Сборник игр для проведения танцевальных занятий
Фазуллин Роберт Амирович,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской», Санкт-Петербург
Игр, которые можно использовать на занятиях танцами, огромное количество, но в данном случае будет приводится практическое руководство по 20 играм, которые не требуют специального реквизита и дополнительной подготовки. Также специфика работы в танцевальных направлениях учитывает то, что игры будут проводится под музыкальное сопровождение, которое также будет описано для каждой из представленных игр. Понимая и специфику проведения занятий, условно разделим все игры на 3 части: для начала занятий, для основной части и для окончания. В этой последовательности они и будут приводиться далее.
1. «Зеркало»
Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять напряжение в группе и настроить на работу.
Музыка: любая ритмичная, темп средний.
Описание:
Участники стоят полукругом или рядами. Ведущий стоит в центре перед участниками и показывает разные движения для всех частей тела под ритмы музыки. Можно делать движения без подсказок, а можно давать установки:
- смотрим по сторонам (упражнение для головы);
- удивляемся (упражнение для плеч);
- ловим комара (хлопок под коленом);
- топчем траву (притопы) и т. д
Игра проводится обычно в начале занятия и является частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге. Так как некоторым участникам иногда бывает сложно сразу включиться в танцевальный процесс, начинать при наличии мест можно в положении сидя. Можно усложнить данную игру, определив для ведущего, что он выполняет определённое количество движений и дальше передаёт следующему участнику и так роль ведущего проходят все.
2. «Танцует всё»
Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять мышечные зажимы, создать настрой на работу.
Музыка: любая ритмичная, темп средний.
Описание:
Участники стоят или сидят, располагаясь полукругом. Ведущий дает задание: «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т. д. — участники импровизируют. По команде «Танцует всё» — в работу включаются все части тела (повторяется несколько раз). Ведущий может сочетать команды с показом.
Игра обычно проводится в начале занятия и может быть частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
3. «Ищем место»
Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.
Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.
Описание:
Ведущий дает команды:
построиться в колонну, шеренгу, диагональ:
сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга;
сделать два круга — круг в круге:
встать по парам, тройкам и т. д.
Таким образом, группа «трансформируется», принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени (например, на счет до пяти: до десяти).
4. «Весёлая змейка»
Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействия в группе.
Музыка: любая ритмичная (можно в стиле «диско»), темп умеренно-средний.
Описание:
Участники становятся в колонну, создают постоянное сцепление руками друг с другом (на плечи) и далее двигаются за ведущим в хаотическом порядке.
Ведущий может усложнить предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту— ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др., а также по команде ведущего руки могут сцепляться по-разному: на плечи, на пояс, накрест; за руки, под руки и т. д.
5. «Замри-отомри»
Цель: снять внутренний зажим, помочь самоосознанию и самопониманию, а также высвобождению чувств.
Музыка: веселая зажигательная (возможны разные стили, где прослеживается ярко выраженный ритм), темп быстрый.
Описание:
Участники располагаются по всему залу в хаотичном порядке и начинают исполнять танцевальные элементы на месте по сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток), по второму сигналу останавливаются и замирают:
1-й вариант — в разных заданных позах.
2-й вариант — с улыбкой на лице.
Ведущий делает комментарий/выбирает лучшего, лучший становится ведущим; после сигнала, нового ведущего всё начинается сначала (можно повторить несколько раз).
6. «Русский поклон»
Цель: развить групповые чувства сплоченности, сопричастности, принадлежности; побудить к вступлению в межличностные отношения.
Музыка: русские мелодии в инструментальной обработке (например, хороводы ансамбля «Березка»), темп медленный.
Описание:
Участники образуют круг и взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком или любым удобным предметом в руке идет в противоположном направлении во внутреннем круге, останавливается напротив любого из участников (в этот момент общий круг прекращает движение), делает глубокий русский поклон и передает предмет. После ответного поклона меняется местами с новым ведущим. Игра может продолжаться, пока все не побывают в роли ведущего.
Реквизит: предмет для передачи, например, платочек.
7. «Здравствуйте»
Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт; развить чувство быстрой реакции.
Музыка: любая ритмичная, темп средний.
Описание:
Участники двигаются по площадке хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы или книксеном. Музыка обрывается — каждый должен найти себе пару и поздороваться танцевальным поклоном и встать в пару (далее повторяем).
8. «Сцепка»
Цель: стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания, развить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: разные стили и жанры с чередованием быстрого и медленного темпа (например, народные мелодии).
Описание:
Сцепление в парах делается под различные мелодии в перерывах пары меняются. В парах можно импровизировать, меняя различные варианты сцепления:
держась левыми руками;
взявшись под руку;
положив руки друг другу на плечи (на талию);
взявшись двумя руками—лицом друг к другу (спиной друг к другу).
9. «Лебеди»
Цель: осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения: развить умение импровизировать.
Музыка: темп средний или умеренно-быстрый.
Описание:
Участники располагаются по всей площадке, принимая статичное положение (стоят, сложив руки, или приседают на корточки). Ведущий двигается и трогает рукой участника, который исполняет сольный танец «лебедя». При повторном касании «лебедь» снова замирает. Далее ведущий переходит к следующему участнику.
Ведущий дает комментарий, стимулируя проявление индивидуальности.
10. «Командир»
Цель: дать возможность экспериментировать с движением для осознания своего танцевально-экспрессивного стереотипа, а также ощутить себя в роли ведущего и ведомого.
Музыка: любая танцевальная (например, «диско», «поп», «латина»), темп быстрый.
Описание:
Участники строятся колонной и двигаются друг за другом. Стоящий во главе колонны («Командир») показывает при этом какое-то движение, остальные повторяют. Затем «Командир» уходит в конец колонны и его место занимает следующий участник. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли «Командира». Каждый участник должен стараться не повторяться в движениях, придумывать свой вариант. Если при этом возникают затруднения, ведущий приходит на помощь.
11. «Поклоны в круге»
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств: повысить самооценку.
Музыка: торжественная мелодия, темп средний.
Описание:
Все располагаются кругом или полукругом. Все участники группы по очереди в свободной форме, торжественной походкой проходятся по кругу и выходят на середину зала. Далее под аплодисменты группы делают несколько поклонов-реверансов и возвращаются на своё место. Ведущий помогает участникам своими комментариями и пожеланиями, стимулируя их на проявление их скрытых возможностей.
12. «Стильный обмен»
Цель: развить групповую поддержку и взаимодействие, расширить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: любое сочетание контрастных стилей: рок-н-ролл, рэп, классический, народный, джаз, техно.
Описание:
Участники делятся на две подгруппы, каждая из которых поочередно двигается в своем стиле, при этом импровизируя и вступая во взаимодействие друг с другом. Пока одна подгруппа танцует, другая наблюдает, потом они меняются (можно повторить несколько раз). Затем подгруппы пробуют свои силы в противоположном стиле (меняются стилями), и игра повторяется.
13. «Мой инструмент»
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Музыка: диско, поп, рок и другая современная, темп быстрый.
Описание:
Все становятся в круг и двигаются в ритм музыки. Ведущий имитирует наличие музыкального инструмента в руках и выходит в центр круга и исполняет соло с инструментом, показывая в танце свои чувства, затем передает свой «инструмент» другому участнику. Далее каждый участник имитирует свой инструмент и проделывает то же самое. При этом участники могут вступить во взаимодействие с кем-либо из группы, создать дуэт и т.д. Каждый сольный танец с «инструментом» может сопровождаться и заканчиваться аплодисментами и овациями.
14. «Прогулка»
Цель: осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения, развить экспрессивный репертуар.
Музыка: разные стили и жанры (например, инструментальная ритмичная музыка, поп, вальс).
Описание:
Ведущий предлагает совершить «прогулку», импровизируя с любым предметом. Даёт траекторию движения (например, сделать круг по площадке или дойти до стоящего вдалеке стула, обойти его и вернуться обратно). Просит проявить фантазию и постараться, чтобы каждая последующая «прогулка» была не похожа на предыдущие. Игра проходит в форме эстафеты: все строятся в колонну по одному или по два, эстафетной палочкой служит предмет, с которым работают участники.
Реквизит: любые подходящие предметы.
15. «Новые пары»
Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт, дать возможность экспериментировать с движением, ощутить себя в роли ведущего и ведомого.
Музыка: разные стили и жанры (например, чарльстон, рок-н-ролл или народные мелодии), темп может быть разный.
Описание:
Все становятся в круг. Ведущий приглашает любого из участников и танцует с ним в паре, показывая движения, которые повторяет партнер. По сигналу «музыкальная пауза» пара разделяется и приглашает новых участников и создаёт сними новые пары. Теперь на площадке две пары, и так. пока все не включатся в танцевальный процесс. При этом каждый приглашенный повторяет движения того, кто его пригласил.
16. «Подарок»
Цель: стимулировать общение в парах развить способность взаимопонимания и вхождение в межличностный контакт, расширить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: разные стили и жанры, темп умеренный.
Описание:
Участники разбиваются на пары и импровизируют под музыку. Один (или двое если в группе чётное количество участников) участник становится ведущим и ходит по залу с предметом в руке, останавливается возле любой пары, дарит предмет одному из участников пары и меняется с ним местами. Игра повторяется может пока каждый не побывает в роли ведущего.
Реквизит: любой предмет (ленточка, мяч, листок бумаги, шляпа и т.д.)
17. «Бал»
Цель: помочь ориентации в пространстве, дать возможность экспериментировать с движением, осознать свою особенность самовыражения, развить умение импровизировать.
Музыка: любая бальная, темп умеренный.
В игре воссоздается атмосфера бала.
1-й вариант.
Участники спокойным, степенным шагом двигаются в зале свободно перемещаясь, приветствуя при этом поклоном головы каждого, идущего навстречу. Музыкальная пауза — сигнал к тому, что нужно сделать реверанс (далее повторяется).
2-й вариант.
Группа выстраивается в ряд. Король или королева (роль может исполнять ведущий) проходит вдоль участников, каждый из которых в знак приветствия поочередно замирает в реверансе, и становится в конце ряда. Игра повторяется, пока все не побывают в роли монарха.
18. «Крылья»
Цель: снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений.
Музыка: спокойная, медленная (например, медленные вальсы, фокстроты).
Описание:
На первом этапе участники повторяют за ведущим, который имитирует движения крыльями (двумя, одним, с поворотом и т. д.).
На втором этапе участники делятся на две «стаи», которые по очереди импровизируют на площадке, взаимодействуя между собой. Пока одни танцуют — другие наблюдают, и наоборот.
Игра обычно проводится после элементов с высокой активностью или в конце занятия.
19. «Сон»
Цель: проработать внутренние ощущения, стабилизировать эмоциональное состояние, достичь внутреннего равновесия.
Музыка: медленная, спокойная, ненавязчивая (например, медитативная музыка со звуками природы: шум моря, пение птиц и т. д.)
Описание:
Участники располагаются на стульях в удобном положении или ложатся/садятся на пол, можно на коврики, закрывают глаза. Ведущий дает тему сновидения (например, «лето», «погода», «каникулы», «космос», «море», «подарки» и т. д.) и участники под музыку отдаются своим фантазиям. На втором этапе все делятся своими сновидениями.
Игра обычно проводится в конце занятия.
20. «Поза мертвеца»
Цель: стабилизировать эмоциональное состояние, снять усталость и напряжение.
Музыка: медленная, спокойная, ненавязчивая (например, медитативная музыка со звуками природы: шум моря, пение птиц и т. д.)
Описание:
Ведущий считает до 3-х. Участники располагаются в любом удобном положении или ложатся/садятся на пол, можно на коврики, закрывают глаза. После счёта 3 участники становятся «мертвецами» и уже не могут менять позы, двигаться, говорить, открывать глаза. Это длится до тех пор, пока ведущий опять не сосчитает до 3-х, после 3 счёта участники возвращаются к «жизни».
Игра обычно проводится в конце занятия.
Подводя итог хочется сказать, что в данном сборнике представлено 20 игр, хотя можно описать значительно больше, но главное не количество, а стимулирование использования игровой формы в системе обучения детей, которая позволяет наиболее естественным образом получать отличные результаты, чему и должна способствовать данная работа. Давайте же будем играючи творить в познании счастья.
Прошу всех кто использует игры, написать мне о своём опыте на электронную почту
Автор(ы): Фазуллин Роберт Амирович
Приложения: