Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе
Как зимуют дикие звери зимой
Копягина Ольга Викторовна
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы."
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, физ. минутка, слушание звукозаписи.
Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Образовательные:
Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе и жизни животных, связанные с зимним периодом.
Развивающие:
Овладение действием замещения; ознакомление детей с жизнью животных зимой; развитие эмоционального проживания природных явлений, развивать связную речь, обогащать словарь детей: медведь - шатун, логово.
Физические:
Совершенствовать двигательные умения и навыки, при выполнении различных упражнений и заданий.
Демонстрационный материал: Макет животные зимой; нарисованные следы животных: зайца, лисы, волка; звуковые эффекты (вой волков, сопение медведя); шишки, грибы, орехи; набор картинок "Дикие животные леса", мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Содержание НОД
1.Организанионнай момент.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку: Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Какое сейчас время года? (Зима).
Назовите приметы зимы.
Дети: Снег, вьюга, холодный ветер, мороз, водоемы покрываются льдом, некоторые животные меняют цвет шубки, вырастает теплая, зимняя шерстка, некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то нашла у себя на столе письмо. А от кого пришло письмо нам поможет отгадать загадка:
Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят! (Синицы)
Воспитатель: правильно, письмо нам прислала синичка, она пишет, что в лесу, где они живут, была сильная метель, и все жители леса разбежались кто куда. Синичка попросила помочь ей отыскать лесных друзей и помочь им.
Воспитатель: Ребята, поможем синичке найти ее лесных друзей?
Дети: Да
Воспитатель: А для того, чтобы нам отправиться в лес, нам надо одеться потеплее. Мы наденем валенки, шапки, куртки застегнем, завяжем шарфы и обязательно наденем рукавички (дети, подражая воспитателю, имитируют движения).
Теперь мы все одеты, и можно отправиться на экскурсию в зимний лес. «Раз, два, три, четыре, пять нужно глазки закрывать, повертелись, покружились и в лесу мы очутились.» Ну, вот, мы с вами очутились в зимнем лесу. А на чем можно передвигаться зимой по лесу? (ответы детей). А мы с вами будем передвигаться на , (дети вместе с воспитателем имитируют ходьбу на лыжах). Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила (не шуметь, не ломать веток....). Пока идем на лыжах вспоминаем, как называют зверей, которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: Посмотрите какая красота кругом: деревья стоят в снежном убранстве, кругом все бело, тишина в лесу. (подходим к месту, где следы лисы)
-Ребята, чьи это следы? Давайте отгадаем загадку:
- Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса).
Дети: Лиса.
Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим, где живет лиса. (Из норы видно лису. Беседа о лисе).
Дети: Лиса — это хищница, очень хитрая. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост.
Им она заметает свои следы на снегу. Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за зайцами. Живет в норе. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. (Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит? Петляет.
Молодцы, пошли дальше.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите здесь опять чьи-то следы?!
Дети: Следы зайца. Заячьи следы. (идем по следам зайца).
По полю скачет, ушки прячет. Встанет столбом, ушки торчком (заяц).
Воспитатель: Смотрите, вон под сидит елью заяц. Какой он? Почему? (беседа о зайце)
Дети: Заяц белый. У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой-белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников. Зимой питается корой деревьев. Зайчонок рождается меньше ладошки, но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. Трусливый, всего боится.
(Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель: Что это, дети?
Дети: воют волки.
Кто осенью холодной ходит злой, голодный? (волк)
Воспитатель: Вот почему зайка спрятался под кустом. Он волков испугался. Смотрите, дети, тихо, а то волки придут сюда. Видите, вон следы волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут (беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются-логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки).
Воспитатель: Ребята, что это на снегу лежит?
Дети: Шишки, грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял? Маленький, рыжий зверек, по веткам прыг-скок (белка).
Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим. Действительно здесь жилище белки. Как называется домик белки?
Дети: Дупло (из дупла виднеется белка).
Воспитатель: Правильно (беседа о белках). Белка - маленький, рыжий, безобидный зверек. Она ловко прыгает по веткам. Белки на зиму делают запасы: ягоды, грибы, орехи. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Ну что, не будем беспокоить белок и пойдем дальше.
(аудиозапись)
Воспитатель: Дети, слышите, что это? Кто-то сопит. Как вы думаете, кто здесь спит? Лапу кто зимой сосет? А еще он любит мед, может громко зареветь, а зовут его...?(медведь)
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Здесь берлога медведя. (Беседа о медведе). Медведь — это крупный лесной зверь. У него теплая, бурая шерсть. К зиме он запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют-ШАТУН.А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук, еж.
Воспитатель: Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся немного, а то на улице холодно.
Физминутка.
-Раз, два (присядка, руки на пояс)
Это заячья зарядка, ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться. (потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.
Воспитатель: Ну, что же, дети, пора нам возвращаться в детский сад. Не будем тревожить лесных зверей. (возвращаемся, имитируя езду на лыжах). Из леса мы с вами вышли, а теперь нам надо вернутся в сад.
«Раз, два, три, четыре, пять нужно глазки закрывать, повертелись, покружились и в детский сад мы возвратились.»
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи).
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия
Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы думаете, мы помогли синичке найти лесных друзей? Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.
Рефлексия:
-Где мы сегодня с вами побывали?
- Что мы делали в лесу?
- Кого мы встретили?
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Вы большие молодцы, хорошо справились со всеми заданиями!
А теперь поиграем еще в одну игру "Кто что ест?"(волшебный мешочек с предметами еды для диких зверей). Опускаем руку в волшебный мешочек, достаем предмет и говорим кто это ест (предлагаю ведущего выбрать из детей).
Автор(ы): Копягина Ольга Викторовна
Приложения: