Сборник игр для проведения танцевальных занятий

Фазуллин Роберт Амирович,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской», Санкт-Петербург

Игр, которые можно использовать на занятиях танцами, огромное количество, но в данном случае будет приводится практическое руководство по 20 играм, которые не требуют специального реквизита и дополнительной подготовки. Также специфика работы в танцевальных направлениях учитывает то, что игры будут проводится под музыкальное сопровождение, которое также будет описано для каждой из представленных игр. Понимая и специфику проведения занятий, условно разделим все игры на 3 части: для начала занятий, для основной части и для окончания. В этой последовательности они и будут приводиться далее.

1. «Зеркало»

Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять напряжение в группе и настроить на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп средний.

Описание:

Участники стоят полукругом или рядами. Ведущий стоит в центре перед участниками и показывает разные движения для всех частей тела под ритмы музыки. Можно делать движения без подсказок, а можно давать установки:

- смотрим по сторонам (упражнение для головы);

- удивляемся (упражнение для плеч);

- ловим комара (хлопок под коленом);

- топчем траву (притопы) и т. д

Игра проводится обычно в начале занятия и является частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге. Так как некоторым участникам иногда бывает сложно сразу включиться в танцевальный процесс, начинать при наличии мест можно в положении сидя. Можно усложнить данную игру, определив для ведущего, что он выполняет определённое количество движений и дальше передаёт следующему участнику и так роль ведущего проходят все.

2. «Танцует всё»

Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять мышечные зажимы, создать настрой на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп средний.

Описание:

Участники стоят или сидят, располагаясь полукругом. Ведущий дает задание: «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т. д. — участники импровизируют. По команде «Танцует всё» — в работу включаются все части тела (повторяется несколько раз). Ведущий может сочетать команды с показом.

Игра обычно проводится в начале занятия и может быть частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

3. «Ищем место»

Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.

Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.

Описание:

Ведущий дает команды:

построиться в колонну, шеренгу, диагональ:

сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга;

сделать два круга — круг в круге:

встать по парам, тройкам и т. д.

Таким образом, группа «трансформируется», принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени (например, на счет до пяти: до десяти).

4. «Весёлая змейка»

Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействия в группе.

Музыка: любая ритмичная (можно в стиле «диско»), темп умеренно-средний.

Описание:

Участники становятся в колонну, создают постоянное сцепление руками друг с другом (на плечи) и далее двигаются за ведущим в хаотическом порядке.

Ведущий может усложнить предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту— ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др., а также по команде ведущего руки могут сцепляться по-разному: на плечи, на пояс, накрест; за руки, под руки и т. д.

5. «Замри-отомри»

Цель: снять внутренний зажим, помочь самоосознанию и самопониманию, а также высвобождению чувств.

Музыка: веселая зажигательная (возможны разные стили, где прослеживается ярко выраженный ритм), темп быстрый.

Описание:

Участники располагаются по всему залу в хаотичном порядке и начинают исполнять танцевальные элементы на месте по сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток), по второму сигналу останавливаются и замирают:

1-й вариант — в разных заданных позах.

2-й вариант — с улыбкой на лице.

Ведущий делает комментарий/выбирает лучшего, лучший становится ведущим; после сигнала, нового ведущего всё начинается сначала (можно повторить несколько раз).

6. «Русский поклон»

Цель: развить групповые чувства сплоченности, сопричастности, принадлежности; побудить к вступлению в межличностные отношения.

Музыка: русские мелодии в инструментальной обработке (например, хороводы ансамбля «Березка»), темп медленный.

Описание:

Участники образуют круг и взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком или любым удобным предметом в руке идет в противоположном направлении во внутреннем круге, останавливается напротив любого из участников (в этот момент общий круг прекращает движение), делает глубокий русский поклон и передает предмет. После ответного поклона меняется местами с новым ведущим. Игра может продолжаться, пока все не побывают в роли ведущего.

Реквизит: предмет для передачи, например, платочек.

7. «Здравствуйте»

Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт; развить чувство быстрой реакции.

Музыка: любая ритмичная, темп средний.

Описание:

Участники двигаются по площадке хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы или книксеном. Музыка обрывается — каждый должен найти себе пару и поздороваться танцевальным поклоном и встать в пару (далее повторяем).

8. «Сцепка»

Цель: стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания, развить танцевально-экспрессивный репертуар.

Музыка: разные стили и жанры с чередованием быстрого и медленного темпа (например, народные мелодии).

Описание:

Сцепление в парах делается под различные мелодии в перерывах пары меняются. В парах можно импровизировать, меняя различные варианты сцепления:

держась левыми руками;

взявшись под руку;

положив руки друг другу на плечи (на талию);

взявшись двумя руками—лицом друг к другу (спиной друг к другу).

9. «Лебеди»

Цель: осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения: развить умение импровизировать.

Музыка: темп средний или умеренно-быстрый.

Описание:

Участники располагаются по всей площадке, принимая статичное положение (стоят, сложив руки, или приседают на корточки). Ведущий двигается и трогает рукой участника, который исполняет сольный танец «лебедя». При повторном касании «лебедь» снова замирает. Далее ведущий переходит к следующему участнику.

Ведущий дает комментарий, стимулируя проявление индивидуальности.

10. «Командир»

Цель: дать возможность экспериментировать с движением для осознания своего танцевально-экспрессивного стереотипа, а также ощутить себя в роли ведущего и ведомого.

Музыка: любая танцевальная (например, «диско», «поп», «латина»), темп быстрый.

Описание:

Участники строятся колонной и двигаются друг за другом. Стоящий во главе колонны («Командир») показывает при этом какое-то движение, остальные повторяют. Затем «Командир» уходит в конец колонны и его место занимает следующий участник. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли «Командира». Каждый участник должен стараться не повторяться в движениях, придумывать свой вариант. Если при этом возникают затруднения, ведущий приходит на помощь.

            11. «Поклоны в круге»

Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств: повысить самооценку.

Музыка: торжественная мелодия, темп средний.

Описание:

Все располагаются кругом или полукругом. Все участники группы по очереди в свободной форме, торжественной походкой проходятся по кругу и выходят на середину зала. Далее под аплодисменты группы делают несколько поклонов-реверансов и возвращаются на своё место. Ведущий помогает участникам своими комментариями и пожеланиями, стимулируя их на проявление их скрытых возможностей.

12. «Стильный обмен»

Цель: развить групповую поддержку и взаимодействие, расширить танцевально-экспрессивный репертуар.

Музыка: любое сочетание контрастных стилей: рок-н-ролл, рэп, классический, народный, джаз, техно.

Описание:

Участники делятся на две подгруппы, каждая из которых поочередно двигается в своем стиле, при этом импровизируя и вступая во взаимодействие друг с другом. Пока одна подгруппа танцует, другая наблюдает, потом они меняются (можно повторить несколько раз). Затем подгруппы пробуют свои силы в противоположном стиле (меняются стилями), и игра повторяется.

13. «Мой инструмент»

Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.

Музыка: диско, поп, рок и другая современная, темп быстрый.

Описание:

Все становятся в круг и двигаются в ритм музыки. Ведущий имитирует наличие музыкального инструмента в руках и выходит в центр круга и исполняет соло с инструментом, показывая в танце свои чувства, затем передает свой «инструмент» другому участнику. Далее каждый участник имитирует свой инструмент и проделывает то же самое. При этом участники могут вступить во взаимодействие с кем-либо из группы, создать дуэт и т.д. Каждый сольный танец с «инструментом» может сопровождаться и заканчиваться аплодисментами и овациями.

14. «Прогулка»

Цель: осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения, развить экспрессивный репертуар.

Музыка: разные стили и жанры (например, инструментальная ритмичная музыка, поп, вальс).

Описание:

Ведущий предлагает совершить «прогулку», импровизируя с любым предметом. Даёт траекторию движения (например, сделать круг по площадке или дойти до стоящего вдалеке стула, обойти его и вернуться обратно). Просит проявить фантазию и постараться, чтобы каждая последующая «прогулка» была не похожа на предыдущие. Игра проходит в форме эстафеты: все строятся в колонну по одному или по два, эстафетной палочкой служит предмет, с которым работают участники.

Реквизит: любые подходящие предметы.

15. «Новые пары»

Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт, дать возможность экспериментировать с движением, ощутить себя в роли ведущего и ведомого.

Музыка: разные стили и жанры (например, чарльстон, рок-н-ролл или народные мелодии), темп может быть разный.

Описание:

Все становятся в круг. Ведущий приглашает любого из участников и танцует с ним в паре, показывая движения, которые повторяет партнер. По сигналу «музыкальная пауза» пара разделяется и приглашает новых участников и создаёт сними новые пары. Теперь на площадке две пары, и так. пока все не включатся в танцевальный процесс. При этом каждый приглашенный повторяет движения того, кто его пригласил.

16. «Подарок»

Цель: стимулировать общение в парах развить способность взаимопонимания и вхождение в межличностный контакт, расширить танцевально-экспрессивный репертуар.

Музыка: разные стили и жанры, темп умеренный.

Описание:

Участники разбиваются на пары и импровизируют под музыку. Один (или двое если в группе чётное количество участников) участник становится ведущим и ходит по залу с предметом в руке, останавливается возле любой пары, дарит предмет одному из участников пары и меняется с ним местами. Игра повторяется может пока каждый не побывает в роли ведущего.

Реквизит: любой предмет (ленточка, мяч, листок бумаги, шляпа и т.д.)

17. «Бал»

Цель: помочь ориентации в пространстве, дать возможность экспериментировать с движением, осознать свою особенность самовыражения, развить умение импровизировать.

Музыка: любая бальная, темп умеренный.

В игре воссоздается атмосфера бала.

1-й вариант.

Участники спокойным, степенным шагом двигаются в зале свободно перемещаясь, приветствуя при этом поклоном головы каждого, идущего навстречу. Музыкальная пауза — сигнал к тому, что нужно сделать реверанс (далее повторяется).

2-й вариант.

Группа выстраивается в ряд. Король или королева (роль может исполнять ведущий) проходит вдоль участников, каждый из которых в знак приветствия поочередно замирает в реверансе, и становится в конце ряда. Игра повторяется, пока все не побывают в роли монарха.

18. «Крылья»

Цель: снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений.

Музыка: спокойная, медленная (например, медленные вальсы, фокстроты).

Описание:

На первом этапе участники повторяют за ведущим, который имитирует движения крыльями (двумя, одним, с поворотом и т. д.).

На втором этапе участники делятся на две «стаи», которые по очереди импровизируют на площадке, взаимодействуя между собой. Пока одни танцуют — другие наблюдают, и наоборот.

Игра обычно проводится после элементов с высокой активностью или в конце занятия.

19. «Сон»

Цель: проработать внутренние ощущения, стабилизировать эмоциональное состояние, достичь внутреннего равновесия.

Музыка: медленная, спокойная, ненавязчивая (например, медитативная музыка со звуками природы: шум моря, пение птиц и т. д.)

Описание:

Участники располагаются на стульях в удобном положении или ложатся/садятся на пол, можно на коврики, закрывают глаза. Ведущий дает тему сновидения (например, «лето», «погода», «каникулы», «космос», «море», «подарки» и т. д.) и участники под музыку отдаются своим фантазиям. На втором этапе все делятся своими сновидениями.

Игра обычно проводится в конце занятия.

20. «Поза мертвеца»

Цель: стабилизировать эмоциональное состояние, снять усталость и напряжение.

Музыка: медленная, спокойная, ненавязчивая (например, медитативная музыка со звуками природы: шум моря, пение птиц и т. д.)

Описание:

Ведущий считает до 3-х. Участники располагаются в любом удобном положении или ложатся/садятся на пол, можно на коврики, закрывают глаза. После счёта 3 участники становятся «мертвецами» и уже не могут менять позы, двигаться, говорить, открывать глаза. Это длится до тех пор, пока ведущий опять не сосчитает до 3-х, после 3 счёта участники возвращаются к «жизни».

Игра обычно проводится в конце занятия.

Подводя итог хочется сказать, что в данном сборнике представлено 20 игр, хотя можно описать значительно больше, но главное не количество, а стимулирование использования игровой формы в системе обучения детей, которая позволяет наиболее естественным образом получать отличные результаты, чему и должна способствовать данная работа. Давайте же будем играючи творить в познании счастья.    

Прошу всех кто использует игры, написать мне о своём опыте на электронную почту  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. или можете сразу поделиться со мной своими эффективными играми. Давайте вместе сотворим книгу по лучшим играм в системе российского образования в разных дисциплинах для наших детей.


Автор(ы): Фазуллин Роберт Амирович
Приложения: