Система тестов для оценки знаний в дистанционном
и очном обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья (слабовидящие)
Филонов Антон Викторович
Тестирование является одной из форм контроля знаний. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний обучающихся, с максимальным охватом, как присутствующих - очно, так и отсутствующих в аудитории - дистанционно.
Как и любая форма контроля тестирование имеет преимущества и недостатки.
Преимущества:
- объективность (практически исключено влияние субъективных факторов);
- справедливость (единство требований к тестируемым и единые критерии оценивания);
- фиксирование результатов (на бумаге или в электронной форме);
- возможность как онлайн, так и офлайн работы (то есть применимо при любом виде обучения);
- широкий охват обучаемых (стремящийся к 100%);
- формализация (для автоматической обработки);
- минимальное время выполнения на одного обучающегося (по сравнению с другими сопоставимыми формами контроля);
- быстрая обработка результатов (за счет формализации и автоматизации);
- возможность анализа статистики ошибок (для выявления неусвоенных вопросов, корректировки методики и содержания учебных занятий учителем).
Недостатки:
- тестирование почти не применимо для оценивания творческих и практических навыков;
- высокие затраты времени и ресурсов для составления качественного теста (но имеющие разовый характер);
- тестирование не позволяет определить знания тестируемого выше уровня теста;
- тестирование, хотя и выявляет пробелы в знаниях, но не выявляет причину этих пробелов;
- необходимость материального обеспечения теста (бумага, проектор, компьютер, смартфон, подключение к сети Интернет и т.п.);
- необходимость обеспечения конфиденциальности тестовых заданий;
- субъективный фактор составителя теста (неоднозначные вопросы и ответы, ошибки в тесте и т.п.).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тестирование является хорошим инструментом объективного контроля в основном теоретических знаний, практически лучшим с точки зрения материально-временных затрат и минимизации апелляций.
Недостатки тестирования должны и могут быть минимизированы.
Готовые тестовые задания, как автоматизированные (например на moodle базе), так и в варианте вопросы и ключи ответов широко представлены в интернете, однако они имеют следующие недостатки:
- несовпадение с текущей учебной программой;
- ошибки, допущенные в тестах составителями и невозможность их исправить учителю;
- практически ко всем тестам, размещенным на ресурсах в сети Интернет в свободном доступе есть ответы (готовые домашние задания и т.п., что сводит на нет объективность такого тестирования и превращает тестирование в пустую формальность).
В связи с вышеуказанными проблемами, представляется необходимым учителю самостоятельно разрабатывать тестовые задания, исходя из действующей программы. В этом случае обеспечивается актуальность контроля, оперативное исправление ошибок, допущенных при составлении теста, своевременное изменение тестовых заданий в случае необходимости или при их компрометации.
На практике, при работе над системой тестирования в школе нами были выработаны следующие требования к тестовым заданиям:
- тест должен состоять из 5 вопросов, на каждый вопрос дается 5 вариантов готовых ответов;
- из-за особенностей восприятия изображения детьми с ОВЗ 4 типа (слабовидящие) по возможности избегать картинок, рисунков, фотографий;
- целесообразно использовать в качестве неправильных ответов наиболее распространенные ошибочные ответы;
- вопросы и варианты ответов должны быть однозначно понятны и не допускать толкований;
- правильный вариант ответа на каждый вопрос один (если подходят все ответы, то существует такой вариант "все ответы правильные", не подходит ни один, есть вариант "нет правильного ответа");
- правильный ответ на вопрос = 1 балл, шкала линейная, то есть для 7-11 классов 5 правильных ответов = отметка за тест 5 "отлично", 2 правильных = 2 "неудовлетворительно" (для 5 и 6 классов 3 и 4 вопроса и по 3 и 4 готовых ответов на каждый соответственно);
- тест разрабатывается сразу в табличной и электронной (на базе google-форм, но возможно и на базе Яндекс-форм, "Моя школа" и т.п.) формах, вопросы и ответы табличной и электронной формы одинаковые (то есть тесты идентичные). Избежание компрометации тестов (когда правильные ответы заранее известны тестируемым, например от тех, кто прошел этот тест раньше) достигается перемешиванием вопросов и ответов (в табличной форме - несколько вариантов одного теста, в электронной форме - перемешивание автоматически);
- для возможности быстрого перехода с табличной формы теста на его электронный вариант, в углу теста размещается QR - код, содержащий ссылку на электронный вариант этого теста. Также в тесте имеется и сама интернет-ссылка, для непосредственного копирования и вставки в строку браузера в случае невозможности использовать QR - код.
Порядок осуществления тестирования.
1. Если тестируется один ученик, либо требуется отчетный документ (например при аттестации ученика, находящегося на семейном обучении) - целесообразно распечатать тест на бумаге в табличной форме и прямо в распечатке ученик отмечает правильные ответы;
2. Если тестируется класс, то тест в табличной форме на время тестирования отображается на экране при помощи проектора. Ученики записывают ответы в тетрадях в форме № вопроса - № ответа, либо (предпочтительно) на предварительно распечатанных стандартных бланках ответов. Вариант тестирования с показом вопросов на экране, а ответов на тест на бумажном носителе является основным. После сдачи заполненных бланков или тетрадей с ответами называются правильные ответы, ученики могут сами посчитать, какую отметку они получили за тест до проверки тестовых заданий учителем. В случае спорных ситуаций - вопрос разбирается на месте, если ответ ученика не совпадает с предложенным правильным, но ученик может аргументировано обосновать правильность своего ответа - ответ засчитывается ученику, а тест корректируется перед следующим использованием;
3. Если ученик с ОВЗ 4 типа (слабовидящий) не видит или не может разобрать тест на экране, то он сканирует QR - код и выполняет затем тест на своем смартфоне самостоятельно, после выполнения ученик на смартфоне видит результат и свои неправильные ответы, учитель в таблице на Google - диске видит результаты и может выставлять отметку, даже в отсутствии ученика;
4. Если ученик с ОВЗ не может работать и с экраном смартфона (на практике таких учеников примерно 2%), то в то время, как класс выполняет тест, такой ученик подходит к учителю, учитель зачитывает вопросы теста и ученик голосом дает свой ответ, а учитель интерпретирует, насколько соответствует по смыслу правильному ответу. При необходимости уточняет ответ, задавая дополнительные вопросы. Критерии оценивания те же;
5. Для отсутствующих на уроке учеников (болеющих, находящихся на реабилитации, на домашнем обучении и т.п.) ссылка на тест размещается в электронном журнале в графе "Домашнее задание" и дублируется в групповом чате класса на платформа Сферум.
Практическое время выполнения теста составляет не более 5 минут.
Таким образом, за минимальное время достигается практически 100% контроль знаний по данной теме, независимо от наличия или отсутствия ученика на уроке и формы обучения, наполняемость оценок, контроль пробелов в знаниях (как индивидуальных, так и коллективных), единая и объективная система оценивания в том числе учитывающая особенности восприятия зрительной информации детьми с ОВЗ 4 типа.
Автор(ы): Филонов Антон Викторович
Приложения: