Методическая разработка занятия для 10 класса

Эволюция и Революция 

Линецкая Елена Анатольевна

Методическое обоснование урока

Планируемые результаты:

Предметные: Понимание взаимосвязи природных и социальных процессов, через определение значения и функций революции и эволюции.

Метапредметные: уметь выбирать нужную информацию, систематизация данных в виде SWOT-анализа; определять суть понятий, обобщать объекты; находить аналогии; устанавливать причинно-следственные связи; выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы.

Технологии: технология критического мышления

Метод. Проблемно-поисковый метод: работа с печатным материалом, его обобщение и анализ

Прием: работа с информационными кейсами

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Оценивание: Стартовое оценивание в начале урока, текущее наблюдение учителя за индивидуальной работой учащихся, финальное прогрессивное оценивание учителем. Самооценка учащимся.

Рефлексия. Коллективная в виде уточнения первоначальных определений по результатом знакомства и освоения предложенных документов и индивидуальная рефлексия путем самооценки по предложенным вопросам.

Пояснительная записка

Для бинарного урока Биология-История была выбрана тема Революция и Эволюция. В уроке приняли участие 2 педагога Линецкая Елена Анатольевна и Доронина Надежда Александровна.

К 10 классу обучающиеся имеют представление о понятиях Эволюция и Революция. Однако их жизненный опыт, разделяет эти понятия относя либо к истории, либо к биологии. Тем не менее, и революция и эволюция являются метапредметными понятиями, на которых базируется медленные или кардинальные изменения, происходящие в мире. Оба понятия характерны для любого вида человеческой деятельности, живой и неживой природы. Для доказательства используются примеры эволюции и революции происходящие в научно-технической, культурной, социальной, политической и природной жизни.

Для получения запланированных результатов мы выбрали работу с кейсами. Этот прием позволяет осуществлять дифференцированное обучение в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося. Для сильных учеников мы используем Кейс 1 состоящий из блока документов по теме Эволюция и Революция, карт SWOT- анализа, бланков-пустографок для вводных определений и финальных, листа выводов. Кейс 2 – содержание Кейса 1 плюс план работы с уточнениями. Кейс 3 – содержание Кейса 2 плюс инструкция о необходимости обобщить прочитанную информацию. В инструкции даны четкие указания о том по каким параметрам следует сравнивать понятия, чтобы найти точки их соприкосновения. Указания на то, что Эволюция и Революция являются неотъемлемой частью любой стороны жизни человека, базовыми явлениями поступательного развития природы и цивилизации.

Подобное разнообразие материалов позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, создает атмосферу успешности. Развивает и закрепляет умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Работа в парах позволяет развивать коммуникативные навыки: распределять работу, приходить к общему мнению.

Итогом работы становится представление анализа Кейсов и подведение итогов. На этом этапе происходит познавательная рефлексия. Обучающиеся осознают   результаты, границы своего знания и незнания, уточняют первоначальные определения с учетом новых знаний, полученных в процессе урока.

Материалы кейса

Великая Французская  буржуазная революция

             Великая Французская революция – это общее название процессов, охвативших Францию в конце 1780-х — первой половине 1790-х гг. Революционные изменения носили радикальный характер, они вызвали: ломку старой системы, ликвидацию монархии, постепенный переход к демократическому строю. В целом, революция была буржуазной, направленной против монархического строя и феодальных пережитков.  Хронологически революция охватывает период с 1789 по 1794 года, хотя некоторые историки считают, что закончилась она в 1799 г., когда к власти пришел Наполеон Бонапарт

Итоги и результаты революции

ü  Ликвидация пережитков феодального строя, что поспособствовало быстрому развитию капиталистических отношений;

ü  Установление республиканского строя, основанного на демократических принципах; Окончательная консолидация французской нации;

ü  Формирование органов власти, формируемых на основе избирательного права;

ü  Принятие первых конституций, положения которых гарантировали гражданам равенство перед законом и возможность пользоваться национальными богатствами;

ü  Решение аграрного вопроса;

ü  Ликвидация монархии;

ü  Принятие Декларации прав человека и гражданина.

 Однако положительные преобразования содержали и ряд негативных черт:

ü  Введение имущественного ценза;

ü  Игнорирование мнения большинства граждан, что приводило к новым беспорядкам; Установление сложного административного деления, что мешало формированию эффективной системы управления.

           Великая французская революция оказала огромное воздействие на развитие человеческой цивилизации, явилась поворотным событием для всей мировой истории. В то же время имела трагический характер. Она дала жестокие уроки, и прежде всего опасность применения тактики террора, особенно если он превращается в средство для  решения всех проблем.

           Наиболее объективную оценку дал в своей книге Патрис Генифе. Он, проведя анализ наиболее известных исследований на эту тему, подсчитал всех так или иначе погибших. Генифе писал: «Общий итог Террора насчитывает, минимум 200 и максимум 300 тысяч смертей, или примерно 1% населения на 1790 г. (28 млн. жителей)». Всего же, по его подсчётам, за годы революции и наполеоновских войн Франция потеряла 2 миллиона человек.

         2.  Великая Октябрьская социалистическая революция

Октябрьская революция 1917 года произошла 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была партия большевиков РСДРП (б) (Российская социал-демократическая партия большевиков), ведомая Владимиром Ильичом Ульяновым (партийный псевдоним Ленин) и Львом Давидовичем Бронштейном (Троцкий). В результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного страну возглавило пролетарское правительство.

Цели октябрьской революции 1917 года


 

ü  Построение более справедливого общества, нежели капиталистическое

ü  Искоренение эксплуатации человека человеком;

ü  Равенство людей в правах и обязанностях;

ü  Борьба против войн;

ü  Мировая социалистическая революция;



 

Объективные причины Октябрьской революции 1917 года


 

ü  Экономические трудности, испытываемые Россией из-за участия в Первой мировой войне, огромные людские потери;

ü  Неудачно складывающиеся дела на фронтах;

ü  Бездарное руководство страной сначала царским, затем буржуазным (Временным) правительством;

ü  Нерешенный крестьянский вопрос (вопрос наделения крестьян землей)

ü  Тяжелые условия жизни рабочих;

ü  Почти полная безграмотность народа;

ü  Несправедливая национальная политика;


 

Итоги октябрьской революции 1917 года

В России полностью сменилась правящая элита.

Российская империя пала, но её место заняла империя Советская, которая на несколько десятилетий стала одной из двух стран (вместе с США), возглавившей мировое сообщество

Россия (точнее Советский Союз) в течение нескольких лет превратилась  в мощную индустриальную державу.

Грамотность населения стала всеобщей.

Советский Союз добился вывода образования и медицинского обслуживания из системы товарно-денежных отношений.

В СССР не было безработицы.

В Советском Союзе отсутствовало деление людей на бедных и богатых.

В многочисленных войнах, которые вела Россия в годы Советской власти, в результате террора, от различных экономических экспериментов, погибли люди, судьбы наверняка стольких же людей были сломаны, исковерканы, многие покинули страну, став эмигрантами.

Неолитическая революция
В течение нескольких миллионов лет человек существовал за счет охоты, рыболовства и собирательства. Люди «присваивали» себе продукты природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающимЧеловек полностью зависел от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи.
Около 11 — 10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и животноводство. Люди начали самостоятельно и целенаправленно производить необходимые для их жизни продукты. Отныне они намного меньше зависели от окружающей среды.

Такой тип хозяйства называется производящим. Производящее хозяйство до сих пор является основой жизни человечества.
Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите. Появление производящего хозяйства за сравнительно короткое время коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них. Эти перемены историки назвали неолитической революцией.

Эволю́ция (от лат. evolutio – развёртывание), процесс необратимых исторических изменений в природе. В биологии эволюция организмов является неизбежным следствием важнейших свойств живых существ: размножения и наследственной изменчивости, возникающей при нарушениях точности копирования аппарата наследственности в процессах клеточного деления (в результате внешних воздействий). Изменения наследственных свойств имеют случайный характер по отношению к вызвавшим их появление внешним факторам. В условиях конкурентной борьбы за существование наследственная изменчивость организмов создаёт предпосылки для действия естественного отбора, способствующего преимущественно выживанию и оставлению потомства теми организмами, которые лучше приспособлены к условиям внешней среды. Естественный отбор формирует из случайных наследственных вариаций организмов приспособления к изменяющимся условиям среды обитания.

Эволюция организмов включает в себя качественно неоднородные этапы: микроэволюцию (преобразования генофондов популяций под воздействием мутационного процесса, естественного отбора, колебаний численности и изоляции популяций, дрейфа генов, ведущие к видообразованию) и макроэволюцию (процессы формирования типов организации новых макротаксонов).

Микроэволюционные изменения являются структурными элементами эволюции, из которых под контролем естественного отбора формируются макроэволюционные преобразования, но последние к первым не сводятся: для макроэволюции характерны специфические темпы, направленность и закономерности, обусловленные системными связями в целостных организмах.

Причины, движущие силы, механизмы и общие закономерности эволюции изучает эволюционное учение. Иногда термин «эволюция» употребляют как синоним термина «филогенез».


Автор(ы): Линецкая Елена Анатольевна
Приложения: