Технологическая карта урока
Состав слова. Значимые части слова
Егорова Ирина Александровна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 4
Тип: урок систематизации знаний (общей методологической направленности)
Цель урока: создать условия для обобщения знаний о значимых частях слова. развивать орфографическую зоркость, память, логическое мышление, систематизировать знания по теме «Состав слова».
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь устанавливать наличие в слове определённой морфемы;
-разбирать слова по составу;
-знать способы образования слов.
Метапредметные:
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятий «окончание»; «основа слова», «корень», «приставка», «суффикс»,
- развивать умение определять состав слова,
графически обозначать части слова;
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение
языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные умения:
- выполнять учебные задания в соответствии с целью;
- соотносить учебные действия с известным алгоритмом.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывания, используя термины в рамках учебного диалога;
- строить монологическое высказывание, представляя собственную позицию;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи.
Использованные современные образовательные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые технологии
- Коллективные способы обучения
Личностные:
- проявлять интерес к изучению темы;
-способствовать возникновению понимания важности создания счастливой семьи;
- осознание факторов влияющих на счастье в семье
- осознание успешности при освоении темы.
- проявлять навыки сотрудничества;
-уважительное отношение к окружающим;
Ресурсы урока: Русский язык. 4 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
- раздаточный материал.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Мотивация к деятельности
1) Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на работу.
2) -С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
-Что повлияло на ваше душевное состояние?
- А влияет ли атмосфера в семье на вас и ваш учебный настрой?
- А как вы можете положительно повлиять на атмосферу в семье?
- Можем ли мы утверждать, что счастье семьи зависит от нас и множества факторов?
- Назовите эти факторы. (учитель записывает их на доске для дальнейшего использовани в минутке чистописания)
- В течение урока мы с вами выясним, влияют данные факторы на счастье в вашей семье.
- Как счастье семьи состоит из частей, так и слова в своем составе имеют важные морфемы.
- Ребята, сформулируйте цели сегодняшнего урока.
Актуализация необходимых знаний
3) Минутка чистописания
Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений.
Любовь, трудолюбие, внимание, уважение, взаимовыручка и тд.
Семьёй дорожить-счастливым быть.
4) Грамматическая разминка (фронтально)
Проводит беседу
- Какие слова мы записали?
-Можем ли мы выделить морфемы - части этих слов?
Организация познавательной деятельности
5) Блиц-опрос.
- Верно ли, что морфология и морфемика это одно и то же?
- Верно ли, что есть суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы образования слов?
- Верно ли, что окончание- изменяемая часть слова?
- Верно ли, что у любого слова есть окончание?
- Верно ли, что окончание входит в основу? Сформулируйте правило.
- Верно ли, что слова зима и зимой являются однокоренными?
6) Работа с учебником. Словарная работа.
стр. 53 КОСТЮМ
- Прочитайте словарное слово. Объясните его лексическое значение.
- На какие слоги делится это слово? Поставьте ударение.
-Какое «опасное место» есть в этом слове?
-Запишите слово в словарь.
7) Физкультминутка
8) Работа с учебником. (+ презентация. Слайд 2)
Упр. 82
- Прочитайте упражнение.
-Я немного видоизменю задание к упражнению 82. Будьте внимательны. Вы должны поработать со словами с общей частью
-вод- (появляется на слайде). Назовите эти слова (Слайд 3)
-Какие из этих слов являются однокоренными к слову вода?
(Слайд 4)
-Найдите форму слова, а не однокоренные слова. При необходимости можете вернуться к тексту.
-Какие 2 слова выделяются? Почему? Как называются такие слова?
- Какая соединительная гласная? Какая еще может быть?
- Запишите в тетрадь все слова, которые мы определили и выделите в них корень. В сложных словах подчеркните соединительные гласные. Обратите внимание, других соединительных гласных не бывает (опережающее обучение)
-В этих словах есть слово, которое должно у вас вызвать сложности (вопросы). Найдите это слово. Следующий урок мы начнем с разбора этого слова (поисково-мыслительная деятельность)
9) Разноуровневые задания. (Приложение 1)
- Пожалуйста, объединитесь в группы.
- У вас на столах лежат карточки. Дальше работать мы будем по ним.
1 уровень- информативный.
Зачеркните лишнее слово. Остальные слова разберите по составу.
Семья, семейка, семена, семьянин, семейный
2 уровень-импровизационный.
Приставки и суффиксы поменяли свои места. Помогите всем частям слова найти свои места. Запишите в тетрадь и выполните морфемный разбор.
ботазаиедовер
3 уровень-эвристический. Составить синквейн к слову семья.
Рефлексия деятельности
Мы сегодня поработали с морфемами. Оцените свою успешность в изучении темы. (Приложение 2)
Работа с листом самооценки.
1. Умею различать корень как главную часть слова.
2. Умею различать окончание как изменяемую часть слова.
3. Умею различать суффикс и приставку как части слова, образующие новые слова.
4. Умею различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
10) -Посмотрите на свой лист самооценки. Успешно ли прошел для вас сегодняшний урок?
- Какие цели мы ставили в начале урока? Сумели ли мы их достичь?
-Как вы себя чувствовали на уроке? ( весело, грустно, прекрасно, страшно, скучно, отлично). Чем интересны для нас эти слова?
11) Домашнее задание
Автор(ы): Егорова Ирина Александровна
Приложения:
65c10aa2af552_Russkiy_yazyk_na_konkurs.pptx