Методидеская разработка по географии для 8 класса
Рабочий лист к уроку "Рынок труда и занятость населения России"
Парфенова Елена Леонидовна,
учитель географии ГБОУ школы № 561
Калининского района Санкт-Петербурга
Рабочий лист предназначен для урока географии в 8 классе «Рынок труда и занятость населения России» в рамках большой темы Население России. Особенно актуален на уроке по учебнику предметной линии «Сферы», где в 8 классе вообще нет этой темы, поскольку она "переехала" в 9 класс. Зато много информации в атласе «Сферы» 8-9 класс, особенно по последнему заданию. Хотя можно использовать любой другой атлас по географии для 8-9 класса. Проверка заданий осуществляется с помощью демонстрационного материала - презентация учителя и распечатки слайдов на партах у учеников (традиционно к каждому уроку, особенно по теме Население, использую папки-скорошиватели с пронумерованными файлами).
Поскольку я работаю в школе для детей с ОВЗ (задержка психического развития), я дублирую задание везде, где это возможно. Для учеников нашей школы не достаточно того, что задание написано в рабочем листе. Обязательно необходимо вывести его на слайд. Задание сначала прочитывается одним учеником, потом проговаривается хором всем классом. Потом учитель отвечает на вопросы, тех, кто недопонял задание ( находятся и такие). Конечно на первый взгляд всё это снижает тем работы и приводит к лишней трате времени, но если этого не сделать, придётся отвечать на вопросы по одному, а слабые ученики могут замкнуться в себе и вообще не захотят выполнять задание, поскольку для детей с ОВЗ свойственна ещё не зрелость эмоционально-волевой сферы.
На уроке целесообразно действовать следующим образом: ученики пользуясь только атласом и своим багажом знаний (все задания метапредметные и развивают кругозор) выполняют первое задание через 5 минут проверяем всем классом, ученики отвечают по очереди и исправляем ошибки зелёной ручкой. Можно на время проверки меняться листами с соседом. Сделать акцент на определении безработных, которые находятся в активном поиске работы, иначе они не безработные.
Проверка второго задания после 10 минут самостоятельного выполнения (взаимопроверка) происходит с помощью одного ученика, который чертит эту схему на доске. После класс отвечает на вопросы учителя: 1) Сколько процентов населения в России экономически активны? 2) Какие проблемы связаны с увеличением доли пенсионеров? 3) Какие проблемы связаны с уменьшением доли несовершеннолетних 4) Вспомните меры демографической политики проводимые на увеличение рождаемости, как они связаны с проблемами рынка труда? 5) Какие ещё меры демографической политики имеют отношение к рынку труда? 6) Что ещё можно сделать в случае недостатка трудовых ресурсов в государстве? 7) Из каких государств Россия привлекает трудовые ресурсы? 8) В чём особенности и специфика трудовой деятельности мигрантов? 9) Посмотрите на карту на слайде презентации. В каких регионах проявляется наиболее остро недостаток трудовых ресурсов и почему? 10) В каких регионах России наиболее высокий уровень безработицы ( слайд с соответствующей картой) и почему? 11) Что можно сделать, чтобы снизить уровень безработицы в "неблагополучных" регионах и т.п.
Задание три выполняем за 7 минут. Проверяем, обмениваясь тетрадями и вооружившись зелёной ручкой, как и в предыдущем случае, с помощью одного ученика, который чертит диаграмму на доске. Потом сравниваем с диаграммами по структуре занятости в некоторых странах мира в презентации, которую показывает учитель. Распечатки этих диаграмм лежат на партах. Совместно делаем выводы в результате фронтального опроса с начала по третьему заданию, а затем общие выводы: Мы узнали…, Мы научились…, Можно сделать следующие выводы…
Умение делать выводы развивает мыслительные функции учеников. В случае детей с ОВЗ, у которых ослаблены мышление и память, выводы обязательно проговариваются всем классом, записываются на доске или выводятся на слайде презентации и записываются в тетрадь. Только так дети с задержкой психического развития осознают смысл и запомнят его. Проблема запоминания материала в нашей школе стоит остро на всех предметах, поскольку у детей с ОВЗ кратковременная память сильно превалирует над долговременной. И именно поэтому в начале следующего урока стоит проверить пройденный материал с помощью небольшого тестового задания в формате ГВЭ. Сами выводы для многих ускользающая категория, конечно во многих классах удаётся сделать их только с помощью наводящих вопросов учителя. Если работать с этим систематически, то к 8-9 классу помощь учителя становиться минимальной.
В «слабых» классах с рабочим листом возможна работа в парах. Только надо заранее продумать, как составить эти пары, из слабого ученика и ученика посильнее.
И снова возвращаясь к западающим психическим функциям детей с ОВЗ (внимание, память, мышление и др.), медленному темпу чтения и ещё более медленному письму ( иногда на уровне начальной школы), считаю рабочие листы идеальным выходом на уроках, в том числе и географии. Рабочие листы обеспечивают:
1) Самостоятельное выполнение заданий и самостоятельное добывание знаний, причём уровень самостоятельности в каждом конкретном случае можно регулировать.
2) Структурирование и систематизацию материала, что очень важно для детей с ОВЗ, как говориться, всё разложено по полочкам.
3) Как и опорные конспекты, облегчают изучение и запоминание информации, поскольку кроме текста имеются символы, графики, диаграммы, изображения и др.
Автор(ы): Парфенова Елена Леонидовна
Приложения:
66000b9f83ca0_Рабочий_лист_к_уроку_Рынок_труда_и_занятость_населения_России.docx