Формирование функциональной грамотности младших школьников
на уроках в начальной школе

Старостенко Олеся Сергеевна

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко. Как считает Н.Н. Сметанникова, которая является президентом русской ассоциации чтения:

Грамотность - это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний мир.

Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.        

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. (несколько предположений озвучить)

- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

         Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

·         обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности,

·         учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;

·         в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

·         применять такие образовательные технологии, как:

·         проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

·         технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

·         технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

·         обучение на основе «учебных ситуаций», ( при изучении величин – масса, вместимость) литр – покупка ) образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

·         уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;

·         информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

·         технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

·         Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

·         Математическая грамотность это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах

·         Естественнонаучная грамотность  способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Способность объяснять природные явления

·         Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.

·         Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания

·         Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения,  участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми

·         Формировать функциональную  грамотность необходимо на любом уроке.

  

Читательская грамотность Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять

свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

         В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

         Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

 Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

Орфографическое чтение Необходимо, начиная с начальной школы,

развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения.

Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, природоведении)

 отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат

(задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах,

по памятке, по упражнению и т.д.)

Комплексный анализ текста

Математическая грамотность

         Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. . Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей

1.     Работа над решенной задачей.

2.     Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

3.     Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу.

4.     Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5.     Самостоятельное составление задач учащимися.

6.     Решение задач с недостающими данными.

7.     Изменение вопроса задачи.

8.     Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9.     Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

 

         Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

 

Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;

Формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умения ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет который связан с жизненными ситуациями

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности уучащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление

-Логические задания на уроках математики

-Закономерности

-Числовые ряды

-Интересные факты из истории математики

         Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

         Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются. Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.

         Вся система орфографических работ строится на проблемных методах. Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму.

Применяю такие виды работ.

·        Письмо с проговариванием.

·        Списывание.

·        Комментированное письмо.

·        Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

·        Письмо по памяти.

·        Творческие работы.

·        Выборочное списывание.

·        Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.

·        Словарная работа

·        Работа над ошибками

·         

Свои знания могут успешно применять и на других уроках: чтения, истории, окружающий мир, математике.

         Составляющие  функционально  грамотной личности.

1. Речевые умения:

ž конструировать предложения изученных видов  (простые предложения с однородными членами,  предложения с прямой речью, сложные);

ž использовать в речи изученные синтаксические  конструкции;

ž различать однозначные и многозначные слова;

ž видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать

ž синонимы и антонимы к данным словам;

ž употреблять в речи слова с учётом их значения и  лексической сочетаемости;

ž совместно с учителем семантизировать  незнакомые слова.

2. Интеллектуально-речевые умения.

а) Рецептивные (умения слушать, читать):

ž использовать различные виды чтения (просмотровое,  ознакомительное, изучающее);

ž делить текст на структурно-смысловые части;

ž самостоятельно ставить вопросы к тексту;

ž вести диалог с автором текста;

ž отвечать на вопросы учителя по тексту;

ž выделять в тексте главное;

ž составлять простой план текста;

ž составлять таблицу, схему по содержанию текста;

ž находить ключевые слова;

ž соотносить заглавие с содержанием текста;

б) продуктивные (умения говорить, писать):

ž подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);

ž создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном  стиле (устно и письменно);

ž создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно);

ž озаглавливать текст;

ž подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);

исправлять тексты по условным обозначениям учителя

3. Коммуникативные умения:

ž вступать в диалог с учителем и сверстниками;

ž высказывать и аргументировать свою точку зрения;

ž  воспринимать аргументы собеседника;

ž обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе  (в паре);

договариваться, согласовывать позиции в  группе (в паре), чтобы        делать что-то сообща

Орфографическая грамотность - это составная часть
общей языковой культуры, залог точности выражения  мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся.

Формирование навыков грамотного письма у школьников   -  одна из самых трудных задач, которую приходится решать

 учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая  программная установка при формировании функционально  грамотной личности.

Развитие орфографической зоркости

Отработка способов обнаружения орфограмм  осуществляется в ходе:

-зрительного

-предупредительного

-выборочного диктантов

-при орфографическом выделении орфограмм

- в ходе звукобуквенного анализа

-при разборе слов по составу

-работе над ошибками

Применяются    вместо развернутого комментирования (или наряду с ним)  письменное комментирование:

подчеркивание орфограмм, выделение  орфограммы    простым карандашом  (зеленой пастой).

При подчеркивании орфограммы ученик  фиксирует свое умение обнаружить ее,  при графическом обозначении

орфограммы - определить ее тип,  отмечая опознавательные признаки  орфограммы, доказательство ее  правописания, способ проверки

Работа со словарями
«Толковый словарь».

Показывается      учащимся  любой предмет: ручка или  монета и т.п.

Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся определение из  словаря. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся.

Словари должны быть непременным атрибутом  каждого урока. Использование орфографических  словарей при анализе диктанта, толковых – при изучении лексики, словарей-справочников - при  выполнении определённых письменных работ.

-занимательный материал по рус яз

-логические задания на уроках рус.яз

-Деформированный текст

1.Закончи буквенный ряд. 

ЩЦ       Т          П          

2. Слово по закономерности.

ž Гриб ( бирка ) актив

ž  Мрак ( . . . . . ) атом

3. Подбери слово

ž Обы ( чай ) ка 

ž Ме (…….) олад

4. Придумай продолжение рассказа.

5. Найди лишнее

1.     Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2.     Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3.     Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4.     Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5.     Сладкий, горячий, кислый, горький,  соленый.

6.     Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Самолет, телега, человек, корабль, велосипед

7.     Какографические упражненияПредусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

8.     Диктант с постукиванием

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. 

 Грамотность в естественных науках.

Естественнонаучная грамотность

 

способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных

 

доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

 

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

-Тематические прогулки

-Исследовательские пректы

-Экскурсии

 

Грамотность в ИКТ

ž В современных условиях в школе  появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных   проектах, которые позволяют  заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий.

ž Дистанционные олимпиады по предметам.

ž  Создание презентаций

 

      Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

 

Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности  учащихся, компетентным

консультантом и помощником.

Его профессиональные умения  направляются не просто на контроль  знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы  вовремя помочь квалифицированными  действиями, устранить намечающиеся  трудности в познании и применении  знаний. Эта роль значительно сложнее,  нежели при традиционном обучении, и  требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Современные методы и  формы   работы  оказывают  педагогам практическую помощь в решении  профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся


Автор(ы): Старостенко Олеся Сергеевна
Приложения: