Организация физкультурно-оздоровительных
мероприятий в режиме учебного дня

Тяптина Алена Константиновна,
учитель физической культуры,
Специальная школа №2 (открытого типа)
 Санкт-Петербург, Россия

Физкультурно-оздоровительная работа в течение учебного дня в школе направлена на активизацию двигательного режима и внедрение физкультуры в быт школьников. Физкультурные упражнения поддерживают оптимальный уровень работоспособности школьника в учебной деятельности, укрепляют здоровье.

Перед началом занятий в школе лучше всего проводить утреннюю гимнастику, которая поможет повысить возбудимость нервной системы, активизирует обменные процессы, улучает настроение. Утренняя гимнастика составить в виде комплекса 7-9 упражнений динамического характера, продолжительностью по времени 6-7 минут. Дети могут быть построены произвольно: в шеренгу, по кругу, колонну по два-три. Утреннюю гимнастику можно проводить отдельно по классам, можно проводить по параллелям, можно объединять детей по различным группам.

В течение уроков необходимо также проводить физкультурные минутки. Цель этих минуток – снятие стресса, активизация внимания, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводят при появлении первых признаков утомления – нарушено внимание, снижена активность работы учащихся. Комплекс физкультминуток состоит из 3-5 упражнений, которые способствуют расслаблению мышц, выпрямлению позвоночника. В этот комплекс необходимо включать такие упражнения, как потягивание, приседания, полуприседы, прогибание туловища, наклоны и полунаклоны, с различными движениями руками. Особенно интересны такие физкультминутки, если она сопровождается музыкой или всем знакомой детской песенкой, и школьники с удовольствием подпевают. Продолжительность физкультминутки – 1-2 мин. В это время обеспечивается отдых всей нервной системы, мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Также на некоторых предметных уроках необходимо включать упражнения, направленные на снятие зрительного и слухового утомления.

В режиме дня в школе есть длительные перемены, которые также можно использовать для активного отдыха учащихся. Игры и физические упражнения во время перемен снимают утомление от учебных занятий, сохраняют умственную работоспособность, укрепляют здоровье.

 Игры и физические упражнения на длительных переменах можно проводить либо на открытой площадке, либо в помещении школы. Они должны быть средней интенсивности, чтобы не переутомить детей. Заканчивать игры рекомендуется примерно за 5 минут до начала следующего урока.

После уроков многие школьники остаются в группе продленного дня. И спортивный час в этих группах просто необходим. Его целью является активный отдых, снятие утомления, вызванные учебной деятельностью. Спортивный час - это ежедневные занятия физической культурой на открытом воздухе сразу же после уроков. Эти спортивные занятия не регламентируются строго по структуре, длительности по времени, содержанию, как уроки физической культуры. Содержание спортивного часа определяется планом воспитательной работы группы продленного дня и проводится воспитателем группы. Учитель физической культуры, конечно же, помогает разрабатывать физические упражнения в соответствии с рабочей программой учебного предмета «Физическая культура».

Спортивный час состоит из трех частей. Первая часть – подготовительная -10-15 минут. Включает построение группы, разновидности ходьбы, медленного бега, общеразвивающие упражнения.

Вторая часть – основная – 30-60 минут. Это и подвижные игры, и эстафеты, игры по упрощенным правилам, спортивные развлечения, простейшие соревнования. Например, бег на 20-30 метров, прыжки в длину с места, метание мяча в цель. В эту часть можно включить и самостоятельную двигательную деятельность школьников, исходя из их интересов.

Третья часть – заключительная, 5-7 минут. Эта часть направлена на организованное окончание занятия, включает в себя общее построение, спокойную ходьбу, малоподвижные игры, игровые занятия на внимание, дыхательные упражнения.

Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время подвижных и спортивных игр выполняют упражнения, которые не связаны со значительной нагрузкой.

Занятия коррекционной направленности можно проводить по времени 15-30 минут. Необходимо разработать специальные корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими упражнениями, упражнения на тренажерах комплексного и локального воздействия, позволяющие применять индивидуально дозированные нагрузки различной направленности. Такие учащиеся получают задания, которые они должны выполнить самостоятельно на отведенном им рабочем месте. Педагог наблюдает за деятельностью каждого, помогает определить рациональный способ достижения поставленной задачи.

Для повышения результативности занятий физическими упражнениями и играми следует заранее планировать содержание спортивного часа, его организацию, подобрать необходимый инвентарь. Учителю или воспитателю надо придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятия.

Примеры физических минуток:

1. Эй! Попрыгали на месте. (прыжки)
Эх! Руками машем вместе. (движение "ножницы" руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись, поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе. (дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (покружиться)

В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок? (остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь урок! (руки на пояс, повернули туловище вправо, правую 
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону).

 

2. Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)
Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)
Подаёт учитель знак. Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)

 

3. Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова! (Вращение головой в стороны.)
Для начала мы с тобой крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем! (Повороты туловища вправо и влево.)
А теперь мы приседаем! Мы прекрасно понимаем:
Нужно ноги укреплять! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)       Приседания у нас, приседает целый класс!
Раз-два-три-четыре-пять! Ноги надо нам размять! (Приседания.) Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись и за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

Игры на перемене:

1.Путаница

Для этой игры на перемене в школе нужно минимум пространства. Одноклассники выбирают одного водящего, которому придется на время выйти в коридор (или кабинет). Оставшиеся дети стают в круг, держась за руки.

Их задача — запутаться, не размыкая рук. Они могут переступать друг через друга, пробираться под соединенными руками других детей.

Закончив с этим, зовут ребенка-водящего: «Бабка! Бабка! Нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Цель вошедшего — разобрать путаницу, указывая участникам, как им переступать или поворачиваться. Если он ошибся и «нитка разорвалась», все начинается снова.

2.Игра на внимание

Дети выстраиваются в линию или круг. Ведущий подает команды: «Садимся!», «Встаем!», «Прыгаем на правой ноге!» и так далее, а делает иногда совсем другое. Задача игроков – строго выполнять команды, не обращая внимания на действия ведущего. Тот, кто ошибается, выбывает из игры, и в итоге остается один победитель.


Автор(ы): Тяптина Алена Константиновна
Приложения: