Воздействие музыки на организм человека.
Интегрированный урок - исследование
( из опыта работы)
Шишова Светлана Генриховна, учитель музыки ;
Лучина Наталья Олеговна, учитель биологии,
ГБОУ СОШ №46 Приморского района
Санкт - Петербурга
Введение ФГОС второго поколения полностью изменило представление о современном уроке. Стало понятно, что сложившаяся за долгие годы традиционная методика проведения урока и отсутствие методической базы перестали соответствовать требованиям времени и современного общества. Глобальные процессы привели к информатизации образования, изменилось само содержание общего образования , его образовательный результат; изменились подходы к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности школьника.; произошли изменения в системе оценивания, появились новые формы и технологии в образовательном процессе. Стандарты нового поколения ориентируют учителя на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей.
На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская и проектная деятельность школьников.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Она предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством учителя.
Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.
Одним из необходимых условий современного образования является межпредметная интеграция.
Интегрированный урок - это особый тип урока, который объединяет в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Он способствуют развитию потенциала самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно – следственных связей , формируют умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Интеграция дает возможности для самореализации, самовыражения, раскрытия индивидуальных способностей щкольников, являясь источником новых «открытий», которые подтверждают или углубляют ранее полученные знания, наблюдения учащихся в различных предметах.
Интегрированные уроки нестандартны, увлекательны за счет переключений на разнообразные виды деятельности, являются эффективными , поддерживая внимание учащихся на высоком уровне, и резко повышают познавательный интерес.
Исходя из этого, мы, учителя музыки и биологии , для проведения исследований воздействия музыки на организм человека, выбрали форму интегрированного урока. Тема урока музыки в 9 классе «Стили и направления в музыке и ее воздействие на организм человека» вызвала большой интерес у учащихся, но нашлись и скептически настроенные ученики, воспринимающие изучение данной проблемы как «педагогический прием» для их приобщения к лучшим образцам мировой музыкальной классики и как попытка обусловить переосмысление ими своего отношения к « тяжелой» музыке, столь популярной у молодежи.
Этим была обусловлена необходимость исследования поставленной проблемы, что позволяло ученикам самостоятельно, или с помощью учителя, определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для успешной работы. Учащимися было предложено самостоятельно сформулировать цели и задачи проводимого исследования.
Цели исследования:
- изучить влияния музыки на организм человека;
- повысить мотивацию к исследовательской деятельности;
- сформировать критерии оценки прослушиваемой музыки в зависимости от результатов проведенных исследований;.
Задачи:
1.Проанализировать предложенные музыкальные отрывки (общий характер музыки, мелодический и ритмический рисунки).
2.С помощью использования ЛабДисков произвести замеры пульса при прослушивании различных музыкальных произведений.
3.Провести анализ воздействия ритма на изменения состояния пульса.
Чтобы сделать исследовательскую деятельность максимально доступной для учащихся, была использована цифровая лаборатория ЛабДиск.
Справка: Лаб – Диск – естественно научная цифровая лаборатория с мультисенсорным регистратором данных –это отдельный компьютер со своим источником питания, памятью и операционной системой, предназначенный для автономного сбора данных во время эксперимента и их последующей обработки.
Методы исследовательской работы:
1)Метод выдвижения гипотез
2. Метод анализа
3.Метод исследования
4.Метод сопоставления
5.Эвристический метод
8.Метод доказательства
9.Метод обобщения
10. Метод систематизации
11.Организационно – обучающий метод
12.Интерактивный метод
13. Графический метод
Техническое оснащение эксперимента
1) компьютеры 2) ЛабДиски 3) динамики
Музыкальный материал, используемый для проведения исследований, – 28 музыкальных фрагментов музыки разных стилей и направлений.
Теоретическое обоснование исследования:
Музыка – феноменальное явление. Она властвует над нашими эмоциями, пробуждает чувства, преобразует душу, меняет состояние, настроение, даже побеждает физическую боль. Музыка роднит, объединяет людей, может вызывать как самые возвышенные и благородные чувства, так, напротив, и самые низменные и темные желания. Экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом. Она существует в нашей жизни как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Музыка как никакое другое искусство может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности.
Человечество знакомо с врачующим действием музыки с древних времен. Известно, что в древнем Египте жрецы лечили людей мелодичными звуками. В древней Греции музыкой и красивым пением усмиряли душевнобольных, а игрой на флейте снимали боли. Известно, что еще пифагорейцы обнаружили, что музыка способна снимать гнев, а также повышать интеллектуальные способности, поэтому они часто занимались решением логических задач под гармоничную музыку. Позже были проведены исследования нескольких групп учащихся, которым для прослушивания предлагалась музыка Моцарта. Оказалось, что прослушивание классической музыки временно повысило интеллектуальные способности всех участников, независимо от их отношения к данной музыке. Существует предположение, что влияние музыки на живой организм связано со способностью молекул воды, из которых он состоит, приобретать гармоничную структуру. Очень сильным является воздействие на человека ритма. Ученые обнаружили, что любой ритм способен вызывать в организме резонанс, который может либо вести к оздоровлению тела, либо к его разрушению. Медленная музыка имеет ритм около 70 ударов в минуту, что примерно совпадает с собственным пульсом человека. А подвижная музыка имеет вдвое завышенный ритм, что приводит к изменению кровяного давления, пульса, ритма и глубины дыхания. Музыка, темп которой вдвое превосходит темп подвижной музыки, имеет разрушительное воздействие, - она бьет по самым слабым органам человека или животного. В то же время гармоничная музыка способна избавлять человека от различных недугов. Она благоприятно воздействует на всю его нервную систему и все внутренние органы в целом. Эта музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода, на гармоничное духовное и физическое развитие ребенка еще в лоне матери. Мелодичная музыка способствует сосредоточению на работе, ускорению реакций и психологическому комфорту. Гармоничная музыка благотворно воздействует на все виды живых организмов, ускоряя рост растений, увеличивая количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных и т.д. Влияние музыки на человека особенно интенсивно изучается в последние десятилетия. В мире появляется и становится признанной наукой музыкотерапия, представляющая собой метод использования музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Одним из самых эффективных методов музыкальной терапии является пение. Уникальным явлением считается музыка Моцарта: она улучшает математические и логические способности, помогает победить депрессию, устраняет умственное напряжение, благотворно влияет на психику, интеллект и работу внутренних органов, изменяет состав желудочного сока и может лечить язву и гастрит. Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Музыка И.С. Баха оказывает успокаивающее и общеукрепляющее действие. Музыка П.Чайковского освобождает душу от страданий, негативных воспоминаний. Музыка Д. Шостаковича помогает сдерживать отрицательные эмоции, а снять стресс можно с помощью произведений Ф. Шуберта и Ф.Шопена.
Вибрация каждого органа человека может совпадать с ритмами и энергией определенных звуков и музыкальных инструментов. Скрипка и виолончель тонизируют сердечно – сосудистую систему; фортепиано обладает успокаивающим эффектом, нормализует работу щитовидной железы; звучание деревянных духовых инструментов полезно для печени, а флейта еще очищает легкие; барабаны и арфа восстанавливают ритм сердца и нормализуют работу кровеносной системы; «космические» мелодии электронных инструментов используют для релаксации. Духовная музыка снимает болевой синдром, восстанавливает душевное равновесие, создает ощущение покоя. Джаз, блюз и регги избавляют от депрессии. Все это доказывает, что музыка оказывает универсальное оздоровительное воздействие на психику и организм человека в целом. В последние десятилетия 20 века появилось множество новых музыкальных направлений и большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы. Есть мнение, что некоторые современные направления в музыке крайне негативно воздействуют на психику человека, вызывают агрессию или первобытные страхи, наносят вред всему организму человека. Это очень громкая, быстрая, диссонансная музыка, так популярная в наши дни у молодежи. Она вызывает существенное торможение деятельности коры головного мозга и «растормаживание» подкорковых центров (состояние сродни опьянению). Прослушивание такой музыки вызывает выделение стресс – гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге, а повторяющийся ритм и низкочастотные колебания сильно влияют на состояние спинномозговой жидкости и на функционирование желез, регулирующих секрецию гормонов; человеческий организм в целом ослабляется, существенно изменяется уровень инсулина в крови. Раздражающая музыка учащает пульс, уменьшает силу сердечных сокращений, сужает сосуды, повышает артериальное давление. Особенно разрушительное воздействие на человеческий организм оказывают сверхгромкие звуки, - такую музыку специалисты называют «музыкой – убийцей», «звуковым ядом».Бельгийские ученые из медицинского университета в Брюсселе, проведя ряд исследований, доказали, что «музыкальные произведения стилей «тяжелый рок» и «хэви – металл» могут нанести непоправимый вред легким, а именно привести к пневмотораксу – состоянию, при котором легкие перестают наполняться воздухом и дышать.». Русскому психологу Д. Азарову удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства ( рок – музыкантов). Прослушав несколько раз эту музыкальную фразу, он ощутил такой прилив мрачного настроения, что «сам был готов полезть в петлю». Множество музыкальных произведений современности созданы из «звуков – убийц». Многие подростки считают, что « тяжелая» музыка помогает справиться со сложностями переходного возраста, с давлением, оказываемым социальной сферой на одаренных подростков, помогает нивелировать последствия социального неприятия общества. Исследования показали, что они после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому.
.Практическое исследование
Описание работы:
В данном эксперименте приняли участие 45 учащихся 9 классов, было прослушано 28 музыкальных фрагментов разных стилей. Выбор музыки осуществлялся самими учащимися из списка произведений, предложенных преподавателями, а также школьники самостоятельно добавляли понравившиеся им мелодии. Работа велась по этапам: в разное время группы детей прослушивали музыкальные фрагменты. До начала эксперимента проводились измерения пульса в спокойном состоянии. После прослушивания каждого музыкального произведения делались повторные измерения пульса. Для измерения пульса использовалась мобильная цифровая лаборатория с мультисенсорным регистратором данных (ЛабДиск). С полученных результатов снимались скриншоты, вставлялись в презентацию PoverPoint ( материалы представлены в Приложении). Затем проводился анализ и обобщение полученных результатов для каждого учащегося, но в данной работе представлены выборочные, наиболее характерные данные. Дополнительно, с помощью ЛабДиска, проводилось исследование метро- ритмических особенностей каждого музыкального фрагмента.
Результаты и их обсуждение:
1.Перед прослушиванием музыки каждый участник эксперимента сделал измерения пульса. На представленных графиках было видно, что пульс находится в спокойном состоянии, колеблется в пределах нормы – от 65 до 80 ударов в минуту. Все кривые - стабильные, с малой частотой и незначительной амплитудой. Небольшие расхождения на графических рисунках указывают на различный тип нервной деятельности участников исследований, их различное настроение и состояние.
2.Следующий этап работы состоял в прослушивании и сравнении двух фрагментов рок – музыки – группы «Linkin Park» и «Rammstein». Время прослушивания – 1 минута. На графических изображениях мы видим очень сильные колебанияпульса в пределах от 80 до 200 ударов в минуту, всплески амплитуды, что вызвано низкими частотами звучания бас - гитар, «размытостью» мелодической линии, смещением ритмических акцентов. Все это приводит к изнашиванию кровеносных сосудов, нарушению работы сердца (оно начинает работать в усиленном режиме). Участники исследования отметили дискомфортное состояние организма, ощущение нервозности.
Такая же картина наблюдалась при прослушивании другого музыкального фрагмента – группы «Rammstein». Переизбыток низких частот в инструментальном сопровождении и обилие высоких, «надрывных», с холодным «металлическим» тембром голоса нот у солиста, «хрипение в микрофон», неконкретная, монотонная мелодия, обилие диссонансных звучаний, нарастающее динамическое напряжение, сильные акценты бас – гитары на слабые доли, жесткий ритм и чрезмерно повышенная громкость вызывали у всех участников эксперимента раздражение, чувство неприязни, агрессии и головную боль. На графических изображениях четко видна динамика колебаний стенок сосудов (пульс заметно учащается от 80 до 160 ударов в минуту), амплитуда колебаний увеличивается.
3.На следующем этапе прослушивались и анализировались фрагменты других стилей музыки – хэви – метал и рок – н – ролл. На графиках, отражающих колебания пульса, отчетливо видны колебания от 100 до 200 ударов в минуту. Амплитуда колебаний небольшая, но интенсивная, с периодическими «взлетами», что можно объяснить монотонностью мелодии, однообразием ритмического рисунка, резким, пронзительным, « металлическим» по тембру звучанием, с сильным напряжением.
Другой музыкальный фрагмент – рок-н-ролл. На графическом изображении прослушанного отрывка определяются колебания пульса – от 60 до 95 ударов в минуту и от 85 до 105, но с периодическими «провалами» из – за частого дыхания, что обусловлено экспрессивностью, очень быстрым темпом, четким ритмом, связанным с определенной формой движения, и повышенной динамикой - сила звучания – 110 – 150 дБ (для сравнения, звучание симфонического оркестра – от 85 до 115дБ). Все это способствует нарушению работы сердца, системы кровообращения, дыхания, головного мозга, ухудшению памяти, зрения и слуха.
4.Ритм – одно из самых сильных способов воздействия на человеческий организм. Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции (движения в ритм). Восприятие музыкального ритма связано с функциями слухового аппарата. Доминирующий ритм сначала захватывает двигательный центр мозга, а затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы. Но главный удар направлен на те участки мозга, которые тесно связаны с половыми функциями человека. Барабанный грохот использовали вакханки, чтобы довести себя до неистовства, а также с помощью подобных ритмов в некоторых племенах осуществляли казнь. Сильному воздействию подвергается способность к анализу, здравому суждению, логика оказывается сильно притупленной, а иногда вообще нейтрализованной. В этом состоянии исчезают автоматические рефлексы и механизмы естественной защиты. Влияние частот особенно воздействует на мозг. Если ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот, то способен вызвать у человека экстаз, а при ритме, равном двум ударам в секунду на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, напоминающий наркотический.
Мы решили с помощью ЛабДиска проверить силу воздействия ритма на человека, прослушав музыкальный фрагмент, в котором нет ни мелодии, ни звучания электромузыкальных инструментов, а есть только ритм (игра на африканских барабанах)
На графике звуковой волны музыкального фрагмента виден достаточно стабильный рисунок с большой частотой колебаний, так «воспринимает» этот фрагмент прибор. А как изменяется пульс участников исследования при прослушивании данного фрагмента? На графических изображениях мы видим различные колебания пульса: у одних школьников от 65 до 95 ударов в минуту, у других – от 150-200 ударов в минуту. Колебания частые и контрастные, пульс держится в высоких пределах. Анализируя графики, можно видеть, как пульс подстраивается под ритм.
5.На следующем этапе исследования были прослушаны и проанализированы несколько разнохарактерных фрагментов классической музыки.
1) «Танец с саблями» А.Хачатуряна.
У одних участников эксперимента пульс был частый, с небольшой амплитудой, колебания на графике – от 65-80 ударов в минуту. У других участников – высокие пределы: от 100 до 145 ударов в минуту, частота меняется. Такое разное воздействие данной музыки на участников эксперимента связано с быстрым темпом, с очень четким ритмом, яркой динамикой. Амплитуда на рисунке показывает акценты. Учащиеся отметили, что данная музыка не вызывает дискомфорта, придает энергию, активизирует мыслительный процесс, положительно влияет на нервную систему.
2)«Полет шмеля» Н.А.Римского – Корсакова. Это произведение также относится к классическим. Быстрый темп вызывает колебания пульса от 80 до 100 ударов в минуту. На графике отчетливо видна частота колебаний с небольшими «всплесками» амплитуды. Но данная музыка оказывает положительное воздействие, т.к. мелодия легкая, плавная, волнообразная, без скачков, ровный ритмический рисунок исполняется струнной группой симфонического оркестра.
6.Далее рассматривались фрагменты классической музыки спокойного характера.
При прослушивании романса Д. Шостаковича из к/ф «Овод» пульс на графике стабильный, 70 – 75 ударов в минуту, либо 100-105 ударов в минуту.
При прослушивании «Баркаролы» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского частота колебаний пульса малая, 70 – 80 ударов в минуту.
Музыка этих фрагментов создает психологический комфорт, является релаксирующей, облегчает головную боль, нормализует работу всех органов.
7.Ежедневно человек воспринимает множество самых разнообразных звуков окружающей среды. Учащимся было предложено рассмотреть некоторые из них.
Звуки окружающей нас природы бывают разные – тихие (шум прибоя, журчание воды, и др.) и резкие (крики животных, раскаты грома). На графике образца была видна картина стабильного пульса, колеблющегося в пределах нормальных для человека частотах (около 70 ударов в минуту). Колебания пульса учащихся на графическом изображении такие же плавные, 70 – 80 ударов в минуту (у некоторых - 60 -70 ударов в минуту), что является состоянием покоя. Данный фрагмент успокаивает нервную систему, снимает стресс, нормализует работу сердца, кровеносной системы, головного мозга и всего организма в целом.
Затем был рассмотрен звук работающего дизеля. На рисунке прослеживалось учащенное колебание пульса от 60 с медленным подъемом амплитуды до 120 ударов в минуту. Хорошо заметно раздражающее действие этого шума.
Выводы исследования.
В ходе проведения эксперимента участниками были сделаны следующие выводы:
1.Музыка является сильнейшим средством воздействия на человека, его психику, весь организм в целом.
2.Она может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие.
3.Музыка по - разному воздействует на человека в зависимости от его психофизиологических особенностей, темперамента, типа высшей нервной деятельности, состояния и настроения.
4.Одним из самых сильных способов воздействия на человеческий организм является ритм.
5.Искусственные музыкальные ритмы и естественные биологические ритмы тесно взаимосвязаны: если они совпадают, то влияние на человека усиливается, при этом биологические ритмы подстраиваются под музыкальные.
6.Классическая музыка в основном написана в ритме работы сердца 60-70 ударов в минуту и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма, являясь музыкальной терапией.
7.Высокие и низкие частоты, употребляемые в рок- музыке, имеют особое воздействие на мозг, и их переизбыток серьезно травмирует мозг.
8.Человек, окруженный разными звуками и шумами, должен создавать себе условия, препятствующие негативному воздействию шума на организм.
9.К музыке необходимо относиться очень избирательно: слушать (или исполнять) больше классической музыки, классики в современной обработке. Необходимо каждому человеку научиться не просто слушать, но и анализировать, сравнивать музыку разных времен, жанров, стилей, направлений .
Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы: Основы безопасности жизнедеятельности, Мировая художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие: содержание, методы.
Опыт проведения интегрированных уроков позволяет сделать выводы о значении и результатах интегрированного обучения, которые сводятся к следующему:
1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
2) даёт возможность широкого применения исследований учащимися для познания мира;
3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных и гуманитарных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
4) ) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического и гуманитарного цикла;
5) повышает качество знаний учащихся;
6) позволяет использовать различные умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования;
7) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей;
8) повышает самооценку у учащихся;
8) приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Грачева Е.Г. «Влияние музыки на человека/ Исследовательские работы/ Мой урок/
http://mojurok.narod.ru/issledovatelskie_raboti/vliyanie_muziki_na_cheloveka/
2. Влияние музыки на человека
3. М. Леви « Влияние музыки на организм человека»
http://www.levi.ru/houses/mus_apteka/mus_apteka_main.shtml
4. «Влияние музыки на человека» / курсовая работа/
http://www.bestreferat.ru/referat-111931.html
5.Яковенко Т.Е. «Музыка и здоровье человека»: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М. : Первое сентября, Чистые пруды,2004
http://festival.1september.ru/articles/100399/
6. Р. Блаво «Исцеление музыкой» СПб «Питер», 2003
http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978594723535&at=exc&n=0
7. Клюкин И.И. «Удивительный мир звуков». Л., «Судостроение» 1978
http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978594723535&at=exc&n=0
8. Овчинникова Т. « Музыка для здоровья».СПб «Союз художников»2004
http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978594723535&at=exc&n=0
9.:Завинина О.,Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки / Искусство в школе – 2003 - №5/
http://solowej-slowik.ru/psichologija/referaty/muzikoterapija
10. Рыбникова Е.В. « Организация исследовательской деятельности школьников»
11.Муминова О.Я. «Интегрированные уроки – способ создания целостного мировоззрения»
12.Шувалова Е.В. «Технология исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии»
Автор(ы): Шишова Светлана Генриховна
Приложения:
64b10f6e65a97_Влияние_музыки_на_организ_человека_приложение.pdf