Современные образовательные технологии как гарантия
качества образовательного процесса

 Яшукова Татьяна Петровна,
учитель технологии высшей категории ГБОУ школа № 57
Приморского района города Санкт-Петербурга

В настоящее время одной из важнейших задач является обновление системы образования, создание школы, основанной на принципах гуманной педагогики, отвечающей запросам формирования разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной личности, способной решать нестандартные интеллектуальные и нравственные задачи, активно участвовать в социальной жизни общества.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время .

Новые приоритеты в образовании побуждают педагогов к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс, а именно личностно ориентированные педагогические технологии.

Выполнить поставленную задачу призваны такие мероприятия как: введение федеральных государственных образовательных стандартов в систему дошкольного, общего образования, а также среднего профессионального и высшего образования, реализация инклюзивного образования, развитие региональных систем оценки качества образования и др. Как следствие, введение новых образовательных стандартов влечет за собой существенные изменения профессиональной деятельности учителей, касающиеся, прежде всего, методики обучения и средств оценивания учебных достижений учащихся. Так как именно учитель является основным и главным субъектом, призванным решать задачи развития образования. И именно он является ресурсом повышения качества образования. Следовательно, развитие профессиональной компетентности учителя является непременным условием в процессе совершенствования и модернизации образования.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

 1.      Информационно – коммуникационная технология

2.     Технология развития критического мышления

3.     Проектная технология

 4.     Технология развивающего обучения

 5.     Здоровье сберегающие технологии 

6.     Технология проблемного обучения

7.     Игровые технологии

8.     Модульная технология

9.     Технология мастерских

10.    Кейс – технология

11.   Технология интегрированного обучения

12.   Педагогика сотрудничества.

13.   Технологии уровневой дифференциации

14.   Групповые технологии.

15.  Традиционные технологии (классно-урочная система)

 Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения учащихся.

Признаками педагогической технологии и технологии в сугубо техническом значении являются:

1) обязательная концептуальная обоснованность (обоснованность уровнем развития науки, техники и общества в целом);

2) наличие целевых установок под конкретный ожидаемый результат;

3) операционное разделение (алгоритмизация) деятельности в строгом соответствии с поставленными целями;

4) учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося (учет физических, химических, механических и др. закономерностей объекта воздействия);

5) гарантированное достижение определенного результата с номинальным качеством и оптимальными затратами в заданном диапазоне;

6) возможность диагностики и корректировки ожидаемого результата.

       Инновационная деятельность педагога имеет свою структуру, в которой выделяют когнитивный, креативный, мотивационный и процессуальный компоненты. Кроме то­го можно выделить и такие компоненты, как контроль и оценку воспитателем своих собственных педагогических воздействий - педагогический самоанализ.

Когнитивный компонент характеризуется знаниями психолого-педагогических моделей обучения и воспитания. Для этого необходимо в интеллектуальной сфере раз­вивать педагогическое мышление (способность анализировать педагогические факты, явления, процессы, системы; проявлять креативность, гибкость, критичность, систем­ность, мобильность, оперативность мышления в педагогических ситуациях), педагоги­ческую эрудицию, интуицию, импровизацию, педагогическое предвидение, воображе­ние, прогнозирование, педагогическую наблюдательность, педагогическое творчество,  способность вос­производить и осваивать новые знания, виды и формы деятельности, приёмы органи­зации и управления.

Креативный компонент означает особую способность использовать данную в за­дачах информацию разными способами и в быстром темпе. К признакам креативности относятся: в креативной сфере - гибкость, беглость, оригинальность, разработанность, критичность и нестандартность мышления; в мотивационной сфере - интеллектуаль­ная потребность, стремление к трансферту, направленность на самостоятельный поиск решения проблем; в эмоциональной сфере - эмоции и самооценка; в предметно-­практической сфере - интеллектуальные и коммуникативные способности, способно­сти к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных ситуациях; в экзи­стенциальной сфере - осознание себя как творческой индивидуальности, своего места в общественной, учебной и профессиональной деятельности, понимание своего творче­ского потенциала, свободная позиция в учебной и учебно-исследовательской деятель­ности; в сфере саморегуляции - способность рефлексировать в творческом процессе, управлять своими мыслями, сознательно направляя ход своих рассуждений в нужное русло, стремление к источникам ассоциаций, обеспечивающих догадки, озарение и т.п., самостоятельное создание условий для собственной творческой активности .

Проектирование образовательного процесса (работа над проектами) является об­щей формой реализации умений планирования, прогнозирования, созидания, обосно­вания и объяснения, исполнения и оформления.

Следует подчеркнуть, что при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от учителя более высокого уровня профессионально-педагогической культуры, для этого учителям необходимо постоянно повышают свой профессиональный уровень.

Литература

1.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И.Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003.

2.      Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.- М: Издательский центр «Академия», 2008.

3.      Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М: Народное образование, № 7, 2000.

4.      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.:Народное образование,1998


Автор(ы): Яшукова Татьяна Петровна
Приложения: