрирующей игрушке и вызывание у него реакции на вибрацию. Игры с предметами с различной поверхностью и различной текстурой, температурой: удерживание в руках, попытки обследования, целенаправленных действий.

Например такие игры и упражнения как:

«Игра с перышком»

Цель: Стимуляция и обогащение тактильных ощущений

Похожие упражнения можно выполнять, используя различные предметы: кусочки кожи, колючие мячики, ватные шарики, кисточки и т. д.

«Круглый, круглый»

Цель: Стимулирование чувствительности тела с использованием предметов округлой формы

Затем вкладывает мячик в ладошку ребенка. Он начинает ощупывать различные по фактуре мячики. Затем каждым мячиком педагог катает по разным частям тела ребенка. 

"Щекотка" 

Цель: Стимулирование чувствительности тела предметами с различными поверхностями.

Пощекочите перышком, кусочком ваты, шишкой, пером кулачок и пальчики ребенка, декламируя стишок:

Возможно, некоторые дети с двигательными нарушениями нуждаются, наоборот. В укреплении нервно-мышечного тонуса рук. Тогда, используя потешку, выполните упражнения укрепляющего массажа, а затем начинайте стимулировать хватательный рефлекс, вкладывая в ладошку ребенка перышко или кисточку.

Благодаря этим играм можно установить контакт с такими детьми, которые имеют нарушения зрения, ограничены в движении.

В рамках раздела - Стимуляция сенсорных ощущений в игре с природным материалом: игры и игровые упражнения в пальчиковом «бассейне» (миски с различными наполнителями: песок, камушки, шишки и др.). Взаимодействие с природными материалами (снег, лед, вода, песок): прикосновение ими к различным частям тела, сжимание в руках, оставляем следы, погружаем руки, находим в них спрятанную игрушку. В совместной деятельности: пересыпаем, перекладываем. Формируем реакции на температурные ощущения.

Например такие игры и упражнения как:

«Водичка».

Цель: развивать адекватную чувствительность рук.

«Водичка, водичка»

Цель: Стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с разной температурой воды

Знакомим ребенка с разной температурой воды. Это тоже очень важно. Это можно сделать с пластиковыми бутылками. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Можно попробовать погружать пальчик в воду, налитую в стаканчик или выливать из бутылки на руку и сравнивать.

Эти игры помогают расслабиться, снять напряжение.

«Игра с фасолью».

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

«Шишка»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

«Наши ручки»

Цель: Стимуляция тактильных ощущений, развитие мелкой моторики

В глубокой миске, наполненными: фасолью, кусочками поролона, рисом, камушками и т.д.  Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными,

Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

В процессе этих игр  снижается напряжение рук.

Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Литература:

1.  Штрасмайер В.Обучение и развитие ребёнка раннего возраста: Пер. с нем. / Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Образовательная программа «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Т. А. Алексеева Л. Б. Баряева, Л. И. Кайкина и др.; под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. - СПб: 2012. - 45с.

3. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 304с. – (Серия «Специальная педагогика»)

4. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно – методическое материалы/Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. ; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.:Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 239с.: ил. – (Коррекционная педагогика)

5. - «Коррекция и развитие эмоционально волевой сферы у детей инвалидов»

6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.» М.: "БУК-МАСТЕР" 1993г. -191с.

7.  Руководство по раннему обучению. Выпуск I. - Спб.: издательство «Раннее вмешательство», 1992

8.  Магутина А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 188-190.


Автор(ы): Щемелева Надежда Михайловна
Приложения: