Методическая разработка занятия для 10 класса
Эволюция и Революция
Линецкая Елена Анатольевна
Методическое обоснование урока
Планируемые результаты:
Предметные: Понимание взаимосвязи природных и социальных процессов, через определение значения и функций революции и эволюции.
Метапредметные: уметь выбирать нужную информацию, систематизация данных в виде SWOT-анализа; определять суть понятий, обобщать объекты; находить аналогии; устанавливать причинно-следственные связи; выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы.
Технологии: технология критического мышления
Метод. Проблемно-поисковый метод: работа с печатным материалом, его обобщение и анализ
Прием: работа с информационными кейсами
УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Оценивание: Стартовое оценивание в начале урока, текущее наблюдение учителя за индивидуальной работой учащихся, финальное прогрессивное оценивание учителем. Самооценка учащимся.
Рефлексия. Коллективная в виде уточнения первоначальных определений по результатом знакомства и освоения предложенных документов и индивидуальная рефлексия путем самооценки по предложенным вопросам.
Пояснительная записка
Для бинарного урока Биология-История была выбрана тема Революция и Эволюция. В уроке приняли участие 2 педагога Линецкая Елена Анатольевна и Доронина Надежда Александровна.
К 10 классу обучающиеся имеют представление о понятиях Эволюция и Революция. Однако их жизненный опыт, разделяет эти понятия относя либо к истории, либо к биологии. Тем не менее, и революция и эволюция являются метапредметными понятиями, на которых базируется медленные или кардинальные изменения, происходящие в мире. Оба понятия характерны для любого вида человеческой деятельности, живой и неживой природы. Для доказательства используются примеры эволюции и революции происходящие в научно-технической, культурной, социальной, политической и природной жизни.
Для получения запланированных результатов мы выбрали работу с кейсами. Этот прием позволяет осуществлять дифференцированное обучение в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося. Для сильных учеников мы используем Кейс 1 состоящий из блока документов по теме Эволюция и Революция, карт SWOT- анализа, бланков-пустографок для вводных определений и финальных, листа выводов. Кейс 2 – содержание Кейса 1 плюс план работы с уточнениями. Кейс 3 – содержание Кейса 2 плюс инструкция о необходимости обобщить прочитанную информацию. В инструкции даны четкие указания о том по каким параметрам следует сравнивать понятия, чтобы найти точки их соприкосновения. Указания на то, что Эволюция и Революция являются неотъемлемой частью любой стороны жизни человека, базовыми явлениями поступательного развития природы и цивилизации.
Подобное разнообразие материалов позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, создает атмосферу успешности. Развивает и закрепляет умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Работа в парах позволяет развивать коммуникативные навыки: распределять работу, приходить к общему мнению.
Итогом работы становится представление анализа Кейсов и подведение итогов. На этом этапе происходит познавательная рефлексия. Обучающиеся осознают результаты, границы своего знания и незнания, уточняют первоначальные определения с учетом новых знаний, полученных в процессе урока.
Материалы кейса
Великая Французская буржуазная революция
Великая Французская революция – это общее название процессов, охвативших Францию в конце 1780-х — первой половине 1790-х гг. Революционные изменения носили радикальный характер, они вызвали: ломку старой системы, ликвидацию монархии, постепенный переход к демократическому строю. В целом, революция была буржуазной, направленной против монархического строя и феодальных пережитков. Хронологически революция охватывает период с 1789 по 1794 года, хотя некоторые историки считают, что закончилась она в 1799 г., когда к власти пришел Наполеон Бонапарт
Итоги и результаты революции
ü Ликвидация пережитков феодального строя, что поспособствовало быстрому развитию капиталистических отношений;
ü Установление республиканского строя, основанного на демократических принципах; Окончательная консолидация французской нации;
ü Формирование органов власти, формируемых на основе избирательного права;
ü Принятие первых конституций, положения которых гарантировали гражданам равенство перед законом и возможность пользоваться национальными богатствами;
ü Решение аграрного вопроса;
ü Ликвидация монархии;
ü Принятие Декларации прав человека и гражданина.
Однако положительные преобразования содержали и ряд негативных черт:
ü Введение имущественного ценза;
ü Игнорирование мнения большинства граждан, что приводило к новым беспорядкам; Установление сложного административного деления, что мешало формированию эффективной системы управления.
Великая французская революция оказала огромное воздействие на развитие человеческой цивилизации, явилась поворотным событием для всей мировой истории. В то же время имела трагический характер. Она дала жестокие уроки, и прежде всего опасность применения тактики террора, особенно если он превращается в средство для решения всех проблем.
Наиболее объективную оценку дал в своей книге Патрис Генифе. Он, проведя анализ наиболее известных исследований на эту тему, подсчитал всех так или иначе погибших. Генифе писал: «Общий итог Террора насчитывает, минимум 200 и максимум 300 тысяч смертей, или примерно 1% населения на 1790 г. (28 млн. жителей)». Всего же, по его подсчётам, за годы революции и наполеоновских войн Франция потеряла 2 миллиона человек.
2. Великая Октябрьская социалистическая революция
Октябрьская революция 1917 года произошла 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была партия большевиков РСДРП (б) (Российская социал-демократическая партия большевиков), ведомая Владимиром Ильичом Ульяновым (партийный псевдоним Ленин) и Львом Давидовичем Бронштейном (Троцкий). В результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного страну возглавило пролетарское правительство.
Цели октябрьской революции 1917 года
ü Построение более справедливого общества, нежели капиталистическое
ü Искоренение эксплуатации человека человеком;
ü Равенство людей в правах и обязанностях;
ü Борьба против войн;
ü Мировая социалистическая революция;
Объективные причины Октябрьской революции 1917 года
ü Экономические трудности, испытываемые Россией из-за участия в Первой мировой войне, огромные людские потери;
ü Неудачно складывающиеся дела на фронтах;
ü Бездарное руководство страной сначала царским, затем буржуазным (Временным) правительством;
ü Нерешенный крестьянский вопрос (вопрос наделения крестьян землей)
ü Тяжелые условия жизни рабочих;
ü Почти полная безграмотность народа;
ü Несправедливая национальная политика;
Итоги октябрьской революции 1917 года
В России полностью сменилась правящая элита.
Российская империя пала, но её место заняла империя Советская, которая на несколько десятилетий стала одной из двух стран (вместе с США), возглавившей мировое сообщество
Россия (точнее Советский Союз) в течение нескольких лет превратилась в мощную индустриальную державу.
Грамотность населения стала всеобщей.
Советский Союз добился вывода образования и медицинского обслуживания из системы товарно-денежных отношений.
В СССР не было безработицы.
В Советском Союзе отсутствовало деление людей на бедных и богатых.
В многочисленных войнах, которые вела Россия в годы Советской власти, в результате террора, от различных экономических экспериментов, погибли люди, судьбы наверняка стольких же людей были сломаны, исковерканы, многие покинули страну, став эмигрантами.
Неолитическая революция
В течение нескольких миллионов лет человек существовал за счет охоты, рыболовства и собирательства. Люди «присваивали» себе продукты природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Человек полностью зависел от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи.
Около 11 — 10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и животноводство. Люди начали самостоятельно и целенаправленно производить необходимые для их жизни продукты. Отныне они намного меньше зависели от окружающей среды.
Такой тип хозяйства называется производящим. Производящее хозяйство до сих пор является основой жизни человечества.
Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите. Появление производящего хозяйства за сравнительно короткое время коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них. Эти перемены историки назвали неолитической революцией.
Эволю́ция (от лат. evolutio – развёртывание), процесс необратимых исторических изменений в природе. В биологии эволюция организмов является неизбежным следствием важнейших свойств живых существ: размножения и наследственной изменчивости, возникающей при нарушениях точности копирования аппарата наследственности в процессах клеточного деления (в результате внешних воздействий). Изменения наследственных свойств имеют случайный характер по отношению к вызвавшим их появление внешним факторам. В условиях конкурентной борьбы за существование наследственная изменчивость организмов создаёт предпосылки для действия естественного отбора, способствующего преимущественно выживанию и оставлению потомства теми организмами, которые лучше приспособлены к условиям внешней среды. Естественный отбор формирует из случайных наследственных вариаций организмов приспособления к изменяющимся условиям среды обитания.
Эволюция организмов включает в себя качественно неоднородные этапы: микроэволюцию (преобразования генофондов популяций под воздействием мутационного процесса, естественного отбора, колебаний численности и изоляции популяций, дрейфа генов, ведущие к видообразованию) и макроэволюцию (процессы формирования типов организации новых макротаксонов).
Микроэволюционные изменения являются структурными элементами эволюции, из которых под контролем естественного отбора формируются макроэволюционные преобразования, но последние к первым не сводятся: для макроэволюции характерны специфические темпы, направленность и закономерности, обусловленные системными связями в целостных организмах.
Причины, движущие силы, механизмы и общие закономерности эволюции изучает эволюционное учение. Иногда термин «эволюция» употребляют как синоним термина «филогенез».
Автор(ы): Линецкая Елена Анатольевна
Приложения: