Применение технологии критического мышления
на уроках английского языка в средней школе

Дик Анастасия Викторовна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ №12
с углубленным изучением английского языка
Василеостровского района Санкт-Петербурга

ФГОС НОО и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно сказывается на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволяет достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения.

Главная цель современного урока иностранного языка по требованиям реализации ФГОС – коммуникативная компетенция, включающая в себя языковую и социокультурную компетенции.

В свете новых веяний и в связи с планированием введения, в ближайшем будущем, обязательного экзамена по английскому языку, нынешнему подрастающему поколению становится ясно, что без знания иностранного языка, в частности английского, обойтись практически невозможно.

Введение со второго класса общеобразовательной школы английского языка значительно расширило возможности умственного и познавательного развития младших школьников. В связи с этим и с переходом всех образовательных учреждений на ФГОС НОО второго поколения, обучение английскому языку требует обновления форм, методов и технологий языкового образования, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом всех интересов обучающихся.

И для успешной интеграции современным школьникам необходимо умение практически осмысливать обстоятельства и продумывать на основе анализа решение поставленных проблем и задач.

Для формирования универсальных учебных действий наиболее эффектив- ной, на наш взгляд, является технология развития критического мышления, которую очень продуктивно использовать на уроках иностранного языка.

Технология критического мышления включает обучающихся в активный процесс познания, учит их самостоятельно мыслить, анализировать, синтезировать и передавать информацию.

Что же является целью данной технологии? Самая главная цель – это развитие мыслительных навыков, которые помогут ему быть успешным не только в учебе, но и в повседневной жизни.

Применения педагогом иностранного языка технологии критического мышления поможет обучающимся научиться:

–  работать самостоятельно;

–  развивать умение задавать вопросы;

–  выслушивать чужое мнение и иметь свое с правом защищать его;

–  критически относиться к мнению оппонента;

–  осуществлять рефлексию, анализировать и классифицировать.

Технология критического мышления дает учителю:

–  умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;

–  возможность использования эффективных методик, которые развивают критическое мышление и самостоятельность у обучающихся;

–  на практике уметь грамотно анализировать свою деятельность.

Данная технология предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в процессе обучения.

Работая в режиме технологии критического мышления, педагог перестает быть главным источником информации, и, применяя эти технологии, – превращает обучение английскому языку в совместный и интересный поиск.

Уроки английского языка сами по себе уже сами способствуют развитию критического мышления, благодаря разноплановому материалу и подходам. Используя технологию критического мышления на занятиях по английскому языку, педагог развивает личность обучающегося при непосредственном обучении, в итоге чего происходит формирование коммуникативной компетенции, которая обеспечивает комфортные условия дальнейшего развития и совершенствования. Педагог иностранного языка на занятиях стимулирует познавательные интересы, развивает желание практически использовать английский язык и добиваться успехов в овладении предметом.

Педагог, применяющий технологию критического мышления, должен хорошо осознавать, что его деятельность будет продуктивной при следующих условиях:

–  правильно подобранный информативный материал, который способствует развитию критического мышления;

–  правильно подобранные методы и приемы, которые необходимо использовать на уроках английского языка;

–  уметь сочетать индивидуальную и групповую работу в преподавании. Для примера можно использовать на уроках английского языка такие методики для развития критического мышления, как «Нестандартный урок», «Ассо- циации», «Рассыпанный текст», «Таблица вопросов и ответов», «Фишбол» и др.

 

После всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что технологии критического мышления на уроках английского языка помогают школьнику формировать свои мысли, уметь выражать их связно и четко, запоминать и оценивать многие факты и, самое главное, формировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию.

Данная технология ориентирует и педагога и обучающегося не только на процесс обучения, но и на взаимное сотрудничество педагога и ученика, вследствие чего всецело развивается личность обучающегося в процессе обучения иностранному языку и формируется коммуникативная компетенция.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что данная технология плодотворно влияет на результативность учебного процесса в преподавании английского языка, позволяет значительно повысить время речевой практики и решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи на уроке, воспитывая тем самым человека думающего, творческого, целеустремленного, ведь именно та-ким и должен быть современный человек.

Список литературы

1.   Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Зага- шев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

2.   Загашев И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир- Бек, И.В. Муштавинская. – Изд. 2-е. – СПб.: Альянс-Дельта; Речь, 2003. – 192 с.

3.   Иванова Е.В. Формируя критическое мышление / Е. Иванова // Школьная библиотека. – 2000 – №3. – С. 21–23.

4.   Низовская И.А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: учебно-методическое пособие / И.А. Низовская. – Биш- кек: ОФЦИР, 2003. – 148 с.

5.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

6.   Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2000. – 224 с.


Автор(ы): Дик Анастасия Викторовна
Приложения: