Использование лечебной музыки в психолого-педагогической
коррекции в школе
Струкова Елена Николаевна
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности, глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности влиять на формирование личности. Такую значимость в мире людей музыка приобретает благодаря эмоциональной отзывчивости, к формированию которой она имеет прямое отношение.
Вышеизложенную точку зрения разделяет С.В.Шушарджан, отмечая, что музыка как один из видов искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека, воспринимающего ее. При этом воздействие ее не зависит от возраста, образования, профессии, социальной и национальной принадлежности. Музыка находится на высшей ступени эстетических ценностей, которые по своему чувственному выражению наиболее близки естественному восприятию человека [49].
С.В.Шушарджан выделяет специфические свойства музыкального искусства, а именно - способность свободно, непосредственно, ненавязчиво и вместе с тем очень сильно воздействовать на личность, вызвать глубокие реакции слушателя. Музыкальное искусство влияет не только на эмоциональное и эстетическое восприятие, но и на области познания, эстетического чувства и поведения человека.
Кроме вышеуказанных качеств, музыкальное искусство имеет специфические и уникальные возможности целенаправленного воздействия в желаемом направлении на патологически измененные психическое и соматическое состояние человека. Ожидаемое лечебное воздействие вытекает не только из возможности невербальной и недирективной, многообразной по форме выражения эмоциональной связи музыки с больным, но и из специфического воздействия основных первоэлементов — ритма, мелодии и гармонии, которые составляют основу музыки, проникающую в глубины психики.
Т.И.Леонтьева отмечает, что музыка обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Среди многих видов искусства именно музыка является мощнейшим средством эмоциональной регуляции психической деятельности человека. Не случайно, средства музыкальной выразительности применяются для коррекции эмоциональной сферы в работе с детьми с ОВЗ.
Возможности лечебного воздействия музыки в ее аналитической и синтетической форме на патологически измененные психические и соматические процессы в организме человека послужили импульсом для возникновения нового научного направления - музыкотерапии как одного из лечебно-воспитательных методов. Термин «музыкотерапия» наиболее часто употребляемый в литературе, имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». В этом смысле музыкотерапия чаще всего используется для лечения некоторых, преимущественно психофизических, нарушений и применяется в клинических или амбулаторных условиях.
Использование музыки в лечебных и профилактических целях известно, по меньшей мере, 2500 лет. Еще древнегреческий мыслитель, математик и спортсмен Пифагор применял музыку в лечебных целях. Аристотель считал, что музыка через катарсис (очищение) снимает тяжелые психические переживания, что ее воздействие равносильно сильнодействующим лекарствам. В эпоху средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения широко распространившейся эпидемии хореомании (пляски Святого Витта). Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма – тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука – тарантула.
Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму ее воздействия существенно возрос. Это дало возможность изучения физиологических реакций, возникающих в организме в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие, в новом, более высоком уровне. С другой стороны этот интерес обусловлен возможностью использования музыки в качестве одного из средств для предупреждения и снятия усталости, утомления, а также для повышения работоспособности человека. В том числе — и в условиях космических полетов человека.
Исследования ряда авторов показывают, что музыка оказывает стойкое воздействие на центральную нервную систему.
И. М. Гринева обнаружила, что прослушивание мелодичной музыки в спортивном темпе (негромкого звучания) оказывало на больных седативный эффект, а на ЭЭГ фиксировалось уменьшение в частотном спектре альфа-ритма или заметное увеличение его индекса, увеличение амплитуды альфа-ритма и снижение амплитуды быстрых колебаний [49].
Музыка энергичная, с четким ритмом, контрастная, умеренного темпа и громкости, давала тонизирующий эффект что сопровождалось депрессией альфа-ритма, увеличением амплитуды и индекса быстрых колебаний.
Анализ церебральной гемодинамики по данным реоэнцефалограмм показал, что в подавляющем числе случаев при прослушивании музыки происходила нормализация мозгового кровообращения.
И.В.Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожи предплечья. Минорная музыка медленного темпа урежала частоту сердечных сокращений, снижала максимальное артериальное давление, а также тонус мышц и температуру кожи предплечья [49].
В характере возникающих психофизиологических реакций в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие существенное значение играет психологическая установка, как общее состоящие личности. Обычно она не осознается человеком, хотя в особых случаях, например при самонаблюдении, некоторые явления психологической настройки могут быть замечены.
В большинстве же случаев кратковременные установки складываются мгновенно в подсознании. Подсознательный характер установки хорошо виден в восприятии гармонических модуляций. Настройка на основную тональность (тональная установка) и перестройка слуха в процессе модуляции не отмечаются слушателем как факт его психологического состояния, а осуществляются как бы автоматически без его ведома, хотя при направленном внимании он может осознанно следить за всеми модуляциями.
В.В.Медушевский показал, что существует аксиологическая (ценностная) и опознавательная установки.
Первая представляет собой сложившуюся у слушателя под влиянием неоднократного соприкосновения с музыкой, как с социальным явлением, систему оценочных критериев и ориентации. Она и определяет общее отношение слушателя к музыкальному произведению, нравится оно или не согласуется с его представлениями о хорошей музыке, с эстетическими вкусами и потребностями.
Опознавательная установка является по сути комплексом знаний слушателя об использованном в произведении музыкальном языке и позволяет соотносить произведение с известным по опыту стилем, предугадывать направление мелодии, создает основу для узнавания применяемых в произведении средств путем сопоставления с хранящимися в памяти знаниями о них.
При положительной динамике настроения В.С.Русинов наблюдал у больных стабильные изменения в передних зонах головного мозга человека [44].
По мнению академика М. Н. Ливанова, предъявление музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков коры головного мозга.
Воздействие музыкой оказывает влияние помимо центральной нервной системы на функции других жизненно важных физиологических систем: кардиореспираторной, мышечной, пищеварительной.
Русский физиолог И.Р.Тарханов показал своими оригинальными исследованиями, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект .
Английский ученый Л.Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. В этой связи обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, но и с утилитарной точки зрения.
Вне всяких сомнений стоит вопрос о связи музыки с функцией эндокринных желез. Музыка влияет на уровень гормонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль в эмоциональных реакциях всего спектра чувств. По современным представлениям, формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе, на музыку, осуществляется с помощью сложной функциональной системы. И, в частности, на основе специфических нейрохимических механизмов подкорки, которые вследствие химического сродства мобилизуют избирательно соответствующие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности.
Европейскими специалистами было также отмечено, что музыка действует избирательно — в зависимости не только от ее характера, но и от инструмента, на котором исполняется.
Музыка, исполняемая на кларнете, по наблюдениям врача-психотерапевта С.Мамулова, влияет, к примеру, преимущественно на кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую систему. Скрипка и фортепьяно лучше всего успокаивают. Общим расслабляющим действием обладает скрипка [49].
По-разному влияет мажорная и минорная музыка. При нормальном восприятии первая всегда вызывает светлое и радостное настроение. В то же время вторая, как правило, связана с грустью, печалью.
Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активации физиологических процессов и вызывать активное состояние, (к примеру, ария Риголетто «Куртизаны» из оперы Верди). Современные исследования показали возможности использования музыкотерапии в психолого-педагогической коррекции. При этом существует специфика использования музыкотерапии при работе с детьми разного возраста.
В младшем дошкольном возрасте данный эффект музыки достигается музыкальным оформлением игр, воспитательных мероприятий или режимных моментов, специальной психохотерапевтической ориентацией традиционных занятий с детьми. Пассивное слушание музыки в этом возрасте возможно лишь при засыпании, во всех же остальных случаях восприятие мелодии и ритма сопровождается у детей мимическими движениями, жестикуляцией, отбиванием такта, вокализацией.
В старшем дошкольном возрасте восприятие музыки возможно в обычном (естественном) или пассивно расслабленном состоянии. При этом реактивная музыкотерапия, направленная на отреагирование, разрешение патологического аффекта, провокацию аутокатарсиса, осуществляется в процессе систематического прослушивания музыки, вначале соответствующей эмоциональному состоянию ребенка (печальной, тревожной, напряженной или бравурной), а затем более спокойной и сдержанной, но с радостной и оптимистической мелодией. Это обеспечивает «аффективное подхватывание», а затем постепенное выравнивание патологического настроения ребенка за счет «аффективного моделирования». Взрослый здесь выступает в роли своего рода «психотерапевтического диск-жокея». Он же может инициировать использование вербализированной формы музыкотерапии, что позволяют усилить эффект воздействия музыки на базальные уровни эмоционального тонуса благодаря четкой смысловой направленности, соединяя природные и социально-психологические аспекты данного психотерапевтического приема, музыку и песню.
Таким образом, музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Список литературы:
1. Вагина Н. Оздоровительная функция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников/ Н. Вагина //Дошкольное воспитание. — 2010. — № 3. — С. 100-102.
2. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию/ Г.Г. Декер-Фойгт - СПб.: Питер, 2003.- 208 с.
3. Догель И.М. Влияние музыки на человека и животных/ И.М. Догель. - Казань: Изд-во Дубровина, 1988
4. Евдокимова И. А. Музыкотерапия в комплексном лечении соматических расстройств/ И. А. Евдокимова // Музыкальная психология и психотерапия. — 2010. — № 1 (16). — С. 107-116.
Автор(ы): Струкова Елена Николаевна
Приложения: