Использование современных образовательных технологий
в процессе преподавания иностранного языка
Улатова Наталья Васильевна
С развитием современного общества встал вопрос о модернизации процесса обучения. Модернизация образования приводит учителя к поиску новых педагогических технологий, чтобы заинтересовать учащихся и успешно решать задачи обучения. На сегодняшний день существует большое количество современных педагогических технологий ,которые позволяют достигать поставленных стандартом и программой образовательных целей: проблемное обучение, разноуровневое обучение, дифференцированное обучение, проектные методы обучения, технологии использования игровых методов,групповое обучение, здоровьесберегеющие технологии, информационно-компьютерные технологии и другие.
Метод проблемного обучения заставляет учеников работать творчески. Он активно используется на уроках чтения. Обычно готовятся три вида заданий. Учащиеся начинают работать с информацией, отвечают на вопросы,, еще не прочитав текста и затем идет поиск информации в тексте, которая подтверждает или опровергает их высказывания. Есть и задания после работы с текстом. Они направлены на запоминание краткого содержания текста.
Учитывая особенность моей работы и то, что на уроке присутствуют ученики с разным уровнем языковой подготовки, я исполь-зую несколько элементов современных образовательных технологий. Наиболее приемлемой в организации образовательного процесса я считаю технологию дифференциации ,технологию разноуровнего обучения и групповое обучение. Класс делится на разные группы. При этом наиболее слабые учащиеся нацелены на овладение базовым стандартом, используюся лексические опоры и многократность повторения. Вторая группа использует более сложные задания,анализируя данную им информацию. Третья группа, применяя свои знания, составляет мини диалоги и монологические высказывания по теме. Элементы работы в группе позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, включать в процесс обучения каждого учащегося. На каждый урок создается дидактический материал разной сложности.
Метод проектов я считаю одним видов обучения при формировании речевых компетенций. Как же он работает? Сначала учащиеся определяют тему, составляют план проекта, собирают информацию, обрабатывают ее и оформляют проект, заканчивая презентацией. В процессе работы над проектом учащиеся учатся сотрудничать, помогать друг другу в сложных ситуациях, а также развивать самостоятельное мышление. Степень усвоения материала зависит от отношения учащихся к изучаемому материалу. Они должны понимать ,что и зачем они делают , где могут использовать полученные знания и языковые навыки.
Игровые технологии позволяют вовлекать больше учащихся в процесс и дифференцировано подходить к каждому ученику. Упражнения игрового характера активизируют словарный запас, выполняют развивающую роль, снимают утомляемость. С их помощью можно активизировать лексические и грамматические навыки, формировать речевые умения. Особую роль играют ролевые игры, которые способствуют реальному общению учеников, так как именно они "погружают" их в реальную ситуацию.
Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы периоды умственной работы чередовались с эмоциональной разгрузкой. Зарядка, релаксация необходимы для снятия напряжения и появления положительных эмоций. Цель здоровьесберегающих технологий - овладение знаниями, умениями и навыками без нанесения вреда здоровью. Поэтому физкультминутки и игровые паузы в середине урока так важны.
Использование компьютера и мультимедийных средств обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход с учетом особенностей учеников, их уровня знаний. Такое обучение дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Вспомнить и использовать на уроке языковой материал из разных разделов изучаемого языка, структурировать этот материал, использовать цвет, анимацию, звук - все это расширяет возможности урока. Такие формы презентации дают положительный эффект и обеспечивают лучшее понимание языкового материала. Учитель английского языка использует разные формы работы с компьютерными обучающими программами - это: пополнение словарного запаса, отработка произношения, формирование навыков чтения, изучение грамматики. Обучению монологической , диалогической речи и письму эти программы тоже помогают. Использование данной технологии позволяет легче переходить от репродуктивных форм к самостоятельным видам работ.
Выбирая технологии обучения, учитель должен ориентироваться на уровень знаний учащихся, творчески подходить к каждой ситуации и главное заинтересовать их, потому что только осознав цель выполнения работы ученик сможет соотнести ее со своими возможностями и начать познавательную деятельность.
Автор(ы): Улатова Наталья Васильевна
Приложения: