Современные нетрадиционные техники рисования.
Рисование пеной для бритья. Елочная игрушка

 Логойко Мария Александровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №15
Приморского района Санкт-Петербурга

Цель: познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить с разными техниками рисования; способствовать формированию умения у педагогов ДОУ выполнять на практике несколько нетрадиционных методов рисования;

Повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование:

столы, стулья для педагогов;

влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток;

клей ПВА;

пена для бритья;

гуашь (зеленая, синяя, розовая, белая, желтая, красная);

бумага для рисования (с заготовленным рисунком) на каждого участника;

одноразовые тарелочки для каждого цвета краски на каждого участника;

стеки, деревянные шпатели или ватные палочки;

зубные щетки на каждого участника или жесткие кисточки;

паралон с зажимом на каждого участника;

мелки для раскрашивания ниточки, на которой висит игрушка.

Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, которая создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность.

Но далеко не у каждого ребенка получается выполнить красивую поделку или рисунок. Очень часто у детей многое не получается, т.к. многим детям тяжёло правильно держать кисть или карандаш, а кто- то вообще не умеет. В результате усилий, проделанная работа не соответствует ожиданиям ребенка. Вследствие этого интерес к творческой деятельности угасает.

Поэтому я пришла к выводу о необходимости использования таких приемов, которые создадут ситуацию успеха у моих воспитанников, сформируют интерес к творческому процессу.

Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Разнообразные формы работы с использованием нетрадиционных техник:

·               способствует снятию детских страхов;

·               развивает уверенность в своих силах;

·               развивает пространственное мышление;

·               учит детей свободно выражать свой замысел;

·               развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию;

·               развивает творческие способности, воображение и фантазию.

Рисование пальчиками и ладошками.

Рисование пальчиками для детей — одно из самых увлекательных и полезных занятий. Младшим дошкольникам еще сложно управляться с кисточками и маркерами, зато незатейливое создание рисунков собственными пальцами вызывает бурю положительных эмоций.

Оттиск штампами

Штамп – это отпечаток чего-либо. Техника рисования проста – наносим на поверхность штампа краску и прислоняем его к листу бумаги. Получается отпечаток. Итак, чем можно рисовать:

·               Рисование фруктами и овощами

Из картофеля получаются «классические» штампы. Во-первых, картофель отлично удерживает краску, во-вторых, его поверхность можно вырезать, чтобы получились снежинки, звездочки, сердечки и любые другие фигурки. Но также для штампа может подойти морковь, яблоко, даже у огурца получается интересный отпечаток, просто нужно поэкспериментировать с разными овощами и фруктами.

·               Рисунки листьями и природными материалами

Природа очень богата на разнообразные фактуры, поэтому и отпечатки получаются необычными. Если включить фантазию, такие отпечатки могут послужить основой для рисунка.

·               Техника рисования ватными палочками

Отпечаток получается довольно примитивным – точка. Но и этого достаточно для разгула воображения. К тому же, можно не просто рисовать одной палочкой, можно сделать с помощью резиночки пучок и наносить сразу по несколько точек, это уже интереснее. Так можно нарисовать, например, куст сирени или веточку мимозы.

Пупырчатой пленкой, фольгой, согнутой втулкой от туалетной бумаги, железной губкой и другими подручными средствами.

Метод тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток.

Жидкие мелки

Летом можно рисовать на асфальте жидкими мелками – они легко распыляются пульверизатором, а также хорошо смываются дождём. Приготовить их несложно, смешайте в поллитровой бутылке: ⅓ крахмала; ⅓ пищевой соды; ⅓ тёплой воды; 10-20 капель жидкого красителя или ложку гуаши. Жидкие мелки можно разлить по бутылкам с продырявленными крышками, по пустым флаконам из-под шампуня, а также по небольшим пульверизаторам. Рисовать такими мелками весело и просто!

Невидимые рисунки

Чтобы нарисовать невидимые картинки, потребуются восковые мелки под цвет бумаги или обычная свеча. С их помощью на бумаге оставляются невидимые линии. Они проявляются только после того, как раскрасить бумагу обычной гуашью или акварелью. Удивлённый ребёнок с любопытством наблюдает, как перед его глазами волшебным образом появляется картинка. Свечой можно нарисовать контуры-невидимки любых несложных фигур: снежинок, рыбок, солнышка или другого. Главное, чтобы ребёнку было легко и в удовольствие. После того как картинка-невидимка нарисована, следует стряхнуть с бумаги оставшиеся крошки мелка или свечки. Теперь можно приступить к самому интересному – раскрашиванию бумаги красками.

Рисование солью или манкой, цветной манкой.

Очень красивые рисунки получаются при рисовании акварелью по кристалликам соли. Нарисуйте карандашом или распечатайте шаблон рисунка, например, бабочку. Предложите ребенку с помощью кисточки нанести по контуру жидкий клей ПВА. Затем быстро, пока клей не высох, вместе густо посыпьте рисунок солью, лучше не мелкой, а обычной, с крупными кристаллами. Когда клей подсохнет, предложите ребенку раскрасить рисунок акварелью. Каждая капля краски растекается по кристалликам соли, смешивается с другим оттенком, образуя плавный переход. Можно делать не только контур, но и засыпать солью рисунок сплошным слоем. Кстати, соль вообще очень благодатный материал для опытов. В том числе, в этой статье описана техника рисования соляным раствором. Такой метод рисования солью здорово подойдет для зимнего творчества.

Набрызг.

Делаем с ребёнком набрызг зубной щёткой

Этой технике можно было бы посвятить отдельный раздел, потому что она широко применяется при рисовании разными красками, даже маслом на холсте. Тем более такому методу должно быть место в детском альбоме. Суть проста – нужно нанести краску на щетку и провести пальцем по щетине, получатся брызги. Это и снежинки, и звезды, и капли дождя, зависит от воображения.

Ниткография

Возьмите одну или несколько ниток, подойдет как тонкая нить для шитья, так и пряжа для вязания, мулине, просто получатся разные эффекты. Пропитываем нитку краской, укладываем её на лист бумаги, а сверху прижимаем вторым листом. Или просто сгибаем бумагу пополам, как открытку. При отпечатывании нужно немного потянуть за нитку, чтобы она оставила размазанный след.  Так часто рисуют бабочек, цветы и просто абстракции. Нитку можно поочередно смачивать в разных цветах, или сделать так: половину замочить в одном красителе, а вторую половину в другом.

Техника рисования Граттаж

Граттаж переводится как процарапывание, потому что рисунок нужно не нарисовать карандашом, а процарапать деревянной палочкой. Здесь будет два этапа рисования: при подготовке к граттажу, а затем при самом процарапывании. Что нужно сделать: заштриховать всю поверхность бумаги или белого картона разноцветными карандашами в произвольном порядке. Или можно взять восковые мелки. Если вы рисовали карандашами, сверху нужно натереть рисунок парафиновой свечой. В случае с восковыми мелками пропустите этот пункт. Закрасить рисунок сверху плотным слоем черной гуаши, предварительно добавив в нее каплю моющего средства, и оставить высыхать. Взять зубочистку или другую палочку с заостренным концом и процарапывать любые узоры. На черном фоне разноцветные узоры получатся очень яркими, красивыми.

Монотипия пейзажная

 

Ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии так же можно использовать лист бумаги кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем он накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Рисование на мокрой бумаге

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целы ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой – рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумагу, или только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образом.

Пластилинография

Суть пластилинографии проста, нужно наносить рисунок на основание, используя не краски, а пластилин. При этом можно рисовать двумя техниками: аппликация, то есть прикладывание жгутов, спиралей и шариков к основанию; размазывание, при котором вы пальцем нажимаете на пластилин и тянете его в сторону. Можно нарисовать очень красивые картины, они могут быть как объемными, так и практически плоскими; сплошь заполненные пластилином или только с частью пластилиновых элементов.

В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать.

Мне хочется познакомить вас еще с одним интересным метод нетрадиционного рисования. Это рисование пеной для бритья.

Рисование пеной для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности. Это объёмная краска для создания пухлых рисунков. Делается такая краска быстро и просто.

Так как мы не знаем есть ли у ребят аллергия на пену, то работать детям лучше в одноразовых перчатках.

Я предлагаю вам сейчас поближе познакомится с этим метод рисования и не только нарисовать, но и самим сделать «Пенную краску».

Я предлагаю Вам нарисовать объёмные ёлочные игрушки.

1.Берем наши заготовку с рисунками. И раскрашиваем мелком бантик, на котором висит игрушка на ёлочке

2.Теперь возьмем поролон с зажимом и опускаем в синюю краску, аккуратно прорисовываем фон приложением поролона к листу. Можно добавить и розового цвета.

3.Теперь берем кисточки окунаем в белую гуашь и методом набрызга рисуем снег.

Пока фон не много подсыхает, мы приготовим «Пенную краску».

4 Готовим «пенные краски»: (Ёмкостей должно быть столько, сколько цветов нам понадобится). У нас будет краска зеленая для еловой ветки, жёлтая и красная для шарика.

Вам понадобится: 2 части пены для бритья + 1 часть клея ПВА + красителя.

- Смешиваем клей ПВА и краситель

- Добавляем пену для бритья

- Тщательно всё перемешиваем

5 Наносим краску на рисунок, не выходя за границы ложечкой или ватной палочкой.

4 Время сушки - около 3 часов.

Пена для бритья создает неповторимую базу для рисования. Детям очень нравится эта нетрадиционная техника рисования. Этот способ позволяет развивать фантазию, творчество и воображение.

Заключение.

Нетрадиционные техники рисования для детей — это не значит что-то сложное. Совсем наоборот - такое рисование превращает занятие в веселую забаву. Не обязательно обладать сложными навыками владения карандашом и кистью. В простых приемах нетрадиционного рисования ребенок способен создать красивые рисунки и картины, и это даст ему творческий опыт с хорошим итоговым результатом. Он сам потянется к искусству, когда почувствует, что может творить красоту своими руками.

В конце занятия можно собрать работы и организовать презентацию, посвященную одной тематике. Такие выставки работ стоит устраивать после каждого занятия нетрадиционным рисованием. Нетрадиционных техник рисования огромное множество. Подобные занятия не только интересны для детей, но и несут большую пользу. Они способствуют развитию у ребенка художественного воображения, формируют навыки творческой самостоятельности. Особенно ценно в нетрадиционных методах то, что большая часть из них под силу малышам раннего возраста, в отличие от привычного рисования кистью или фломастерами и карандашами. Для детей среднего возраста (4-5 лет) доступны более сложные техники, которые выполняются с помощью взрослых. Дети в 6 лет могут применять все нетрадиционные способы самостоятельно.

Благодаря тому, что в рисовании можно использовать совершенно нетипичные предметы, детям открываются возможности нестандартного мышления. Получается, что они весело и с пользой проводят время, экспериментируют с различными методами рисования и пробуют разные способы самовыражения. Занятия развивают наблюдательность, творческие способности, художественный вкус. Образовательный процесс превращается в весёлую игру.

В заключение хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.

Список литературы.

1.              Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009.

2.              Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.

3.              Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1976.

4.              Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Спб.: КАРО, 2008.

5.              Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009.


Автор(ы): Логойко Мария Александровна
Приложения: