350 лет спустя: петербургские школьники о Петре Великом
Чикова Виктория Александровна, к.и.н.,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 10
Василеостровского района Санкт-Петербурга
В глазах историка он стоит так высоко,
что титул победителя, даже полтавского,
является чем-то малым и односторонним.
С.В. Соловьёв
9 июня 2022 года исполнилось 350 лет со дня рождения российского императора Петра Великого – выдающегося государственного деятеля, московского царя из династии Романовых, всероссийского императора с 1721 года, великого реформатора. Самодержавный правитель преобразовал страну столь глубоко и мощно, что до него не делал никто из предшественников.
В эпоху правления Петра I Россия изменилась до неузнаваемости. Результатом петровских реформ стали становление промышленности: при его правлении развивается добыча каменного угля и железной руды, металлургия, кожевенное производство, кораблестроение. Страна вышла на совершенно новое место в международных отношениях. Пётр I одержал победу в Северной войне, Россия получила выход в Балтийское море. С именем Петра связаны важные государственные реформы, реформы общественного строя: изменяются отношения между государством и народом; государством и церковью.
Петр Великий большое внимание уделял вопросам образования, просвещения, науки и культуры. Последний царь всея Руси стремился сделать народ образованным, хотел, чтобы дворянство подлежало обязательному обучению грамоте.
Историки выделяют Петра I из череды русских царей династии Романовых С.М. Соловьев писал: «Петр не был царем в смысле своих предков, это был герой-преобразователь или, лучше сказать, основатель нового царства, новой империи и, чем более вдавался он в свою преобразовательную деятельность, тем более терял возможность быть похожим на своих предков; притом же и великая война прекратилась незадолго до его смерти».
Для того чтобы выяснить, что современные школьники знают о Петре Великом, было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов средней образовательной школы. В нём приняли участие 105 человек. Ученикам были предложены вопросы разного характера.
I блок, состоял из 5 вопросов общеисторического характера:
- Когда и при каких условиях была провозглашена Российская империя?
- Как, когда и по какой причине изменилась система престолонаследия?
- Перечислите имена исторических деятелей, относящихся к «птенцам Петрова»
- Назовите последнюю военную кампанию Петра: хронологические рамки, причины, результат.
- Какие общественно-политические и философские идеи лежат в основе реформ Петра I?
II блок вопросов, состоял из четырех позиций, связанных с исторической памятью о личности царя реформатора и о представлении его в произведениях искусства:
- Назовите художественные фильмы, посвященные деятельности и правлению Петра.
- Назовите литературные произведения, посвященные деятельности и правлению Петра.
- В каких произведениях искусства, известных вам, воплощён образ и эпоха Петра: изобразительное искусство, архитектура, музыка?
- В каких топонимах закреплено имя Петра?
III блок состоял из трёх вопросов, связанных с личными качествами Петра Великого, оценкой этих качеств и оценкой его деятельности:
- Какие ассоциации вызывает у вас имя Петра Великого?
- Какие черты характера Петра привлекательны, какие его деяния мудрые и прозорливые, а какие особенности личности и действия вызывают ваше неприятие?
- Какие государственные институты, факты общественной жизни и черты повседневности появились в России при Петре и сохранились до наших дней?
Каковы же оказались результаты анкетирования? На вопрос о провозглашении России империей более 50 % опрошенных в разных формулировках (После победы над Швецией, после победы в Северной войне, по просьбе Сената в указанном году) называют правильный 1721 г. В тоже время 16 человек (то есть около 15%) не отвечают на поставленный вопрос вовсе. Большая часть опрошенных связывает появление титула императора с победой в Северной войне. Общее представление у обучающихся сформировано, но четкого отражения исторической картины что, как, в какой последовательности нет.
Вопрос о передаче престола и смене системы престолонаследия вызвал серьёзные затруднения. Ни одного полного правильного ответа дано не было. Подвопрос о причинах вызвал наибольшие сложности, год указа называется, как правило, неверно. 29% анкетируемых пропускали этот вопрос, те же, кто предполагал, отвечали отрывчато, кратко, неполно и не вполне корректно , вариантов ответов множество (передача престола по завещанию, наследование по мужской линии отменено, 1722 г по причине борьбы Петра I с царевичем Алексеем, 1725 г. из-за отсутствия наследников у Петра I). Факт наличия и значение указа о престолонаследии обучающимися не усвоен.
Назвать имена «птенцов гнезда Петрова» получилось лучше, ответы были правильные, называли чаще всего 1-3 фамилий. Лидером узнавания оказался светлейший князь А.Д. Меншиков (его назвали 55 человек из 105 опрошенных), так же среди ответов встречались Шереметьев, Голицын, Репнин, Брюс, Головин, Лефорт, Шафиров, Строганов. Иногда в ответы попадали родственники Петра Великого. Но, к сожалению, 27% оставили ответить на этот вопрос вовсе не смогли. Можно прийти к выводу, что те, кто знаком с эпохой Петра Великого, могут назвать несколько фамилий, но остаются те обучающиеся, которые не ассоциируют эпоху с деятелями вовсе.
Воспоминаний о последней военной кампании Петра, её хронологических рамках, причинах, результатах во внешней политики практически нет. Опрашиваемые называют разные южные направления, датировки также разнятся. 44% респондентов не отвечают на вопрос вовсе. Причины и результат данного направления внешней политики не указан в 100 % случаев. Видимо в сознании большинства эпоха Петра Великого во внешней политике завершается победой в Северной войне, внешнеполитическое взаимодействие в других регионах в памяти не сохранилось.
Четкого представления о идейной основе реформ Петра у обучающихся 9-11 классов не сложилось. В качестве общественно- политических и философских идеи опрашиваемые перечисляли знакомые термины и словосочетания, так или иначе связанные с вопросом европеизации (ответы сводились: европеизация, меркантилизм, просвещение, подражание Европе, прорубить окно в Европу); треть просто пропустила этот вопрос.
Вопросы по исторической памяти вызвали ещё больше затруднений, чем вопросы общеисторического контекста.
32% опрошенных не называют художественные фильмы, посвященные деятельности и правлению Петра. Те, кто отвечает на вопрос, чаще всего называет только по 1 фильму. В качестве ответов был перечислен ряд кинофильмов как современного, так и советского производства («Петр Первый» - 18 человек, «Петр Великий» - 16 человек, «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» - 5 человек, «Тобол» - 3 человека).
37% опрошенных не называют литературные произведения, посвященные деятельности и правлению Петра. Половина ответивших на данный вопрос назвала «Медный всадник», содержание которого не связано с правлением Петра I. Другие отметили произведения, где косвенно упоминается имя императора: «Полтава» - 11 человеку, «Арап Петра Великого» - 4 человека, «Петр Первый» (Толстой) – 21 человек.
Знания о художественной культуре и произведениях, посвященных Петру Великому у опрашиваемых недостаточные. Присутствует тенденция называть любой объект, который косвенно можно связать с Петром (Гимн Санкт-Петербурга, Петропавловская крепость, Эрмитаж). 50% правильно называют памятник Петру - «Медный всадник», но при этом ограничиваются лишь одним объектом.
Вопрос о топонимах показал проблему непонимания понятия и соотнесения название с именем конкретного исторической личности. Среди ответов 47% отдали свой голос за «Санкт – Петербург», 14% за «Петроград», 3 человека указали реку Неву, а 2 человека - город Ораниенбаум (Ломоносов).
Последний блок вопросов оценочного характера, оказался наиболее простым для опрошенных, ответы давались охотнее всего. Самый частая ассоциация с именем императора – Петербург (34 %); указываются явления: строительство флота кораблестроение, указываются здания, связанные с деятельностью Петра и строительством города. В целом, ассоциации разные: внешние данные, характеристики, качества, объекты. Вопрос о чертах характера и деятельности последнего русского царя вызвал наибольший отклик: было приведено много разных качеств и оценок. Среди черт характера доминируют положительные. Называли следующее: новатор/новаторство – 78 человек, ум – 8 человек, излишняя жестокость – 27 человек, строгость – 4 человека, трудолюбие – 16 человек. Примерно в равной степени называют положительные и отрицательные действия императора. Изменения чаще всего освещаются с хорошей стороны. Но встречаются и те, кто европеизацию относят к негативной стороне деятельности. Но стоит отметить, что опрашиваемые чаще всего называют что-то одно, дети не воспринимают историческую личность многогранно и не оценивают деятельность с разных сторон. Вопрос о том, какие государственные институты, факты общественной жизни и черты повседневности появились в России при Петре и сохранились до наших дней в ответах сводился более к бытовым вещам, образу жизни людей (сбривание бороды, курение, появление картофеля в России ). Часть опрашиваемых не понимают, что такое социальный институт (называют памятники архитектуры, скульптуры).
Проанализировав ответы данной анкеты, можно сделать вывод, что современные учащиеся средних образовательных учреждений не обладают достаточными знаниями об эпохе Петра Великого, что крайне неприятно, ведь опрашивались учащиеся Санкт-Петербурга, а история города прочно связана с деятельностью императора.
Для улучшения качества знаний необходимо более подробно изучать эпоху Петра I, развивать учебную мотивацию и формировать навыки использования дополнительной литературы, самостоятельного отбора и систематизации материала учащимися, для формирования личностной значимости и личностного отношения к данному историческому периоду.
Автор(ы): Чикова Виктория Александровна
Приложения: