Профилактика оптической дисграфии у младших школьников
Суханова Елена Викторовна
Пояснительная записка
Введение
По исследованиям Парамоновой Л.Г. в последние годы 70-80% детей испытывают трудности в усвоении программы начальной школы, из них у 45% имеются предпосылки оптической дисграфии и, следовательно, они заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.
Не успешность ребёнка в письме может отрицательно сказаться на его личности: у него впоследствии возникает замкнутость в себе, тревожность, снижается самооценка. Все это отражается на его общении со сверстниками и взрослыми. После окончания школы у ребенка может возникнуть такая трудность, как профнепригодность.
Алгоритм работы:
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Оптическая дисграфия это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов. Проявляется стойкими заменами сходных по написанию букв, их зеркальным расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных элементов (пропуски, удвоение). Диагностируется по результатам анализа школьных тетрадей ребенка, обследования письменной речи, нейропсихологического тестирования. Ошибки, которые ребенок допускает на письме, не связаны с состоянием устной речи или знанием правил орфографии, а вызваны недоразвитием оптико-пространственных функций. Этот же механизм лежит в основе зрительных трудностей при чтении ‒ оптической дислексии.
2. ПРИЧИНЫ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Причины оптической дисграфии разнообразны: от родовых травм, инфекций и генетики до педагогической запущенности. Ребенок, у которого выявлена оптическая дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может правильно проводить анализ и синтез, полученной извне информации.
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций, а именно:
- Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса: оптического образа буквы;
- Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса;
- Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза;
- Оптическая дисграфия связана с недоразвитием пространственного восприятия и представлений: неточностью представлений о форме, цвете, величине предметов;
А также оптическая дисграфия может быть вследствие:
- нарушений моторных координаций;
- леворукости;
- органического поражения головного мозга.
3. ПРИМЕРЫ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Ниже представлены примеры оптической дисграфии. Как вы можете видеть, что для оптической дисграфии характерны ошибки по типу:
- Зрительно-пространственных ошибок
Зеркальность букв
Е- З меля, С- כахар
- Зрительно-моторных ошибок
Смешения оптически сходных букв
д - у ача, д- в уб
- Моторных ошибок
Ошибки двигательного запуска
т - п анго, б - д арабан
Лишни элементы при воспроизведении букв. Недописывание отдельных элементов букв.
ж - у х, и - к у но
Вот еще примеры ошибок:
- а —о (под ударением): вос-ти-тотель; игроют весь день; «Там были все» = Том были все; шкоф, Волгогрод; Мы шлилугоми; Цветутас-т-ры и ф-хла-к-сы(флоксы) «Чистая, отборная в нашем поле рожь, даже травку сорную в поле не сорвешь» = «Чи-с-тая, о-б-обор-нaя (в …) ражь, даже тро-в-ку (...) не оср-со-рвёшь»;
- и — у: «шипит» = шипут; «я стучу» = я стучи; селестят лусточкк наступул сентябрь; она закручала; на берегах Волгу;
- б — д: «за доброту» = боброту, «попробуй» = попродуй, сентядрь, на серебинуреки; ялюдлю петь, старый буа
- т — п: втерёд; И Шарик пут (тут); с-пол-бы (столбы)«воспитатель» = вос-ти-тотель; медведь стип в берлоге;
- х — ж: дорохки; отдожнуть... они рехут булагу (режут бумагу).
- м —л: «занесло» =занесмо.
4. ДИАГНОСТИКА
Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации:
- невролога;
- офтальмолога;
- отоларинголога;
Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.
Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии от незнания правил правописания, а также определение ее вида.
Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:
- обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;
- внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;
- исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;
- производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи;
- проводится изучение и анализ письменных работ.
Только после комплексного изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи:
- списывание печатного и рукописного текста,
- письмо под диктовку,
- составление описания по картинке,
- чтение слогов, слов, текстов и т. п.
На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.
Можно провести экспресс-диагностику на оптическую дисграфию, сделав тест. При выполнении этого теста ребенок не сможет вычеркнуть определенную букву среди похожих на нее письменных знаков, а также будет испытывать сложности, дополняя слова схожими по написанию символами.
1. Вычеркнуть из строчки букву, указанную в скобках, и указать количество зачеркнутых букв:
а) (Щ) П Ш И Щ И Ш Ц Щ И П__;
б) (И) П Ш И Щ И Ш Ц Щ И П__;
в) (З) Э З В С Э З З В С Э С З Э__ .
2. Вычеркнуть из строчки указанный в скобках слог и указать количество зачеркнутых слогов:
а) (ца) иа ша ца ща аш ащ ца аи __;
б) (аш) ца ащ аш ац ци уц аш ща __;
в) (ущ) ща щи цу уц ущ оц ущ __;
3. Вставить в слова пропущенные буквы:
а) _зеро, к_ртин_, к_лок_л, кр_в_ть;
б) к_пка, _ебра, м_дл_нный, _има;
в) раку_ка, одуванч_к, п_рат, су_ить;
г) _айка, _чительница, _итатель, к_рица.
При наличии оптической дисграфии ребенок неправильно записывает визуально похожие графемы. Например, буквы а-о, е-о, у-и, Е- З, г-ч и т.п.
Также можно использовать экспресс-диагностику письменной речи
младших школьников (по Садовниковой И.Н.)
Материал для обследования состояния письма.
1. Списать слова, написанные рукописным шрифтом: лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, индюк, бабочка.
В зависимости от возраста учитель-логопед может выделить или подчеркнуть необходимые для списывания слова.
2. Списать слова, написанные печатным шрифтом:
плащ, крот, аист, флажок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, веселье.
3. Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш, й, т, и.
Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк. Например: б, -, е, ж, , ы, х и т. д.
4. Записать под диктовку прописные буквы: Д, Ф, Ч, У, Ё, Щ, К, В, 3, Г, С, Р, Л, Ц, Б.
Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк.
5. Записать под диктовку слоги: ор, ми, ся, уп, оде, сту, окн, злы, апт, жде, круп, взле, пни, хвы, урн, коч, оста, жади, щац.
6. Записать под диктовку слова: шар, стул, грач, пишу, сила, книга, правда, клубок, трава, упал, берёза, ступенечка, пружина, больной, убегать.
7. Записать предложение после однократного прослушивания: У ёлки пушистый зайчик.
8. Списать печатный текст (1 класс).
Кошка и птичка.
Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
В зависимости от возраста подбирается соответствующий текст.
9. Списать рукописный текст (2 класс, начало учебного года).
Щенок.
У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.
Для учащихся других классов используются более сложные и объемные тексты.
4.1 СИМПТОМАТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
- Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов: и - ш, ц - щ, п - т, л -м.
- Замены похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв, что приводит к замене этих букв: в- д, б- д, ш – т.
- Недописывание элементов букв (и вместо у).
- Зеркальное изображение букв Е вместо З и т.д.
4.2 В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы:
- если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии;
- если нарушается начертание букв в слове, говорят о вербальной оптической дисграфии.
5. КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Коррекционная работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления:
1. Развитие неречевых процессов;
2. Дифференциация сходных по начертанию букв.
Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:
1. Конструирование, реконструирование букв.
2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).
3. Работа со словами-паронимами (квазиомонимами).
Основные задачи коррекционного обучения направленны на:
• Развитие и формирование пространственных и временных представлений.
• Развитие конструктивного праксиса.
• Развитие мнестических представлений.
• Развитие графомоторных навыков и умений.
• Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
• Дифференциация смешиваемых букв.
Автор(ы): Суханова Елена Викторовна
Приложения: