Роль учителя музыки в условиях реализации ФГОС
Назарова Татьяна Сергеевна
Каждый учитель, а в частности учитель музыки, работая в системе государственного образования, должен соотносить свою работу с "требованиями заказчика", которым в данном случае является государство. Сегодня такой заказ есть – это "Федеральный государственный образовательный стандарт" – сокращенно ФГОС. А появление примерных утвержденных программ по музыке даёт возможность учителю единого подхода в образовательном процессе, единую структуру программы, где описаны подробно предметные результаты образования, распределены по видам деятельности, разделены по тематике, и вот такое комплексное расширение позволяет учителю всё найти в одном месте.
Музыка это универсальный феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Музыка несёт в себе уникальный потенциал для становления внутреннего мира обучающихся. Она обеспечивает реализацию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности.
Задачи учебного предмета Музыка остались теми же,
-- это и воспитание грамотного слушателя,
-- и изучение лучших образцов музыкальной культуры,
-- и приобщение к музыкальной деятельности и т. д.
И вот с таким педагогическим багажом мы перешли работать в обновлённые программы, где от нас потребовалось в период начального образования заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразие музыкальной культуры в жизни современного человека от фольклора до современной музыки. А уже далее в основном образовании происходит расширение музыкальной грамоты, музыкального кругозора за счёт увеличения количественного состава модулей, так сказать более углублённо.
Несомненно необходимо так же использование современных технологий на уроках музыки. Применение мультимедийных средств, формирует условия для развития инновационного мышления школьника. Кроме того обеспечивает возможность в процессе изучения художественно-эстетических дисциплин в учебных заведениях и при самостоятельной работе создать предпосылки для интеллектуального и личностного развития учащихся и оптимизации образовательного процесса, развитию творческой компетентности учащихся.
Компетентность педагога включает:
Изучение нормативной базы ФГОСНОО и ООО.
Курсовая подготовка педагога.
Изучение новых подходов к составлению рабочей программы в рамках внедрения новых
стандартов и еѐ написание.
Изучение инновационных образовательных технологий и внедрение их в практику.
Овладение умением осуществлять персонализированную систему контроля достижений
ученика.
Владение ПК и Интернет–ресурсами.
Изменение роли педагога в образовательном процессе.
Овладение умением организовать исследовательскую деятельность обучающихся.
Внедрение научно - исследовательской деятельности в практику работы педагога.
Требования к результатам реализации ОП сформулированы в
категориях системно-деятельностного подхода.
Личностные результаты (ценности и мотивация) Ориентация на
формирование системы ценности и мотивов конкретизировано и расширенно
гражданское, патриотическое (главный уклон), духовно-нравственное,
эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание.
Формулировки личностных результатов: «ценностное отношение к…»,
«уважительное отношение к…», «интерес к…»
Метапредметные результаты - направлены на
формирование у детей навыков, необходимых для самостоятельного
изучения предмета и оперирования полученной информацией, включают тригруппы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия.
Формулировки метапредметных результатов: «находить…», «выявлять…»,
«устанавливать...», «выбирать…» Один из критериев, по которому нужно
будет оценивать сформированность регулятивного УУД
«Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения
жизненных и учебных ситуаций.
Предметные результаты максимально конкретно указывают
требования к школьной программе (что именно школьник должен изучить в
рамках предмета, знать и уметь по итогам прохождения курса),
конкретизированы по годам обучения. Формулировки предметных
результатов: «осознавать…», «понимать…», «владеть…», «использовать…»,
«приобретение опыта…».
Образовательные стандарты ставят перед учителем новые цели и задачи. Учитель должен понять и принять ФГОС, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть компетентным, то есть нужно начинать с себя.
Список использованной литературы.
1.Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Манускрипт, 2000.
2. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. - М.: Белые альвы, 1993.
3. Дьячкова Л. М. Инновационные формы работы на уроках музыки. -Биробиждан, 2004.
4. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Спарк, 1999.
5. Леонтьев А. А. Антология гуманитарной педагогики. - М.: Ника, 1996.
Автор(ы): Назарова Татьяна Сергеевна
Приложения: