Статья
«Роль игры на начальном этапе обучения иностранному языку»
Лисевцова Татьяна Александровна,
учитель английского языка ГБОУ гимназия №628 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга «Александринская гимназия»
Игра является одним из самых эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом школьников. Игра определяет формирование новых качеств личности; именно в игре дети усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, познавательных процессов. Но не всякая игра подходит для развития навыков устной речи. Выбор нужной игры - одна из важных задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом целенаправленности игры , возможности постепенного ее усложнения и лексического наполнения. Игры для занятия отличаются от обычных детских игр тем, что воображение, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бы на задний план, а главным становятся наблюдение и внимание.
Целью данной работы является определение роли игры в обучении иностранному языку в школе на начальном этапе. Под начальным этапом понимается период изучения иностранного языка , закладывающий основы коммуникативной компетенции, необходимые для их дальнейшего развития и совершенствования.
К начальному этапу, как правило, относятся 1-4 классы общеобразовательных школ. Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной.
Структура игровой деятельности.
Игрой управляет учитель. Цель учителя-формирование и развитие знаний, умений, навыков. Игра проводится по правилам. Учитель называет изучаемую тему, ставит дидактическую задачу, знакомит с правилами игры, регулирует ход игры, подсчет очков. Идет распределение ролей между участниками игры. Учитель организует проведение игры, по ходу фиксируя игровые действия, разъясняя затруднения. Обсуждаются возникшие трудности. Учитель побуждает детей к рефлексии — анализу собственных поступков. Эффективность использования игры зависит от соответствия игры целям урока. Содержание игры должно отражать учебный материал урока. Нужно учитывать уровень познавательной деятельности учащихся, место игры в структуре урока, доступность и привлекательность игры для детей. Условия игры должны быть понятны и доступны детям. Нужно также учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Дети начинают учить иностранный язык в процессе говорения на нём. При этом нужно отказаться от дословного перевода и использования родного языка. Пусть ребёнок учится понимать новые слова из движений и образов. Пусть для ребёнка это будет игрой, где ему нужно угадать, что же может означать новое слово.
Об обучающих возможностях игр известно давно.
Игры помогают детям стать творческими личностями. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Игра на уроке способствует выполнению важных методических задач: созданию психологической готовности обучающихся к речевому общению, тренировки в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной речи вообще.
В процессе обучения можно выделить следующие функции игровой деятельности: обучающая, воспитательная, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, психологическая, развивающая.
Виды игр.
По форме проведения игры бывают: предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).
По способу организации выделяют игры компьютерные и не компьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор и креативные и т.д.
По степени сложности выполняемых действий все учебные игры разделяются на “простые” и “сложные”, а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.
По количественному составу участников игры делятся на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. Причем, индивидуальные игры, содержат индивидуальный подход к учащимся и представляют собой “общение” учащегося с источником информации. Остальные виды игр предполагают общение участников друг с другом. Игры можно разделить на два раздела.
Первый раздел составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков.
. Второй раздел – так называемые «Творческие игры».
Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Дети любят принимать участие в играх-драматизациях и инсценировках. Такая игра стимулирует воображение, требует сюжетных построений, распределения ролей, стимулирует к развитию познавательных процессов, мотивирует речевую и эмоциональную деятельность детей. Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными. Для этого я использую рассказы, сказки, фильмы. Для развития воображения и творческих способностей детей игры нужно разнообразить. Дети не должны играть в одну и ту же игру много раз.
В игре развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности.
На занятиях для игр-драматизаций я использую мелкие, мягкие игрушки, а также готовые театры, которые имеются в продаже. Дети могут сами или с помощью взрослых изготовить персонажи для своих игр. Но чаще всего я использую маски, которые просто изготовить, используя плоскую картинку.
Дети любят исполнять разные роли. Нужно чтобы эти роли были доступны детям, не отталкивали ребёнка трудными словами и сложными фразами.
На своих уроках я использую игрушки-зверушки и персонажи из известных детям русских и английских сказок: Бабу-ягу, Винни-Пуха и его друзей и др. Письма и телеграммы нам приносит почтальон Печкин. Но однажды приезжают из Англии Майк и Джейн. Они не знают русского языка. Я выступаю в роли переводчика между учащимися и куклами. Майк и Джейн разыгрывают микро-диалоги на уроке, побуждая ребят к диалогической речи на английском языке в разных ситуациях. К нам на урок приходят куклы-гости, чтобы принести подарок или сюрприз. Приход «гостя» - это ещё и возможность прослушать текст (аудирование), чтобы угадать, кто же придёт.
Далее хочу представить игры, которые я использую на уроках английского языка в начальной школе.
КУБИКИ.
Цель этой игры - отработка употребления конструкции в устной речи. Для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов. Ребята делятся на две команды. Учащиеся по очереди подходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки. За каждое правильное предложение команда получает очко.
ADD A WORD
Учитель пишет на доске простое предложение: “I like”. Теперь надо расширить предложение, не нарушив смысла и правил грамматики. Каждый добавляет по слову и стремится продолжить фразу, так как побеждает ученик, сказавший последнее слово. Учитель следит за тем, чтобы не было пауз.
Teacher: I like… One, two…
Ученик 1: I like to
Ученик 2: I like to play…
Учитель: One, two…
Ученик 3: I like to play football…
Ученик 4: I like to play football in the yard.
Учитель: One, two, three! You have won! One point to you!
SAY ONE WORD
Игра позволяет закрепить в памяти новые слова, а также понять, что частные понятия объединяются общими. Эта игра напоминает игру в съедобное и несъедобное, может проводиться с мячом и без мяча.
I give you a lemon (table, apple, book, etc) или I give you some bread (salt, snow, etc) to eat. Дети отвечают Yes или No, в зависимости от того съедобно или нет предложенное. Далее можно менять тему игры, например: furniture, transport, food, plants.
GARDENERS
Учитель раздает каждому ученику картинку с изображением фрукта. Вызываются два “садовника”. Они по очереди говорят названия фруктов, ученики, чей фрукт был назван, выходят к своему “садовнику”. Выигрывает “садовник”, набравший больше фруктов.
ALPHABET BREAKFAST
Первый играющий говорит: “Today for breakfast I have some apples”. Второй ученик повторяет ту же фразу, но название продукта должно начинать с буквы B и т.д. Побеждает тот ученик, который назовёт больше названий по алфавиту.
Усложнение игры: второй и последующие игроки повторяют фразу предыдущего учащегося и добавляют свое название чего-либо съедобного. Например, “Today for breakfast I have some apples and bananas”. И т.д.
I HAVE
Смысл игры состоит в том, чтобы ученики подобрали как можно больше прилагательных к одному слову.
Например: “I have a cat.”
Ученик 1: It's a black cat.
Ученик 2: It's a smart cat.
Ученик 3: It's a funny cat.
Ученик 4: It's a fat cat… etc.
Учитель показывает две картинки с рифмующимися словами, например: frog-dog, toy-boy, bee-tree, mouse-house, clock-sock. Дети заменяют ими подчеркнутые слова.
GUESS A QUESTION
Цель игры: активизация вопросов в речи учащихся.
В эту игру лучше играть сидя в кругу. Ученики придумывают предложения (ответы на вопросы). По одному учащиеся говорят вслух своё предложение. Остальные учащиеся должны догадаться, какой вопрос можно задать к сказанному предложению. Например:
Предложение: My name is Sveta.
Вопрос: What is your name?
Предложение: I'm from London.
Вопрос: Where are you from? и т. д.
What can I see?
Учитель: What can you see in the park? (room, cupboard, bag, etc.)
Учащийся: I can see trees, benches, people, many birds.
WE CAN COUNT
Цель: закрепление счёта от 1 до 12 и обратно. Для этого можно использовать стихотворение “Twelve little kittens”. В игре участвуют 12 учащихся.
Twelve little kittens sit in a row.
One of them runs away – при этих словах один ребёнок убегает.
How many left of them?
Оставшиеся дети отвечают на вопрос и продолжают игру.
В этой работе я подняла одну из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам - это проблема организации обучения с использованием игровой методики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение. - 1973. - С. 34-50.
2.Ильченко Е.В., Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка. М.: «Центр современных гуманитарных исследований», 2003
3.Колесникова И.Е., Игры на уроке английского языка. 5 кл.: пособие для учителя - Минск : Нар. асвета, 1990 - 112 с.
4.Негневицкая Е.И., Пробное учебное пособие по английскому языку для 1 класса средней школы - М. : Просвещение, 1992 - 112 с
5.Панфилова А. П., Игровое моделирование в деятельности педагога, М.: «Академия », 2000
6.Стронин М.Ф., Обучающие игры на уроках английского языка. М., 1994. – 231с.
Автор(ы): Лисевцова Татьяна Александровна
Приложения: