Теория и методика обучения бальным танцам
в рамках дополнительного образования
Сердюкова Марина Ивановна
В обучении спортивно-бальным танцам определяющими являются общепедагогические принципы и методы преподавания. Однако специфические особенности спортивно-бального танца как массовой формы хореографии вносят свои коррективы в методику преподавания.
Вот некоторые методы и приёмы, которые могут использоваться в обучении:
Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов.
При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элементы новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи.
Любое задание, которое предлагается выполнить учащимся, должно соответствовать степени подготовленности к нему.
Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание.
Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, танец, долго объяснять, пытаться научить всему сразу.
Разучивание танцев следует проводить в следующей последовательности:
- вводное слово педагога;
- слушание музыки и её анализ;
- разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца.
Физкультурно-спортивная работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на: развитие мышечной выразительности тела (укрепление здоровья, формирование фигуры и правильной осанки); формирование выразительных движенческих навыков (координация движений, ориентирование в пространстве); развитие ритмической чувствительности, знание музыкальных форм; воспитание коммуникативных способностей детей, умение взаимодействовать в команде.
Такие занятия имеют физкультурно-спортивную направленность и призваны осуществлять 3 исключительно важных функции:
- создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»;
- способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности;
- выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.
Ведущими ценностными приоритетами занятий по бальным танцам в рамках дополнительного образования являются: демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта.
Отличительные особенности занятий в рамках дополнительного образования состоят в том, чтобы учащиеся смогли овладеть основными навыками спортивного танца, применять полученные на занятиях навыки в жизни, в организации собственного досуга, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели, принимать участие в соревнованиях различного уровня.
Учащиеся получат опыт:
- организовывать свой досуг;
- уметь взаимодействовать с другими детьми в процессе занятий;
- участия в соревнованиях.
При организации занятий учитываются возрастные особенности обучающихся, и обеспечивается баланс между двигательно-активными и статическими занятиями. Форма проведения занятий отличается от урочной системы обучения, т.к. задания могут корректироваться и в группе могут быть учащиеся разного возраста. Главное отличие - желание ребенка посещать данное объединение.
Основными направлениями работы является:
- диагностика и развитие уровня овладения двигательными умениями и навыками;
- диагностика и поддержание необходимого уровня развития физических качеств;
- увеличение количества двигательных умений и навыков учеников;
- расширение представлений о возможностях собственного организма.
Задачи:
- приобщение детей к спортивным танцам, здоровому образу жизни;
- содействие гармоничному физическому развитию;
- формирование и совершенствование важных двигательных умений и навыков;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам;
- формирование коммуникативных компетенций;
- воспитание коллективизма;
- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и подростков.
В практические занятия также должны быть включены элементы теории. Программа должна быть построена по принципу изучения, и повторения объема знаний, умений и навыков. Занятия проводятся в форме физкультурных занятий, соревнований, бесед и игр, помогающих развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. В ходе проведения занятий используется, в том числе и индивидуальный подход.
Только при комплексном подходе обучения бальным танцам в рамках дополнительного образования на базе общеобразовательного учреждения возможно добиться положительной динамики в освоении, а также положительных результатов на соревнованиях различного уровня.
Автор(ы): Сердюкова Марина Ивановна
Приложения: