Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации
в дошкольных образовательных учреждениях
Глухих Марина Юрьевна
Государственная политика в сфере образования, обозначенная в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования направлена на созидание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, а также создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации. Процесс создания условий для каждого конкретного ребенка в конкретном учреждении становится центром внимания педагога. Качество образования во многом определяется профессиональной компетентностью педагогических кадров. Успех реализации изменений образовательного процесса в соответствии с идеями модернизации образования определяется тем, насколько готов к принятию инноваций сам педагог. Именно для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога.
К педагогическим работникам ДОУ сейчас применяется 2 вида стандартов:
- ФГОС ДО, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Профессиональный стандарт педагога, утвержденный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС ДО касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГО ДО уже действует, а профессиональный стандарт в отношении педагогических работников вступает в силу лишь с 2020 года.
Тем не менее и ФГОС ДО, и профессиональный стандарт педагога ДОУ между собой тесно связаны.
Для решения проблемы формирования успешной личности дошкольников можно применять различные средства, способы, методы, приемы, подходы. Их применение в значительной степени зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, таким как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Педагог всегда был, есть и будет ключевой фигурой образовательного учреждения. В связи с этим, появилась необходимость создания внутрифирменного обучения педагогического коллектива к апробации материалов профессионального стандарта.
Внутрифирменное повышение квалификации – это процесс постоянного совершенствования знаний и компетентностей, навыков и умений педагогов, их созидательной деятельности.
Реализация внутрифирменного повышения квалификации осуществляется с учетом:
- внешних ресурсов (очные курсы с отрывом от работы и без отрыва от работы; очно-заочные курсы; целевые курсы и семинары; дистанционное повышение квалификации; курсы повышения квалификации по модульным учебным программам).
- внутренних ресурсов (программа внутрифирменного обучения, как составляющая кадровой политики ДОУ, технологическое сопровождение внутрифирменного повышения квалификации, индивидуальные планы развития профессиональной компетентности педагога).
Преимущества организации внутрифирменного повышения квалификации:
- учет образовательных потребностей педагогов;
- обогащение знаний и умений педагога;
- формирование профессиональной компетентности;
- улучшение качества образовательных услуг;
- умение педагога реагировать на меняющуюся ситуацию в образовании;
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- использование различных способов интегрирования информации;
- обучение без отрыва от производства;
- составление и реализация индивидуальных образовательных планов;
- возможность находить пути решения проблемы;
- сотрудничество и работа в группе;
- самостоятельное обучение;
- выстраивание конструктивных взаимоотношений с другими людьми.
Цель внутрифирменного повышения квалификации: подготовить педагогические кадры к работе по профессиональному стандарту.
План внутрифирменного повышения квалификации педагогических работников ГБДОУ детский сад Санкт-Петербурга
Месяц | Методическая работа и взаимодействие с педагогами |
Сентябрь | Заседание рабочей группы: - разработка плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов; - плана-графика внутрифирменного повышения квалификации по профессиональным стандартам
|
Консультация «Ознакомление педагогов с содержанием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
| |
Внесение изменений в годовой план работы ДОУ в соответствии с профессиональными стандартами
| |
Обеспечение укомплектованности методического кабинета ДОУ печатными и электронными образовательными ресурсами по профессиональным стандартам
| |
Октябрь | Заседание рабочей группы: - разработка мероприятий, направленных на совершенствование трудовых функций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог»
|
Семинар «Профессиональная компетентность воспитателя»
| |
Разработка, согласование и утверждение изменений в локальных актах
| |
Размещение информации о профессиональных стандартах на стенде ДОУ и на официальном сайте учреждения
| |
Ноябрь | Заседание рабочей группы: - поддержка и развитие кадрового потенциала
|
Консультация «Роль воспитателя в свете нового профессионального стандарта»
| |
Декабрь | Составление графика повышения квалификации, курсовой переподготовки
|
Консультация «Совершенствование педагогического мастерства воспитателя через самообразование» | |
Разработка консультаций для родителей воспитанников «Профессиональный стандарт «Педагог»
| |
Январь | Формирование банка нормативно-правовых документов ДОУ, регламентирующих введение профессионального стандарта «Педагог»
|
Деловая игра «Знание нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ»
| |
Февраль | Заседание рабочей группы: - разработка материалов для обучения педагогов
|
Консультация «Аттестация педагога»
| |
Март | Заседание рабочей группы: - разработка материалов для анкетирования педагогов
|
Внутренний аудит (анкетирование) готовности педагога к введению профстандарта «Анализ соответствия профессиональных компетенций педагогов ДОУ требованиям профессионального стандарта «Педагог дошкольного образования»
| |
Апрель | Заседание рабочей группы: - обсуждение итогов анкетирования (внутреннего аудита) педагогов
|
Консультация «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»
| |
Май | Заседание рабочей группы: - составление отчета о ходе выполнения плана по организации применения профессиональных стандартов
|
Подведение итогов работы по введению профессиональных стандартов педагога на педагогическом совете и на общем собрании работников в следующем учебном году
|
Информационно-методические ресурсы
Нормативно-правовые документы, регламентирующие применение профессиональных стандартов
- Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности»
Автор(ы): Глухих Марина Юрьевна
Приложения: