Особое место в информатике и математике занимают задачи, решение которых развивает логическое мышление, что способствует успешному изучению предметов. Эти задачи носят занимательный характер и не требуют большого запаса знаний, поэтому они привлекают даже тех учащихся, которые не очень любят решать задачи. Вашему вниманию представляется разработка урока, на котором в доступной, увлекательной форме ребята научатся решать "задачи о лгунах".
Разминка
Вася сказал: «Позавчера мне было 11 лет, а в будущем году мне исполнится 14». Когда у Васи день рождения?
Ответ: 31 декабря.
Пояснение для учителя. Свое заявление Вася делает 1 января. Позавчера (30 декабря) Васе было 11 лет. 31 декабря у него был день рождения, ему исполнилось 12 лет. В текущем году ему исполнится 13 лет, а в будущем году - 14 лет.
Пояснение для учителя. В простейших задачах данного типа по условию имеется группа людей. Каждый ее представитель высказывает по два утверждения. При этом известно, что одно из этих истинно, а другое - ложно. Решая задачи этого типа, поступаем следующим образом: выбираем любое из утверждений некоторого представителя данной группы и предполагаем, что оно истинно. Если при этом, рассматривая утверждения других членов группы, мы не приходим к противоречию, то делаем вывод, что выбранное утверждение истинно. Если же приходим к противоречию, то делаем вывод, что выбранное нами утверждение - ложно и, следовательно, второе его утверждение является истинным.
Задача 1
Четыре ученицы - Мария, Нина, Ольга и Поля - участвовали в лыжных соревнованиях и заняли четыре первых месса. На вопрос, кто какое место занял, они дали три разных ответа:
- Ольга заняла первое место, Нина - второе.
- Ольга - второе, Поля - третье.
- Мария - второе, Поля - четвертое.
Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, а ругая - неверна. Какое место заняла каждая из учениц?
Ответ: Оля - 1-е место, Мария - 2-е место, Поля - 3-е место, Нина - 4-е место.
Пояснение для учителя. Договоримся верное утверждение обозначать знаком «+», а ложное - знаком «-».
Предположим, что верно утверждение: «Ольга заняла 1 место». Тогда утверждение «Нина заняла 2 место» - ложно.
Во втором ответе утверждение «Ольга заняла 2 место» - ложно (она заняла 1 место по предположению), значит, утверждение «Поля заняла 3 место» - истинно.
В третьем ответе утверждение «Поля заняла 4 место» - ложно (она заняла 3 место), значит, утверждение «Мария заняла 2 место» - истинно. Таким образом:
1 | Ольга заняла 1 место | + | Поля заняла 2 место | * |
2 | Ольга заняла 2 место | - | Поля заняла 3 место | + |
3 | Мария заняла 2 место | + | Поля заняла 4 место | - |
Противоречия нет, значит, наше предположение было верно. Итак, Ольга заняла 1 место, Мария - 2 место, Поля - 3 место. Очевидно, что Нина заняла 4 место.
Задача 2
Три ученика различных школ города Санкт - Петербурга приехали на отдых в летний лагерь. На вопрос вожатого, в каких школах они учатся, каждый дал ответ:
Петя: «Я учусь в школе № 24, а Леня - в школе № 8».
Леня: «Я учусь в школе № 24, а Петя - в школе № 30.
Коля: «Я учусь в школе № 24, а Петя - в школе № 8».
Вожатый, удивленный противоречиями в ответах ребят, попросил их объяснить, где правда, а где ложь.
Тогда ребята признались, что в ответах каждого из них одно утверждение верно, а другое - ложно.
В какой школе учится каждый из мальчиков?
Ответ: Леня учится в школе № 8, Петя - в школе № 30, Коля - в школе № 24.
Пояснение для учителя. Предположим, что верно утверждение «Петя учится в школе № 24». Учитывая это предположение и то, что в каждом из ответов одно утверждение верно, а другое - ложь, заполняем таблицу.
1 | Петя учится в школе № 24 | + | Леня учится в школе № 8 | - |
2 | Леня учится в школе № 24 | - | Петя учится в школе № 30 | + |
3 | Коля учится в школе № 24 | - | Петя учится в школе № 8 | + |
1 | Петя учится в школе № 24 | - | Леня учится в школе № 8 | + |
2 | Леня учится в школе № 24 | - | Петя учится в школе № 30 | + |
3 | Коля учится в школе № 24 | + | Петя учится в школе № 8 | - |
Из таблицы видно, что Петя учится одновременно в школе № 30, школе № 24 и в школе № 8, а это невозможно. Пришли к противоречию, так как сделали неправильное предположение, т.е. утверждение «Петя учится в школе № 24» - ложно, но тогда утверждение «Леня учится в школе № 8» истинно. Заполняем таблицу в соответствии с этим предположением.
Рассуждать можно следующим образом. Мы предположили, что утверждение «Леня учится в школе № 8» истинно, значит, утверждение «Петя учится в школе № 24» ложно. В этом случае ложно утверждение Лени о том, что он учится в школе № 24, а второе его утверждение оказывается истинным, т.е. утверждение «Петя учится в школе № 30» истинно. Но раз так, то ложно второе утверждение Коли «Петя учится в школе № 8», а значит утверждение «Коля учится в школе № 24» истинно.
Противоречий мы не получили, значит, Леня учится в школе № 8, Петя - в школе № 30, а Коля - в школе № 24.
Автор(ы): Никифорова Марина Анатольевна
Приложения:
64a66f5407d5a_zadachi_o_lgunakh.docx