Учебное сотрудничество как средство формирования
коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников с ОВЗ

Бараусова Светлана Олеговна

     В настоящее время учение приобретает характер учебного сотрудничества, то есть совместной работы при усвоении образовательной программы не только с учителем, но и с другими детьми в ходе овладения знаниями и решения проблем. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, необходимый для его дальнейшей жизни.

Степень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом [2].

Особого внимания в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно, учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР).  У данной категории детей отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространённость нарушений речи (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов и др.). Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи (В. И. Лубовский, Г. И. Жаренкова) [1].

Следовательно, у данной нозологической группы детей наблюдаются значительные трудности при формировании общения, речи, двигательных функций, игровой, учебной деятельности. Таким образом, проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий   у детей  с ЗПР на сегодняшний день является одной из самых актуальных, потому что коммуникация, является частью общения.

 Как же можно разрешить данную проблему? Зачем вообще нужно формировать коммуникативные универсальные учебные действия?

Давайте попробуем  в этом разобраться.

Во-первых, для реализации развития коммуникативных универсальных учебных действий  необходима организация учебных заданий совместного типа, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения[2].

Во-вторых, коммуникативные универсальные учебные действия буквально пронизывают общение, являясь умениями, его обеспечивающими. А как известно, умение общаться в современном обществе является залогом успешности человека в жизни.

 По классификации Л. И. Уманского выделяют следующие интерактивные формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая [4]

 Совместно-индивидуальная деятельность – когда каждый участник делает часть работы независимо от других и «вливается» в общий проект[4] (бумажная мозаика «Весёлое лето», экологический проект «Поможем природе!» и др.) Данная совместная деятельность выполняет подготовительную функцию, ориентированную в основном на детей либо с низким уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, либо от природы замкнутых, некоммуникабельных. Следовательно, формирует у учащихся осознание личного вклада в достижение общей цели[4].

Совместно-последовательная деятельность – когда общая задача выполняется последовательно каждым участником[4]. Например, изготавливая аппликацию «Забавные обезьянки»: один вырезает, другой располагает, третий наклеивает. Также при работе со словарными словами на карточке: один подчёркивает словарные слова, другой записывает, третий выделяет орфограммы, четвёртый проверяет. Такая совместная деятельность создаёт условия для освоения стратегии элементарной кооперации с партнёром в планировании и выполнении задания. Следовательно, формирует осознание того, что работа каждого следующего участника группового взаимодействия зависит от качества работы предыдущего. Тем самым воспитывается ответственность каждого ученика за работу, выполненную в группе[4].

 Совместно-взаимодействующая деятельность – когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными[4] (стенгазета «Мы за здоровый образ жизни!», «Мир русского языка»: обсуждение тем, выбор текстов, фотографий, рисунков, расположение и наклеивание, формулирование подписей). Данная совместная деятельность создаёт условия для освоения стратегии сотрудничества, требующей высокого уровня развития информационно-коммуникативных, интерактивных и перцептивных умений[4].

Также мы используем и другие интерактивные формы организации: работа в парах постоянного (статичные пары) и сменного состава [3].Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, особенно с учащимися с ЗПР.

 Возможно применение следующих видов работ в паре: проверка письменных работ, разучивание, чтение наизусть друг другу стихотворения, пересказ. В парах сменного состава удобно проверять знание правил, алгоритмов.

Таким образом, данные интерактивные формы организации совместной деятельности нами широко используются как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 

Учебное сотрудничество помимо усвоения образовательной программы, позволяет формировать коммуникативные универсальные учебные действия  младших школьников с ЗПР.

Описанные формы организации учебной деятельности позволяют создавать ситуацию успеха для учащихся и поддерживать их интерес к учёбе, что особенно важно для детей с ЗПР.

Следовательно, учебное сотрудничество в учебно-воспитательном процессе является средством  формирования  коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР.

 Литература

1. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. М., 2007.

2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М., 2011.

3. Крайнева Т. А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий. – Начальная школа. - №9 - М., 2012.

4.Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.


Автор(ы): Бараусова Светлана Олеговна
Приложения: