Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 506
с углублённым изучением иностранных языков
Кировского района Санкт-Петербурга
Логопедическое занятие
«Дифференциация звуков [с] – [ш] в речи детей»
учитель-логопед
Краева Наталья Анатольевна
Санкт-Петербург
2023г.
Технологическая карта логопедического занятия
ФИО учителя-логопеда Краева Наталья Анатольевна
категория обучающихся
класс 1 класс
логопедическое заключение Фонетико – фонематическое недоразвитие речи.
Тема занятия | Дифференциация звуков [с] - [ш] в речи. | |||
Тип занятия | Занятие обобщения и систематизации полученных знаний на практике. | |||
Лексический материал | Слоги, слова, скороговорки, загадки в названии которых слышатся звуки [с] - [ш]. | |||
Цель | Дифференциация звуков [С]- [Ш] в словах и предложениях. | |||
Задачи | Образовательные: -Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении. -Закреплять умение различать звуки [с] - [ш] в слогах, словах, предложениях. -Учить определять позицию звука в слове. -Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными. -Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. -Упражнять в пересказе небольшого текста. Коррекционные: -Развивать фонематический слух, внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов. - Развивать зрительно-пространственные представления и ориентировки. - Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности. - Активизировать словарь по лексической теме занятия. - Развивать общую и мелкую моторику рук. - Развивать мышечные ощущения, воображение и чувства. - Тренировать в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях. Воспитательные: -Воспитывать умение слушать и слышать друг друга. - Воспитывать вежливое отношение к товарищу. | |||
Формы и методы обучения | Фронтальная (ФР), в парах (ПР), индивидуальная (ИР). | |||
Ресурсы | ||||
Для учителя: - Интерактивная доска (персональный компьютер); - Развивающая игра «Муха»; - Картинки, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш]: сушка, шесть, солнышко, веснушки, суша (глобус), суши; -Магнитная доска; - Аудиозапись звуков («жужжание жука», «качает насос», «дышит еж», «летит муха»), рассказа «Пушок и Машка»; - Глобус. | Для учащихся: -Рабочие тетради; -Карточки индивидуальной работы для межполушарного взаимодействия («муха», «колечки»); -Разрезанные буквы для индивидуальной работы; - Клей, ножницы, зеркала.
| |||
Планируемые результаты занятия | ||||
Предметные - различать звуки [с – ш] в разговорной речи; -определять позицию звука в слове; -закреплять навыки согласования прилагательных с существительными; -учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; - пересказывать небольшой текст. | Метапредметные Познавательные УУД: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; -уметь соединять теоретический материал с практической деятельностью при выполнении разноуровневых заданий; -использовать знаково-символические средства; -осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений; Коммуникативные УУД: -уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач; -уметь использовать речь для планирования, адекватных ситуации учебной деятельности; -работать в группах. Регулятивные УУД: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, -понимать и выполнять учебную задачу; -уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять взаимоконтроль. | Личностные - адекватно понимать причины успешной учебной деятельности; -понимать необходимость учения. | ||
Межпредметные связи - Русский язык. - Чтение. - Окружающий мир. | ||||
Ход занятия | |
Содержание деятельности учителя | Виды деятельности обучающихся |
I. Мотивация к деятельности. | |
1.Организационный момент | |
- Добрый день, ребята! - Ребята, к нам пришли гости. Поприветствуйте их. - Поприветствуйте друг друга «ладушками» 3 раза. Займите свои места и выполняйте упражнения пальчиками 5 раз. - В это время обращаюсь к гостям и предлагаю прочитать то, что написано на листках. Для гостей У шести Сашек - по шесть шестов, а на шести шестах - по шесть сушек. У Саши Шустрикова и сынишка – Саша Шустриков. У кошки – шесть котят, у мышки – шесть мышат. Миша пойдёт к Саше, Саша пойдёт к Мише. Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком. - Без тренировки и подготовки сложно прочитать без ошибок, тем более повторить. Предлагаю вам присоединиться к нашему занятию, выполнять доступные для вас упражнения. ЗВУК жука. - Ребята, вы что-то слышите? Чей это звук? - Давайте вместе с жуком пожужжим. Вдох через нос, жужжим на выдохе через рот. ЗВУК дыхание змеи. - Давайте подышим как еж. Язык где находится? А губы какую форму имеют? ЗВУК насоса. - А этот звук издает …. НАСОС. Все вместе качаем шины у машины. Где расположен язык. Звук мухи. - А это чей звук? - Полетаем вместе с мухой. Вдох через нос, выдох через рот, язык упирается в нижние зубы, горлышко звенит. - Полетали, а теперь ее поймаем, чтобы она не мешала нам заниматься. 1. 2. 3. |
Дети выполняют упражнения «Ладушки» пол счет, упражнение «Колечки».
Ответы детей. Дыхательная гимнастика. Имитируют услышанные звуки.
Выполняют упражнение «Муха». |
II. Актуализация необходимых знаний. Сообщение темы занятия. | |
Сюрпризный момент. Стук в дверь. ПАКЕТ!
- От кого же этот пакет? Здесь письмо! Я прочту вам это письмо. «Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас интересная тема занятия. Чтобы ее узнать – отгадайте загадки. Затем выполните несколько упражнений. Желаю вам хорошего дня и плодотворной работы! У вас все получится! И еще, вас ждет приз в конце занятия!» Саша П. из 2 «Б» класса.
Отгадывание загадок. Большой подсолнух в небе, цветёт он много лет, Цветёт зимой и летом, а семечек всё нет. (солнце) А как будет ласково? (КАРТИНКА на доску)
Появляются весной Солнышка сестрички. На лице сидят гурьбой Рыжие лисички. (Веснушки). (КАРТИНКА на доску) А как будет ласково?
Для кого-то это чудо: Из риса с рыбой японское блюдо. СУШИ (КАРТИНКА на доску)
У цифры голова — крючок, И даже брюшко есть. Крючок похож на колпачок, И эта цифра... (Шесть) (КАРТИНКА на доску)
Что за высушенный бублик, Тонкая баранка? Любят дети похрустеть Этим спозаранку. Это вовсе не игрушка, А кольцо съестное — …. (Сушка) (КАРТИНКА на доску) А как будет ласково? - Глобус. |
Дети слушают.
Дети отгадывают загадки.
|
1. Сообщение темы занятия. - Какие одинаковые звуки вы слышите в словах отгадках? - Звук [с] и звук [ш]. - Значит, сегодня мы будем учиться различать звуки [с] - [ш] на слух и учиться правильно их произносить в разговорной речи. 2. Актуализация имеющихся знаний у детей. - Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]? - Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы. - А при произнесении звука [ш]? - Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу. - Что мы можем сказать про эти звуки? - Они согласные, глухие, твердые. - Правильно, звуки [с] - [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает. |
Дети называют загаданные звуки. Выдвигают предположения о теме занятия. Называют тему занятия. (ФР)
Дети называют загаданные звуки, дают характеристику данным звукам.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалами. Улыбка, трубочка, заборчик, чистим зубки, на лошадке скачем, тормозим, поцелуйчик и подмигнем сами себе.
| ||||
III. Организация познавательной деятельности обучающихся. | |||||
1. Дидактическая игра «Собери букву». - Ребята, сейчас вы соберете разрезанные буквы и наклеите их в тетрадь. Здесь две буквы. Как вы определите, кто, какую букву будет собирать? (по цвету) - Что получилось? Прочитайте. Теперь прочитайте наоборот. - Определите, в каких отгадках есть звукосочетания УШ, СУ, УС, ШУ? 2. Динамическая пауза, гимнастика для глаз. - Вы хорошо выполнили задания. Похвалим сами себя какой я молодец, полюбим себя обнимашками. - Зажмурить сильно глаза, открыть и посмотреть вдаль. 3 раза 3.Отработка согласования прилагательных с существительными. - А теперь подумайте и каждому слову подберем слово, которое будет отвечать на вопрос КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ? - сушка (какая?) твердая, сухая,…. - солнышко (какое?) яркое, желтое, горячее, … - веснушки (какие?) рыжие, большие, круглые, …. - суша (какая?) зеленая, желтая, ближайшая,…. - суши (какое?) вкусное, японское, …. - А «шесть» подставим к словам и посчитаем: - одна сушка, три сушки, шесть сушек - одно солнышко, три солнышка, шесть солнышек - одна веснушка, три веснушки, шесть веснушек - одна суша, три суши, шесть суш - А вот слово суши не изменяется при счете, оно остается не изменяемым.
8. Работа с предложением. А теперь составим предложения по схемам:
СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ на доске 9. Дидактическое упражнение «Измени слово». - А сейчас мы с вами поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Давайте попробуем. Сутки – шутки каска – кашка Марс – марш миска – мишка Басня – башня маска – Машка 10. Дидактическая игра «Что изменилось?» - Посмотрите внимательно на эти картинки, давайте их еще раз назовем (дети называют картинки). А теперь закройте глаза. Чего не стало? (дети отвечают). Еще раз закройте глаза. Какие картинки поменялись местами? (дети отвечают).
11. Пересказ рассказа «Пушок и Машка». - А теперь прослушайте рассказ. Послушайте его внимательно. «У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке». - Кто у Саши? - У Саши собака пушок. - Кто у Даши? - У Даши кошка Машка. - Что любит Пушок? - Он любит кости. - Что любит Машка? - Она любит мышек. - Где спит Пушок? - Пушок спит у Сашиных ног. - Где спит Машка? - Машка спит на кушетке. |
Дети собирают разрезанные буквы, наклеивают их в тетради.
Ответы детей.
Дети выполняют гимнастику для глаз, динамические упражнения.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети слушают аудиозапись рассказа.
Ответы детей.
| ||||
IV.Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. Рефлексия. | |||||
12. Итог занятия. - Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии? Какие звуки были в гостях? - Какие задания были сложными в выполнении? - Чтобы получить приз надо еще отгадать одну загадку.
Мы в пакете сто нулей С маком замечаем. Бабушка, чаек налей, Их сгрызем за чаем. (сушки)
Спасибо за работу на занятии! |
Ответы детей.
Ответы детей.
| ||||
|
| ||||
Автор(ы): Краева Наталья Анатоьевна
Приложения: