Музыка С.С. Прокофьева, как самая «удобная» для знакомства неподготовленного слушателя (ученика) с миром образов классической музыки.
Ермолова Марина Владимировна, учитель музыки ГБОУ лицей №408
г. Санкт- Петербург, Пушкинский район.
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Много внимания в процессе обучения уделяется умственному воспитанию, хуже обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Есть все основания говорить о «разрыве» между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности: интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное. Если ребенка не воспитать эмоционально, он утратит способность мечтать, любить и сопереживать. Проблема сегодняшнего поколения действительно в том, что ему свойственна большая степень «эмоциональной глухости», что в дальнейшем приводит к проблемам в общения в социуме.
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. Требования ФГОС общего начального образования, заключающимся в необходимости достижения следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. Практика музыкального воспитания показывает, что глубокое проникновение в идеи произведений искусства достигается только в том случае, если ученик сможет увидеть в нем нечто значимое для себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам, когда удается достичь соотнесения содержания произведения, написанного очень давно, с духовным мироощущением слушателя сегодняшнего дня. Этой возможностью обладает классическая музыка.
Урок музыки в общеобразовательном учреждении – мощное средство эстетического и нравственного воспитания школьников. Работа с учащимися, как правило, требует от учителя музыки большой самоотдачи, ведь дети обладают особой звукочувствительностью и эмоциональностью, поэтому и художественное обучение для них оказывается более чувствительными. Теоретики в области педагогики музыкального образования Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева пишут о главной цели и содержании современного урока музыки
следующее: «…раскрыть интонационную природу, художественную образность,
жанрово-стилевые особенности музыкального искусства, его музыкальный язык,
связь с другими видами искусства, его значение в жизни человека и общества в
целом». И эти высокие цели и задачи учителю музыки необходимо осуществить в рамках 45 минут в неделю. И, при этом, создать мотивацию на продолжение изучать образный, чувственный, наполненный красками жизни еще неизведанный детьми мир через Музыку.
Урок музыки в общеобразовательной школе во все времена и сегодня является
предметом обсуждения в профессиональной среде музыкантов-педагогов. Так или
иначе, какую бы проблему мы ни обсуждали, она всегда замыкается на проблеме
урока: как раскрыть ту или иную тему? Как научить учащихся слушать и слышать
музыку, чтобы они могли разбираться в звучащем водовороте масс-культуры,
отсеивать безвкусицу и все пошлое? Как приобщить детей к культуре хорового
пения, воспитывать в них музыкальную культуру как основу культуры духовной
при одном часе музыки в неделю в начальной и основной школе? Наконец, как совместить требования к уроку, обозначенные в тексте новых Стандартов, которые
ориентированы на общие дидактические принципы, с требованиями к уроку
музыки как уроку искусства, опирающемуся не только на дидактические, но и
специфические принципы «художественной дидактики».
В моем личном опыте есть один композитор, музыка которого вмещает в себя абсолютно все (на мой взгляд) идеи мироустройства, весь спектр человеческих чувства, все гармонии и созвучия, открытые ранее, смело разрушая старые каноны и изобретая новые, не боясь быть непонятым. Это - С.С. Прокофьев. Готовясь к уроку, где будет звучать музыка С.С. Прокофьева, я точно знаю - урок будет успешным. От 2 до 8 классов.
Для начала, мы с детьми разбираем понятие «красивая» и «некрасивая» музыка. На музыке Прокофьева делаем вывод, что «некрасивая» музыка тогда, когда она «рисует» некрасивые образы, и все.
Д. Б. Кабалевский так сказал о музыке Прокофьева: «Восторженный певец жизни, солнца и молодости, она дала людям растревоженного, сурового и жестокого ХХ века ту радость и свет, которых им так часто недостаёт». Неслучайно Прокофьева часто сравнивают с В. Маяковским в поэзии и М. Сарьяном в живописи - так много в его музыке солнца, света, ярких красок: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и Солнца». Поэтому, во 2 классе в продолжение идеи торжества солнца в музыке Прокофьева, я ставлю детям начало Первого концерта для фортепиано с оркестром. Я слышу здесь тожество солнца и добра.
С темой добра и зла дети 2-3 класса знакомятся через сказку «Петя и волк» и балет-сказка «Золушка». СС Прокофьеву мАстерски удалось сделать музыку описательной, передавая не только чувства героев через оркестровку, через мелодизм, но и создать сюжетность и действие. На уроках Прокофьева мы практически не открываем глаза при слушании фрагментов. Нам совсем не нужен видео ряд. Я бы даже сказала, любое видео фрагмента, возможно, помешало бы созданию собственного «просмотра». Достаточно акцентировать детям роль скрипочки во фрагменте «Урок танцев», что бы дети поняли, что скрипка как бы учится играть, и после бурного обсуждения дают название фрагменту «Урок танцев». Сцены «ссоры сестер» дети распознают сразу. Сцену «Мечты Золушки о бале» распознают после двух прослушиваний, когда я намекаю на трехдольные мотивы, как отголоски. А то, что музыка «мечтательная», они чувствуют сразу. Конечно, обсуждение музыки « Золушка» сопровождаются и разговорами о морально - нравственных аспектах, о терпении, о «нетворении зла», о вере в победу добра и любви. Вальсом любви 3 акта завершается урок, и конечно, дети слышат и Любовь, и Добро, и Счастье.
Не менее эмоционально, воодушевленно проходят уроки, посвящённые кантате «Александр Невский». Всегда находятся ребята, готовые подготовить историческую справку событий на Руси в 13 веке. Чтение отрывков из текста кантаты помогает создать атмосферу высокого патриотического духа. На уроке я только упоминаю о фильме и музыке к нему, но фильм
(фрагменты) ставлю только на заключительном уроке. Только музыка Прокофьева и мои ненавязчивые намеки («найдите цвет, есть ли движение или все замерло, есть ли пустота или энергия» итд.) помогают детям нарисовать в их воображении «свой фильм», свои кадры. Самая яркая реакция у детей, уже научившихся слышать и слушать музыку, происходит в части «Ледовое побоище». Они « видят» и холод, и безветрие, и надвигающееся клацанье металла, и идущую «машину смерти», и, вдруг, дети «видят» «НАШИХ»- это вступил хор, а еще через несколько секунд звучит лихая музыка «конницы Александра Невского» - в классе «просмотр фильма» заканчивается криками «наши победили». А хор из кантаты «Вставайте репертуара на долгие годы учебы.
Я уверена, что после подобных эмоционально - духовных откровений на уроках музыки, детям и урок истории, посвященный подвигу наших предков будет уже ближе, и чувства национальной преемственности, и подъем гражданско-патриотического осознания буду частью их формирующейся личности.
Конечно, для раскрытия темы любви и ненависти, добра и зла балет «Ромео и Джульетта» является, на мой взгляд, «беспроигрышным» вариантов для 7-8 классов.
Для меня творчество С.С. Прокофьева - это мощное универсальное «средство», помогающее учить слышать и чувствовать, сопереживать и анализировать услышанное, увлечь в музыкальные размышления ребят всех возрастов.
Автор(ы): Ермолова Марина Владимировна
Приложения: