Инклюзия — это процесс разви­тия доступного образо­вания для каждого

Корчинова Елена Михайловна,
ГБДОУ №77
Выборгского района, Санкт-Петербурга

Инклюзия — процесс разви­тия максимально доступного образо­вания для любого ученика в образователь­ных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой доступных целей для каждого ребенка, ликвидация различных ба­рьеров для поддержки каждого учащегося и наибольшего раскрытия его потенциала. Планировать работу надо начиная с самого раннего возраста.
Учреждения инклюзивного обра­зования (по возрасту):
Инклюзивное образование основано на предо­ставлении вариативных форм обу­чения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главное направле­ние деятельности детского сада - включение детей с ограничен­ными возможностями здоровья в коллектив нормотипичных детей и взрослых на пра­вах «равных партнёров». Работа педагогов заклю­чается в том, чтобы найти интересные ии доступные виды коммуникации, творчества, для всех участников груп­пы. Педагог помогает выбрать условия, в которых ребёнок может само­стоятельно взаимодействовать с другими детьми. Материалы  и пособия выбира­ются с учётом индивидуальных форм обучения. Детям, посещавшим ин­клюзивный детский сад, легче в дальнейшем включится в общество.
Ребенок может включатся в образовательный процесс: точечно, частично или полностью.
Точечно —  вклю­чение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, в играх или на прогулке.
Частичная — присутствие ребёнка в режи­ме половины дня, неполной не­дели, например, когда ребёнок на­ходится только на занятии, вместе с другими детьми.
Вариант полной инклюзии — посещение ребёнком с ограни­ченными возможностями здоро­вья возрастной группы в режи­ме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребё­нок занимается на всех заняти­ях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания раз­личного уровня сложности, индивидуальные игры и упражнения.
На современном этапе становления инклюзивного образования надо операться на опыт интегративного образования, который имеется в специализированных учреждениях. Эти учреждения - ресурс для педагогов, которые хочят включиться в инклюзию. Должны быть налажено взаимодействие между общеобразовательными и специализированными учреждениями.
Федеральная адаптированная образовательная программа дает большую возможность обучению нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФАОП направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ необходимыми умениями и навыками для успешной социализации в современном обществе.
Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С 2002 года Министерством образования РФ было инициировано развитие вариативных форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду. В рамках этой программы были созданы положения об организации Консультативного пункта, Службы ранней помощи, Лекотеки, группы «Особый ребенок», также предусматривающих образовательную интеграцию детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование - естественное продолжение программы интегрированного образования, учитывающее созданные условия.
Для инклюзивного образования существуют следующие условия:
Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты различного профиля, специально подобранная предметно-развивающая среда.
Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и возрастной нормы, специалисты разного уровня, соответствующая запросу предметно-развивающая среда.
Детские сады, в которых созданы службы (Службы ранней помощи, Центр сопровождения ребенка) – дети с ОВЗ, необходимые специалисты, соответствующая предметно-развивающая среда.
Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и разные специалисты.
Для реализации инклюзии в ДОУ компенсирующего вида существуют разные формы инклюзии. Для категорий детей со сложным дефектом есть форма социальной инклюзии – создание в детском саду дополнительных образовательных услуг, куда могут привлекаться нормотипичные дети и а также  семьи с детьми с ОВЗ. Также в социальные программы города входят: посещение театров, музеев, цирка, организация конкурсов, фестивалей, в которых могут участвовать дети, создание детско-родительских клубов и т.д.
В ДОУ комбинированного вида созданы комбинированные группы это аналог инклюзивной группы. Законодательно для этого определены штат, финансирование, образовательные программы. Реализации инклюзии  проводится по аналогии с ДОУ компенсирующего вида.
В ДОУ, в СРП, ЦСР, созданы вариативные условия для детей с ОВЗ. Учитывая  образовательные потребности в этих службах учитывают потребности ребенка и его семьи. Может быть предложена индивидуальная работы с детьми,совместная деятельность детей и родителей, консультирование, встречи  для родителей, совместные занятия нескольких детей. Главная цель таких служб - выявить запрос и найти индивидуальный подход к каждой семье.  Такие службы обеспечивают медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей.
ДОУ с группами кратковременного пребывания «Особый ребенок» и др. похожи на ДОУ со СРП, ЦСР, они тоже предлагают разные образовательные услуги в зависимости от потребностей детей с ОВЗ. В таких группах предусмотрены специалисты, обеспечивающие запросы семей с детьми с ОВЗ. Инклюзия в таких ДОУ осуществляется участием детей в утренниках, занятиях, посещение дополнительных кружков.
В детских садах, с инклюзивными группами, в штате работают разные  специалисты, которые обеспечивают образовательные потребности детей с ОВЗ. Инклюзивная группа реализовывает разноуровневые образовательные программы и программы по социализации детей.
У детских садов, в которых естьт несколько детей с ОВЗ, и которые не могут открыть инклюзивные группы, есть возможность использовать услуги специалистов Ресурсных центров, ППМС центров, специалистов специализированных дошкольных учреждений. Они могут проконсультировать эти ДОУ по вопросам диагностики и составления образовательных программ и маршрутов для детей с ОВЗ.
Для инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть созданы  условия:
- наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), желающих сотрудничать с детским садом;
- готовность коллектива ДОУ  к инклюзии,  изучение, целей, задач, методик организации инклюзивной практики;
- наличие в штате специалистов: дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов; 
- наличие надлежащей предметно развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- постоянное  повышение компетенции педагогов;
- сотрудничество с аналогичными службами, с целью обмена опытом.
Главная цель ДОУ – создание оптимальных условий для воспитания и образования детей с разными особенностями развития.
Задачи инклюзивного сада:
– создание  необходимой предметно-развивающей среды
– формирование толерантности между  детьми, родителями, пдагогами. 
– создание условий, основанных на потребностях ребёнка и его семьи.
– подбор компетентных специалистов для организации  образовательного процесса.
Инклюзия -это более развитая, гуманная, эффективная система образования как для детей с ОВЗ, так и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому ребенку. ДОУ выполняет и образовательные функции, и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение к индивидуальности каждого  ребенка формируется личность. Находясяь в коллективе, дети учатся взаимодействовать друг с другом, вместе с педагогом решать различные проблемы.
Инклюзивное образование воспитывает личностные возможности ребенка, помогает ему стать гуманным, толерантным, готовым прийти на помощь. Инклюзивное образование - новая система,  целью которой является  – доступное и качественное образование с учетом возможностей для разных категорий детейисключения детей.
Список Литературы
Авдеева, Н. Коррекция нарушения образа себя в раннем возрасте /
Авдеева Н. // Дошкольное воспитание. – №3-2003. - С. 47-52.
Гаврилушкина, О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О.П. Гаврилушкина //Дошкольное воспитание. – 1998. – №2 – С. 67-71.
Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей / авт.-сост. Н. Д. Шматко. – М.: Аквариум, 2001. – 128с. – Библиогр.: с. 125-127.
Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее.
Забрамная, С. Д. Изучаем обучая: рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью : из опыта работы [Текст]. / Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.. - М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. - 47,[1] с., [32] л. цв. ил.: ил; 23 см. - Библиогр.: с. 47-48.


Автор(ы): Корчинова Елена Михайловна
Приложения: