Сценарий лингвистической игры «Знаем русский» ( 5-6 класс)
Автор : Вишнякова Татьяна Анатольевна , учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург, ГБОУ «Гимназия №622»
1.Часть I. Поединок капитанов. Реквизит: кольцеброс с колышками , поделённый на желтый, зелёный и синий сектор, резиновые или пластиковые кольца.
Капитаны называют правописание слов, бросая кольца. Подсчитывают баллы за каждую верно названную орфограмму при условии попадания кольца на колышек ( от 1 до 10 баллов)
а)ПолАскать щенка, полОскать бельё, залЕзать в огород, залИзать рану,посвЕтил фонарём, посвЯтил в рыцари,свЕла по лестнице, свИла гнездо, примЕряла платье, примИряла врагов.
б)соЛнце над горой, осмотреть окресТность, ненависТная ложь,позДняя осень, семья здраВствует, учаСтвует в празДнике,зелёное пасТбище,сладосТно вздохнул, яросТное сопротивление.
2.Грамматическая разминка для команд :вставьте пропущенные буквы( 1 балл при безошибочном заполнении пробелов), объясните орфограммы( 1 балл-объяснены все орфограммы), восстановите текст( 1 балл-текст восстановлен верно), назовите автора( 1 балл)
а)Буря застучит мглою (в) окошко кро…т, (к) нам небо крутя; то, как путник зап…здалый, снежные вихри заво..т, то зашумит, она с…л…мой (в)друг то, как зверь, заплач..т, как дитя, то (по) кровл… обв..тшалой застучит.
б)Моро… чудес(?)ый, и со (?)нце, день, зв..здою , прелес(?)ный, севера , дру… , ты , явись! дремл..ш…, ещё навстречу, пора, красав…ца, северной , пр..снись, Авроры, открой, негой , сомкнуты , взоры,
3. Вопросы из истории русского языка
ЖЁЛТЫЙ СЕКТОР- лёгкий вопрос(4 балла)
ЗЕЛЁНЫЙ СЕКТОР – средняя сложность(5 баллов)
СИНИЙ СЕКТОР –сложный вопрос(6 баллов)
(при непопадании кольца на колышек выбранного сектора команде достаётся сложный вопрос)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЖЁЛТОГО СЕКТОР- по 4 балла
а) Расскажите, какова история происхождения слова ПОДОРОЖНИК
(Ответ.Он растет вдоль всех дорог, за это и получил своё название –подорожник. Когда испанский король послал своих солдат покорять американских индейцев, он и не предполагал, что направляет туда еще одного завоевателя- подорожник. Благодаря своей напористости, европейский пришелец отвоевал у местных растений значительную территорию. В сырую погоду семена
подорожника становились липкими и приклеивались к подошвам солдатских сапог. Вместе с ними переплыли в Америку и пошли бродить по новой земле. « След белого человека»- назвали его краснокожие. Интересно, что многие растения не выносят вытаптывания , уходят от дороги подальше, а подорожник- наоборот. Как видите, он даже путешествует по дороге.
б)Расскажите, какова история происхождения слова ПОДСОЛНЕЧНИК?
(Ответ .Он растёт у нас повсюду, поэтому многие удивятся, узнав, что подсолнечник- иностранец. Его родина- далёкая Мексика. Там подсолнечник считался священным растением. Ярко-жёлтые его соцветия казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Таинственную связь растения с дневным светилом усматривали еще и в том, что соцветия целый день поворачиваются за солнцем, ловя его жаркие лучи. Солнце на востоке - и они смотрят на восток, солнце на юге- и они развёрнуты к югу. Ну разве это не чудо? Вот древние мексиканцы и называли растение «солнечным цветком», отливали его изображения из золота и устанавливали в храмах. Первыми из европейцев увидели подсолнечник испанские моряки, приплывшие вместе с Колумбом в Америку. Они-то и завезли его к себе на родину. Мода на «солнечный цветок» перекинулась в другие страны. И всюду в нём видели только прелестное растение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза. И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарёв додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать из семян подсолнечника масло. Было это в 1829 году. Тогда-то подсолнечник и нашёл у нас свою вторую родину.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗЕЛЁНОГО СЕКТОРА-по 5 баллов
-Что изучает орфоэпия?
-Чем занимается орфография?
ВИДЕОВОПРОСЫ ДЛЯ СИНЕГО СЕКТОРА-по 6 баллов
Из какого языка пришли к нам слова карандаш, Каракум, каракуль, карга, карагач, карапуз? Какова их этимология?(Ответ. Слова заимствованы из тюркского языка, в их основе общий корень «кар», что означает «чёрный» -чёрный графитный стержень, песок, мех барашка особой породы , выведенной на озере Каракул, чёрная старуха, ядовитое дерево с чёрным стволом, чумазый малыш)
ВОПРОС ПО СЛАЙДАМ БОЛЕЛЬЩИКАМ 1 КОМАНДЫ:
Что объединяет слова десерт, декольте, дефис?(Ответ: общая латинская приставка de,что означает «удаление»-удаление со стола первых блюд перед подачей сладкого, удаление ткани ,графическое отделение частей слов посредством чёрточки)
ВОПРОС ПО СЛАЙДАМ БОЛЕЛЬЩИКАМ 2 КОМАНДЫ:
Из какого языка заимствованы и как переводились изначально бранные слова «шаромыжник» и «шваль»?(Ответ. Слова пришли французского как следствие Отечественной войны 1812 года-так русский народ называл побиравшихся голодных солдат обнищавшей французской армии, вынужденных попрошайничать и питаться мясом убитых во время сражения лошадей )
4.ЗАГАДКИ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ.ВИДЕОВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ.
(ОТ 0 ДО 4 БАЛЛОВ)
1-я команда.Жёлтый сектор - фразеология . Пройдёмся по страницам русской истории. (Ролик можно снять, находясь на смотровой площадке Исаакиевского или Смольного собора.)
-Да, высоко забрались, вся площадь , как на ладони, а внизу народ снуёт, жизнь кипит! Отчего-то так и хочется громогласно что-нибудь крикнуть проходящим!!!Дорогие знатоки, подскажите, пожалуйста, какова история возникновения устойчивых словосочетаний кричать во всю Ивановскую», «звонить во все колокола»?
(Ответ.Во всю Ивановскую можно громко кричать, храпеть, голосить…А связано это выражение с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал громко, кричал во всю Ивановскую.
Звонили в колокола в случае народных бедствий или, напротив, в великие церковные праздники. Тогда люди собирались на соборной площади и узнавали новости. С тех пор «звонить во все колокола» означает во всеуслышание о чём-то рассказывать)
2-команда.Жёлтый сектор - фразеология .Ноев ковчег, Вавилонское столпотворение. Какова история возникновения этих устойчивых словосочетаний?
(Ответ. По библейскому преданию, жители Вавилона вознамерились добраться до небес и с этой целью начали строить высокую башню. Разгневанный бог смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга ,и наступил хаос. Употребляется выражение в значении «суматоха, беспорядок, неорганизованность». Ноев ковчег .За нежелание исправиться, за греховный образ жизни люди были наказаны Богом. Всемирный потоп уничтожил весь род людской, спасся лишь праведник Ной на своём ковчеге, а вместе с ним « каждой твари по паре» . С тех пор ковчегом Ноя назовут любое суденышко, не потонувшее во время шторма и счастливцев, спасшихся от беды, избегших ужасной участи.)
1-я команда. Продолжи ряд синонимов. Зелёный сектор - лексика
• Катя обожала природу, и Аркадий её… …, хоть не смел признаться в этом.(И.С.Тургенев)
• Он знал в детстве не нужду, но … (И.Эренбург)
• Иванушка затосковал, сел на мягкую травку и …, по Василисе Премудрой…
(«Иван-царевич и серый волк»)
• Он не шёл, а …, не поднимая ног от земли.
(Ответы.Любил; бедность ;пригорюнился, закручинился, запечалился ;влачился)
2-я команда. Зелёный сектор - лексика Выразительность многих крылатых слов объясняется искусным употреблением в них антонимов, подбери антонимы
• Дома новы, но предрассудки …(А.С.Грибоедов)
• Ты богат, я очень ….Ты прозаик, я….Ты румян, как маков цвет. Я, как смерть, и тощ, и …( А.С. Пушкин)
• Мне грустно потому,что ...тебе(М.Ю.Лермонтов)
• То сердце не научится любить, которое устало… (Н.А.Некрасов)
• Как мало пройдено дорог, как … сделано ошибок.( С. Есенин)
(Ответ.Стары;беден;поэт;бледен;весело;ненавидеть;много)
5. Дополнительный вопрос болельщикам. Жёлтый сектор-4 балла.
Какое многозначное слово можно найти на рисунках( можно обойтись без рисунка, попросив назвать все возможные словосочетания со словом «идёт»)? Перечислите как можно больше его значений.
(Ответ.По дороге идёт мальчик;Поезд идёт быстро;Трудно идти против воли большинства;
В своих исследованиях он идёт за учителем;Письма идут долго;Старинные часы идут;
Идёт дождь;Дорога идёт полем;Из трубы идёт дым;Идут экзамены;На костюм идёт 3 метра ткани;Это платье вам идёт;Устаревшие вещи идут за бесценок;Гвоздь не идёт в стену;
Картошка идёт в ботву;Этот фильм уже нигде не идёт;Отходы идут в переработку;
Давай меняться? -Идёт!
6. Дополнительно. Исправьте смешные ошибки.Зелёный сектор-5 баллов
• Пушкин первый оценил всю полноту русской женщины.
• «Старуха Изергиль» состоит из трёх частей.
• Наши ребята привыкли всё хорошее брать друг у друга.
• Мы наметили посетить городской музей и вынести из него всё самое ценное, самое интересное.
• «У нас хромают защитники»,- признаётся тренер по футболу.
• Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца.
• «Пойдёмте вешаться!»-зовёт медсестра в санатории.
7. Синий сектор, лексика. -6 баллов. Случайная омонимия-причина неуместного комизма. Объясните причину возникновения комизма.
• Способные ученики переводятся.
• Футболисты ушли с поля без голов.
• Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
8. Синий сектор – литература. 6 баллов.
а)ВИДЕОВОПРОС 1 команде:
Петербург славится своими литературными традициями, в городе и его пригородах масса улиц ,названных в честь великих поэтов и писателей . Например, имена Ивана Пущина и Михаила Лермонтова существовали в городе Пушкине: именем лицейского друга Пушкина ,декабриста Пущина назывался нынешний Школьный переулок, а именем Лермонтова — Гусарская улица. Многие жители сетовали, что с географической карты города исчезли имена достойных людей. И вот они возвращаются. Характерно, что имя Лермонтова вернется в город к двухсотлетию Михаила Юрьевича. Лермонтов был гусаром и проходил службу в Царском Селе. Теперь на Гусарской улице появится Лермонтовская площадь.
В данный момент мы стоим на берегу Чёрной речки- печально известное место, где два века назад прошла дуэль Пушкина и Дантеса. За нашей спиной стелла, напоминающая нам о дате, когда закатилось «солнце русской поэзии» Уважаемые знатоки, скажите, пожалуйста, пересекались ли пути великих поэтов, Лермонтова и Пушкина, в реальной жизни и что обоих связывало с Кавказом?
(Ответ.В судьбах великих поэтов много схожего, обоих отличала пламенная любовь к Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам. Эту любовь оба пронесли через свою короткую и мятежную жизнь, вопреки тому, что Кавказ был местом ссылки для них. Пушкин попадает в Южную ссылку в 1820 году , а Лермонтов в 1837 году за стихотворение « Смерть поэта». Пушкин побывает на Кавказе вторично в 1829 году во время путешествия в Арзрум, он заезжает в Нижегородский драгунский полк, чтобы проведать брата Льва, и даже участвует в стихийном бою в долине Инжа-Су. Лермонтов в те годы лишь студент Московского благородного пансиона. Лермонтов тоже будет вторично отправлен в действующую армию на Кавказ в 1840 году за дуэль с де Барантом. В Чечне под крепостью Грозной он храбро сражается на реке Валерик. В 1841 году Лермонтов погибает на дуэли с Мартыновым, происходит это в Пятигорске на склоне горы Машук. Свидетелем ссоры с Мартыновым становится родной брат Александра Сергеевича Пушкина- Лев, который служил вместе с Лермонтовым в Нижегородском драгунском полку. Накануне гибели Лермонтов успел повидать вдову Пушкина, Наталью Николаевну. Он горячо, долго, душевно с ней беседовал.
Как видите, судьбы героев схожи, они двигались, можно сказать, по одной орбите и , казалось бы, пути их должны были бы пересечься, но в реальной жизни они никогда не встречались. Видимо, сказалась разница в возрасте в 15 лет)
б)ВИДЕОВОПРОС 2-й команде(можно снять на фоне музея «Панорама Бородинской битвы»). Синий сектор, литература, 6 баллов.
-Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри- не вы!
О ком идёт речь? Назовите автора и жанр произведения. К какому событию было написано? ( Ответ. Баллада М.Ю. Лермонтова « Бородино», к 25-летию битвы)
в) Литература, синий сектор, 6 балов, вопросы болельщикам . Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные в стихотворениях?
Зелёная прическа, девическая грудь,
О тонкая берёзка, что загляделась в пруд?
(С.Есенин)
Ели на опушке-
До небес макушки-
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-ёлочки, Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
(И.Токмакова)
Зябнет осинка, Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару.
Дайте осинке Пальто и ботинки,
Надо согреться Бедной осинке
. (И. Токмакова)
9. Мастерская слова – литература.( Инсценировать басню Л.Н. Толстого «Комар и лев». 1-я команда-в жанре трагедии; 2-я команда- в жанре комедии; 6 баллов -за сохранение признаков жанра, 4 балла -за артистизм. )Текст басни:
Комар прилетел ко льву и говорит:
-Ты думаешь в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызёшь зубами, это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!
И комар затрубил и стал кусать льва в голые щёки и в нос. Лев стал бить себя по лицу лапами и драть когтями; изодрал себе в кровь всё лицо и из сил выбился.
Комар затрубил с радости и улетел. Потом запутался в паутину к пауку, и стал паук его кровушку пить. Комар и говорит:
- Сильного зверя, льва, одолел, а вот от дрянного паука погибаю.
Список литературы :
1)Валентина Волина «Учимся играя», изд. Новая школа, 1994г
2)Большая хрестоматия для детей начальной школы, басня Л.Н.Толстого «Комар и лев» https://www.litres.ru/book/lev-tolstoy/rasskazy-basni-3934115/chitat-onlayn/
3) Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Занимательная грамматика. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Автор(ы): Вишнякова Татьяна Анатольевна
Приложения:
64ae73d9e9334_Сценарий_игры_Знаем_русский,автор-_Вишнякова_Татьяна_Анатольевна.docx