Роль игры при обучении немецкому языку в младшем школьном возрасте

Перминова Ядвига Георгиевна

При работе над иностранным языком учитель сталкивается с бессознательным и ассоциативным восприятием учебного материала, что обусловлено психологическим развитием детей. В начале обучения детям сложно грамматически и лексически верно оформлять свои собственные мысли,
однако, довольно быстро они усваивают и запоминают скороговорки, песни и стихи на иностранном языке. Курс современных учебных пособий иностранных языков (в частности немецкого) целенаправленно спроектирован так, чтобы  вышеупомянутые стихи и рифмовки служили средством закрепления лексических и грамматических единиц и структур. Как известно из возрастной психологии,успеваемость ученика по любому предмету будет
хорошей, если ему этот аспект интересен. Именно поэтому необходимо структурировать занятие в соответствии с вышеупомянутым принципом.
Урок будет успешным, если помимо интересного материала в нем будет удачно раскрываться мастерство учителя, которое выражается в оптимальном использовании методов обучения, теоретической и практической части урока и т.д. В методической литературе авторы предлагают большое количество технологий, способствующих повышению познавательного интереса учеников. К таким технологиям нужно отнести, в первую очередь, игровые технологии, которые помогают нивелировать напряженный темп урока, повышают ослабленное к концу урока внимание  Общеизвестным является факт, что для детей
игра – это увлекательное занятие, даже если в ее процессе происходит иноязычная коммуникация. Игра воспринимается в первую очередь как соревнование, в котором все равны, и даже слабые ученики, но более находчивые и сообразительные, имеют шанс на победу. Такие факторы, как чувство равенства, атмосфера доброжелательности и радости, помогают преодолеть застенчивость. Незаметно для учащегося в игровой форме, он начинает усваивать языковой материал, у него появляется чувство удовлетворенности – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми»  Во время организации игровой деятельности должны быть решены следующие методические задачи:  1) учитель обеспечивает психологическую готовность у учащихся к речевому общению; 2) учитель реализует многократное повторение лексических и грамматических единиц; 3) происходит тренировка необходимого речевого материала и подготовка к спонтанной речи  В процессе изучения иностранных языков на начальном этапе обучения ученик не только получает предметные знания, также происходит его воспитание и развитие средствами этого предмета. В связи с особенностями детей младшего школьного возраста, обучение н этом этапе происходит успешно. Это связано с тем, что языковой материал запоминается детьми быстрее, языковой барьер отсутствует, а также отсутствие большого опыта  общения на родном языке . Бесспорно, процесс обучения немецкому языку – это совместная деятельность учителя и учащихся. Что касается младшего школьного возраста, то учеников данного возраста отличает повышенный интерес ко всему новому, и задача учителя в этой ситуации – поддерживать и развивать данный интерес, активность ребенка, его способность удивляться и восхищаться. Единственным речевым партнером для учащегося при изучении иностранного языка становится учитель,  который стимулирует детей похвалой и высокой оценкой. Игра в данном случае является основным методическим приемом. Формирование грамматических навыков происходит на основе конструкций родного языка, если подобные конструкции встречаются и в родном, и в иностранном языках. В данном случае важно научить ребенка самому формулировать правило, тем самым показывая, что в любом языке существуют законы, которым важно следовать, чтобы достичь хорошего результата. Игровая деятельность выполняет следующие
функции  1. Обучающая функция, суть которой заключается в развитии памяти, внимания, развитии общеучебных умений и навыков. Обучающая
функция ответственна за развитие навыков владения иностранным языком, так как в процессе игры ученик стремится решить задачи, которые поставил перед ним учитель. 2. Воспитательная функция, которая ответственна за формирование гуманного отношения к партнеру, развитие чувств взаимопомощи и взаимоподдержки. 3. Развлекательная функция, которая помогает организовать благоприятную атмосферу на уроке. 4. Коммуникативная функция, суть которой заключается в организации атмосферы иноязычного общения, сплочения учащихся на уроке, формирование эмоционально-коммуникативных
отношений. 5. Релаксационная функция. Эта функция заключается в снятии эмоционального напряжения, которое может быть вызвано при интенсивном
обучении иностранному языку. 6. Психологическая функция, отвечающая за контроль эмоциональных проявлений личности во время игры.
7. Развивающая функция, которая заключается в гармоничном развитии личности ребенка, а также стимулирование его потенциальных возможностей. 

Даже если ребенок не ставит своей  целью научиться чему-то, в результате игры, тем не менее, он достигает того или иного игрового результата .. В большинстве случаев игровые задачи не имеют индивидуального характера, поскольку решение задачи достигается совместной работой всей группы, преодолевая коллективно все препятствия. В связи с тем, что в процессе игры происходит нравственное воспитание учащихся, в процессе урока должны применяться неагрессивные типы общения, тренироваться навыки ведения диалога, умения выслушивать и принимать во внимание чужую точку зрения.
В методике большое внимание отводится вопросу места учебной игры на уроке. Место и продолжительность игры зависит от многих моментов, среди которых в первую очередь необходимо отметить уровень знаний учащихся, уровень их обучаемости, уровень сложности учебного материала, цель конкретного урока. Не стоит забывать также, что в процессе формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой, познавательной,
мыслительной деятельности, учитель должен сам работать над своим профессиональном развитием. Еще Константин Дмитриевич Ушинский писал о
том, что учитель живет, пока сам учится. В противном случае, в нем умирает учитель . Приведем примеры и краткую характеристику игр согласно предложенным ведущими методистами классификаций. Михаил Федорович Стронин разделил все игры на два раздела: подготовительные и творческие. Подготовительные игры формируют языковые навыки, творческие игры способствуют развитию речевых навыков и умений. Уделим особое
внимание первой группе игр, так как они являются наиболее актуальными для младшего школьного возраста. К подготовительным играм относятся
игры, охватывающие все виды работ учащихся на уроке: грамматические, лексические, фонетические и орфографические. По мнению М.Ф.Стронина, изучение грамматики часто приводит к переутомлению учеников, поэтому игры способствуют активизации интереса и снижению
монотонности работы . Фонетические игры помогают сформировать и развить лексические и произносительные навыки. Целью орфографических игр является освоение правописания  изученной лексики. Большинство игр могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления языковых навыков. Д. Хадфилд строит классификацию игр на основе действий, которые учащиеся выполняют в
процессе игры.                                                                                                                                                               Литература 
1.Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностр.яз.в шк. — 2000. — № 5                                                                                                                                                         2..Гальскова Н.Д., Никитенко З.И. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. — М.: Айрис-пресс, 2004. 
 3.Земш М.Б. Учебная деловая игра: теория и практика: учеб.-метод. пособие. — М.: Издательский дом Академии естествознания, 2012.                                                                                                                          4.. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. — Спб.: КАРО, М.: Издательство «Четыре четверти», 2006                                                                                                                                        5.Москаленко Л.В. Некоторые приемы работы над грамматическими явлениями на уроке немецкого языка // Иностр.яз.в шк. — 1999. — № 1

 


Автор(ы): Перминова Ядвига Георгиевна
Приложения: