Резьба по дереву как вид декоративно-прикладного искусства
Олейникова Елена Борисовна
Декоративно-прикладное искусство —это разновидность искусства, направленная на создание художественных предметов, используемых в быту. Предметы декоративно-прикладного искусства, обладают эстетическим приятным видом и применяются в оформлении дома. К таким произведениям декоративно прикладного искусства можно отнести ювелирные изделия, посуду, декоративные ткани, художественное стекло, ковры, разные виды резьбы по дереву и т.д.Резьба по дереву — старинный народный промысел. Это направление имеет давнюю традицию, как в крестьянском быту, так и боярским и купеческих теремах, в церковном искусстве.На Руси резьба по дереву называлась резным делом.Самые ранние упоминания о художественной обработке дерева датируются IX–X вв. Россия всегда была богата лесами, искусством обработки этого материала издавна славились народные умельцы районов Севера, Верхнего и Среднего Поволжья, а также мастера лесных районов Архангельской, Вологодской, Вятской, Тверской, Нижегородской, Владимирской губерний. Древесина была основным материалом для жителей Руси. Из древесины строили всё самое важное для жизни — дома и бытовые постройки, городские оборонные стены, церкви, мосты. Без изделий из дерева невозможно было вести хозяйство. Ложки, кубки, чаши, ведра, кадки были сделаны из того же материала. Люди умело использовали все части дерева. Из бересты укрывали крышу, делали туески для продуктов, на ней писали грамоты. Из ивового прута плели люльки и корзины. Все эти изделия требовали особой обработки и украшения. Мастера всегда старались сделать свои изделия не просто удобным для утилитарного использования, но и красивым, чтобы они «радовали глаз». Это и стало истоком многих традиций резьбы и росписи по дереву, художественной бересты.Наиболее древней техникой считается резьба по плоской поверхности. Сохранился пример данной техники в Успенском соборе Московского кремля. Во второй половине XVII века распространились готические мотивы, взятые из немецкой фигурной резьбы. В 1660 году резьба была использована для украшения царской столовой. В конце XV века инок Троице Сергиевой лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV—XVI века.Древние изображения травяных узоров заимствованы в Византии, травяные украшения заимствованы в Италии. Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. Исторически промыслы имели свое начало из крестьянских домашних производств. Это были небольшие мастерские, где трудилась семья. Они производили они один определенный вид изделий. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение, технологии держались в строжайшей тайне. Наиболее известные промыслы резьбы: абрамцево-кудринская, Богородская, семеновская, нижегородская . После XIX века с развитием капиталистического производства многие кустарные промыслы гибли, освобождая место массовым изделия.Современные мастера привносят новшества в традиции резьбы по дереву. Например, распространена скульптурная резьба бензопилой. Существуют разные виды резьбы: сквозная, плоско выемчатая, рельефная, плоскостная и т.д. Плоско выемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:-контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне.Скобчатая резьба — основным элементом является скобка. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы. Также сюда относится и геометрическая резьба, и черно лаковая резьба. Фоном для нё служит плоская поверхность, покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе, прорезаются канавки на чёрном фоне, из которых и строится рисунок. Различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок. Некоторым техникам резьбы по дереву надо учиться годами. А начать можно с самой простой-контурной резьбы.При изготовлении изделия в любой технике исполнения обязательно надо соблюдать безопасные приёмы работы.Техника безопасности при работе резцом.1. Резец нужно брать за деревянную часть, никогда не дотрагиваясь до острого кончика пальцами.2. Резец должен быть в руке только в момент работы. Если необходимо отвлечься или повернуться к соседу по парте, резец нужно положить на стол, повернув его к себе деревянной частью.3. Ни в коем случае нельзя размахивать резцом, поднимать его вверх, поворачиваться назад с резцом в руке, вставать с ним из-за парты, ходить по кабинету, подносить к лицу или другим частям тела.4.Работать резцом разрешается только "от себя", проводить линии по направлению к собственному телу запрещено.5. Категорически запрещается ставить свободную руку на линию движения резца непосредственно по линолеуму. Свободная рука должна быть ближе к своему телу, чем рука с резцом.6. На перемене резцы не должны оставаться на партах у детей во избежание случайных травм во время игр. Если соблюдать эти простые правила, работа над картиной в технике плоскостной резьбы, доставит массу удовольствия как детям, так и взрослым.Для создания картины в технике плоскостной резьбы необходимо подготовить фанеру к работе. Подготовка включает в себя несколько этапов: обработка наждачной бумагой фанеры, покрытие обработанной поверхности фанеры тушью, нанесение рисунка.Время на изготовление картины зависит от сложности изображения и объёма выборки.Такая работа может оказаться хорошим подарком, сделанным своими руками. Она эстетична и не наносит вред окружающей среде. Имеет долгий срок службы. Развивает художественный вкус. Желаю удачи.
Автор(ы): Олейникова Елена Борисовна
Приложения: