Важнейшим из условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве, т.к. задержка или нарушение в речевом развитии негативно сказываются как на поведении ребенка, так и на продуктивности различных форм его деятельности.
Существуют индивидуальные особенности становления языковой системы, закономерности овладения ребенком всеми компонентами речи, начиная с первых речевых проявлений (гуления, лепета) первых слов в раннем детском возрасте и заканчивая свободным владением родным языком, который к этому моменту становится важным инструментом мышления и коммуникаций. Эти особенности определяют такое понятие в логопедии, как "онтогенез речевого развития". Понимание того, как формируется речевая функция, какие отклонения от нормы случаются в процессе ее развития, необходимы для своевременной и точной диагностики нарушений и последующей коррекционно-развивающей работы, которую будет проводить логопед.
Существует нескольких возрастных периодов речевого развития:
1. 1-4 года. В этот период происходит обогащение опыта ребенка, через взаимодействие с окружающим миром и людьми, ребенок овладевает закономерностями языка, происходит развитие его интеллектуальных способностей и речевых навыков.
2. 4-5 лет. В этот период речь детей усложняется, появляются абстрактные понятия, становится важным смысл высказывания и сама звуковая форма. В речи детей начинают появляться распространенные, сложноподчиненные предложения, иначе говоря ребенок начинает использовать в своей речи предлоги и союзы.
3. 5-6 лет. В этот период происходит совершенствование всей речевой системы. В речи ребенка появляются обобщающие понятия, происходит осмысление многозначности слов родного языка, идет формирование грамматической функции словоизменения (правильное употребление глаголов по лицам и родам, падежных окончаний существительных). Ребенок самостоятельно начинает пересказывать тексты и составлять рассказы. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Совершенствуется фонематический слух, а также процессы фонематического анализа и синтеза. В звукопроизносительной стороне ребенок начинает дифференцировать свистящие, шипящие и соноры.
4. 6-7 лет. В этот период формируется умение выделять определенную фонему из множества звуков, отделять ее от других и запоминать определённые смыслоразличительные признаки фонем, т.е. фонематическое восприятие ребенка совершенствуется. В этом возрасте происходит обучение чтению и письму, однако здесь часто встречаются трудности, так как у ребенка могут быть не сформированы пространственные представления (путает лево-право), что влечет за собой зеркальное изображение букв, чтение справа налево, многим детям трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.
Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Вы дома самостоятельно можете провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника - это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.
Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то речь будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Важно читать ребенку, рассказывать об окружающем мире, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И конечно, дополнительно к этому, развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Пальчиковую гимнастику необходимо осуществлять каждый день по 5 минут (дома с родителями и с педагогами в дошкольном учреждении).
Выполняя упражнение, сначала нужно объяснить, как выполняется то или иное упражнение, показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку на разные темы в зависимости от поставленных целей.
Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры) так и извилистые линии и силуэты.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Взрослые могут замечать, как при выполнении каких-либо движений руками ( например при выполнении поделок) ребенок очень часто высовывает изо рта язычок, двигает им, поджимает губы или открывает ротик. Все это можно использовать; произносить слова, фразы, комментировать свои действия. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Пальчиковая гимнастика, как развитие мелкой моторики рук, — простое, но очень полезное занятие, которое можно применять, когда ребенку совсем нечем заняться — в дороге и в очереди. Для малыша — это приятная игра. Малыш вместе с взрослым произносит короткие стишки, при этом, каждая фраза сопровождается движениями пальчиков. Если ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру, то он с удовольствием выполняет все задания.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в раннем возрасте. Массаж играет большую роль, стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.
Мелкую моторику рук развивают:
Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;
Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;• Рисование карандашами (фломастерами, кистью);
Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Плетение ковриков (показ изготовления коврика и плетение).
Катание шестигранных карандашей.
Перебирание палочек.
Рисование тонкой и толстой кисточкой, пальцем.
Рисование карандашом, использовать разные виды штриховки (показ).
Использование книги-раскраски.
Лепка из глины, пластилина, пластилин и глина, прикасаясь к каждой точке пальцев и ладоней, массажируют и стимулируют их (показ способов лепки).
Различные виды конструктора должны быть у ребенка.
Различные виды мозаики.
Детям полезно перематывать цветные клубочки ниток.
Со шнурками, с веревочками должны играть дети.
Работать с бумагой, делать оригами должны дети. Давайте сделаем сову.
Обязательно надо работать с ножницами (показ).
Дома должны быть фломастеры, используйте ручки.
Природный материал является хорошим средством для развития детского творчества и мелкой моторики рук (показ).
Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Огромную помощь ещё оказывают подвижные игры на воздухе ;
во первых- чем больше ребёнок двигается тем лучше полушария обогащаются кислородом, а следовательно это благотворно влияет на все рецепторы головного мозга,
во вторых- во время игры дети разговаривают и тем самым обогащают свой словарный запас, в третьих - в играх также закрепляются движения руками, т. е. укрепляется - крупная моторика.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.
Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.
Чем подвижнее руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Помимо развития мелкой моторики детей, необходимо учитывать развитие звукопроизношения в онтогенезе. Выделяют следующие возрастные этапы его формирования:
2месяца - ребенок воспроизводит недифференцированные, непроизвольные голосовые реакции (гуление), возникающие в процессе его движения, при которых можно выделить гласные А,О,У,Э, губно-губные звуки : П, Б, М, заднеязычные :К,Х,Г. Отмечается произнесение этих звуков нараспев.
3-4 месяца- у ребенка меняется характер речевых реакций и появляется лепет, в этот период возникает "комплекс оживления"
5 месяцев - происходит неосознанное повторение звуков за взрослыми
6-7 месяцев- ребенок повторяет отдельно слоги, цепочки слогов, с разной интонацией.
8 месяцев- ребенок уже может повторять слова, состоящие из одного слога, появляются звукоподражания (би-би, ма-ма, ба-ба и т.д)
1-2 года - в речи присутствуют гласные А,О,Э и губно-губные согласные П,Б,М
2-3 года - гласные: И,Ы,У и согласные :В, Ф, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й
4-5 лет- у ребенка формируется правильное произнесение свистящей группы звуков : С, Сь, З, Зь, Ц, начинают появляться шипящие : Ш, Ж (аффрикаты Ч,Щ)
5-6 (7 лет) у ребенка начинает формироваться сонорная группа звуков (Л, Ль, Р, Рь)
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Наиболее часто отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих ([с], [з], [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч], [ш']), сонорных ([р], [л]).
Нарушения звукопроизношения могут быть выражены в:
• отсутствии звука: выпадение звука в начале слова (лак-.ак), середине слова (гора-го.а) или в конце слова (стул-сту.)
• искажении звука: это употребление в речи звука, которого нет в фонетической системе языка. Например: свистящий звук [с] ребенок произносит межзубно.
• замене звука: замены могут быть разнообразными, например да-га, дом-гом, вата-фата и т.д.
• смешении звуков: ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи (например ребенок не произносит шипящую группу звуков и заменяет звук [ш] на сохранный [с] :шапка-сапка.
Для полноценного становления речевой деятельности необходима зрелость различных структур головного мозга, координированная работа дыхательной системы и артикуляционного аппарата, развитие слухового, зрительного восприятия, а также двигательных навыков.
Для формирования правильного речевого выдоха необходимо учитывать ряд рекомендаций:
- Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий;
- «Добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;
- Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи не поднимались при вдохе;
- Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;
- Выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.
Игровые упражнения для развития речевого дыхания состоят из следующих игровых приемов:
1) «Задуть свечу» (вдох через нос, выдох через рот). На выдохе произносим шепотом ф-ф-ф-ф…
2) Сдуть с руки вату или мелко нарезанную бумагу (кладем на ладонь кусочек ваты). Сдуваем на выдохе.
3) Понюхать ветку. Поднимаем ветку в руке и предлагаем ребенку её понюхать. Ребенок поднимается на носочки, делает вдох, опускается, - выдох.
4) На выдохе подуть на замерзшие ладони, имитируя дутье на горячий чай, произнося при этом шепотом ф-ф-ф-ф.
5) Подуть на «ушибленное место» руки. Вдохнув через нос, на выдох дуть на «ушибленное» место руки – на палец, ладонь...
6) «Понюхать надушенный платочек». На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести одно слово «пахнет».
7) Игры на автоматизацию свистящих и шипящих звуков: «Спустить мяч». Сделать вдох. Руки на уровне груди. Сжимаем воображаемый мяч, произнося звук с-с-с. "Сдуть шарик" Сделать вдох. Руки сжимают воздушный шарик, а на выдохе ребенок произносит звук "ш-ш-ш-"
Кроме этого полезно проводить с детьми работу по укреплению мышц артикуляционного аппарата, через выполнение различных артикуляционных упражнений:
"Иголочка" (вытащить узкий язычок и удержать под счет до 5), "Чашечка" (язык боковыми краями языка прижат к верхним боковым зубам, а кончик языка никуда не прижимается), "Часики"(узкий язычок касается сначала одного, потом второго уголка рта, губы в улыбке), "Заборчик" (зубки закрыты, губы в широкой улыбке), "Грибочек" (присосать широкий язык и удержать под счет до 20), "Лошадка" (поцокать язычком, при широко открытом рте до 30 раз), "Вкусное варенье" (облизать широким языком сначала верхнюю губу, потом нижнюю-по кругу, ротик максимально открыт).
Помимо развития артикуляционной моторики, необходимо формировать у детей фонематические процессы.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
К фонематическим процессам относят:
- фонематический слух —слуховое восприятие речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
- фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, вне зависимости от позиционных призвуков.
- фонематический анализ — процесс выделение отдельных фонем.
- фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.
- фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:
- Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
- Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап — дифференциация слогов;
V этап — дифференциация фонем;
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).
Игры;
Что услышал. Предложите ребенку послушать запись, на которой слышны различные звуки природы. Ребенок сначала внимательно слушает запись (лучше с закрытыми глазами). После прослушивания попросите ребенка вспомнить, что он слышал.
Узнай, что звенит? На столе несколько звучащих игрушек. Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы преградой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит. В этой игре можно варьировать количество предметов, менять их.
На чем играю. Игра аналогична предыдущей, но на музыкальных инструментах.
Найди пару. Заранее готовим несколько пар коробочек или, наполненных разными наполнителями, например: 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у педагога, второй — у ребенка. Трясем коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.
"Громкие подсказки". Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Можно поменяться с ребенком местами.
Мышка и мишка. Взрослый играет на музыкальном инструменте. Низкий звук-мишка, высокий звук-мышка. Ребенок должен определить, кого озвучивает взрослый.
Повтори за мной. Взрослый отстукивает простой ритм ладошками, ребенок должен повторить. В дальнейшем ритм усложняется. Затем ритм задает ребенок, а взрослый повторяет.
Какой звук. Ребенку дают две карточки, на одной длинная полоска, на другой - короткая. Взрослый издает звук на каком-либо музыкальном инструменте: дудочке, металлофоне, пианино. Звучание должно быть то длинным, то коротким. Ребенок должен определить, какой звук: длинный или короткий и показать соответствующую карточку.
На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
"Три медведя". Меняя высоту голоса, просим ребенка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, просим его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Угадай, кто это? Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Ребенок, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка)
Узнай по голосу. Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала: «Ква-ква-ква»
Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква», водящий определяет, кто «лягушка».
Узнай по голосу-2. Эта игра проводится в группе нескольких детей или в кругу семьи. Ребенок подходит к ведущему, повернувшись спиной к другим детям. Ведущий указывает на любого человека, а тот в свою очередь зовет ребенка по имени. Ребенок на слух должен определить, кто его позвал.
III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.
Игры:
Цепочка. Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
МАК – БАК – ТАК
МОТОК – КАТОК – ПОТОК
ТОК – ТУК – ТАК
БАТОН – БУТОН – БЕТОН
БЫК – БАК – БОК
БУДКА – ДУДКА – УТКА
ДАМ – ДОМ – ДЫМ
НИТКА – ВАТКА – ВЕТКА
Подбери картинку. Педагог выставляет на доске в одну линию следующие картинки, проговаривая их названия: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому даёт по картинке. Ребёнок должен расположить свою картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на доске должны получиться примерно следующие ряды картинок:
КОМ БАК СУК ВЕТКА КАТОК ГОРКА
ДОМ РАК ЛУК КЛЕТКА ПЛАТОК НОРКА
СОМ МАК ЖУК ПЯТКА ЛИСТОК КОРКА
ГНОМ ЛАК БУК ПЛЕТКА МОТОК МАРКА
Подбери нужное слово. Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.
Я опять задачу дам—всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?.
Что построили с тобой?.
На крючок в реке попал?.
Может всё, хоть ростом мал?.
(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ).
Подскажи словечко. Педагог произносит четверостишие по лексической теме, не договаривая последнее слово. Дети должны сказать это слово.
На IV этапе дети учатся различать слоги.
Попугайчики. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.д.
Назови лишний слог. Педагог предлагает послушать и определить, какой слог лишний: НА – НА – НА – ПА. Дети определяют, что лишний слог – ПА. Постепенно слоговые ряды усложняются, например: ПА – ПО – ПА; КА – ГА – КА – КА; НА – МА – НА – НА и т. п.
Паровозик и вагончики. Детям предлагаются картинки. Ребёнок называет слово, затем делит его на слоги, присоединяя к нужному вагончику. Если в слове 1 слог, то картинка поедет в 1 вагончике, если 2 слога – во 2 вагончике и т.д.
Гусеница. Педагог показывает гусеницу, разделённую на части, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.
Забей гвоздик молоточком. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук». Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк». Давайте забьем гвоздь большим молотком. Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком. (Дети произносят нужный слог) Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы педагог повторяет звукосочетания 4—5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).
На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.
Игры:
Кто внимательный. Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более. Символами служат картинки с изображениями положения губ при произнесении гласного звука.
Поймай звук. В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит. Далее ведущий называет различные звуки, слоги, слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок, услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
Задачей последнего VI этапа является формирование у ребенка навыков звукового анализа и синтеза.
Данная работа проводится в следующей последовательности:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.
Найди звук. Предложите ребенку рассмотреть какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку.
Два прихлопа - три притопа
Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков. Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.
2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец).
Кто первый? Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного «а», «о», «у», или «у». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
Где спрятался звук? (определения места звука в слове: начало, середина, конец слова). Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей. Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».
Клубочек. Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:
По дорожке (Имя ) шла/шёл,
Клубок ниточек нашла/нашёл,
Вы слова на (заданный звук) скажите,
Нашу нитку не порвите.
Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.
Чудесный мешочек. Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет первый звук в слове.
3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количество и место звуков по отношению к другим звукам в слове).
Фокусники. Взрослый предлагает ребёнку представить, что он фокусник и превратить одно слово в другое. «Я назову тебе слово, а ты измени в нём один звук так, чтобы получилось новое слово».
Например: дом-дым, кот-кит, сон-сом-сок, дочка-точка-бочка.
Собери слово.
А) Угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например, сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот).
Б) Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например, автобус, пальто, дом – сом)
Пирамида. Перед ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом — три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Педагог раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше — из четырех и, наконец, — из трех.
Умные часы. На циферблате часов вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Установив одну стрелку против картинки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, предлагается ребенку найти ей пару: установить стрелку против другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.
При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Проводя занятия в игровой форме у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.
Подобная комплексная работа по формированию речевых навыков, развитию пальчиковой (ручной) моторики и фонематических процессов положительно скажется на развитии речевой системы.
Автор(ы): Добрякова Инна Васильевна
Приложения: