Индивидуальное обучение плаванию

Гусев Константин Николаевич

Индивидуальное обучение плаванию как средство адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Современность и важность разработки технологии, обучению плаванию детей с ограниченными возможностями дошкольного и школьного возрастов. Основана многолетней практикой педагогов, в процессе формирования и совершенствования двигательных действий в условиях водной среды. Анализ результатов эффективности индивидуального обучения плаванию показывает, что за основу формирования исходной модели для обучения плаванию детей с ограниченными возможностями, принимаются адаптивные средства и методы заимствованы из методик обучения здоровых детей, и средства полученные в результате поисковых педагогических экспериментов . Хотя двигательные действия здорового ребенка принципиально отличаются от двигательных действий ребенка с ограниченными возможностями. 

Наиболее эффективными для реализации работы я считаю: занятия АФК – при малом числе обучающихся на занятии позволяют максимально точно подобрать индивидуальные упражнения, подводящие к игровым действиям; поставить индивидуальную (зависящую от двигательных возможностей и патологических особенностей); спортивные праздники и соревнования – на повышенном эмоциональном фоне позволяют отследить успешность освоения двигательных навыков, их стабильность; формируют личностные качества и коммуникативные способности. Свое участие в организации данной системы я реализую согласно следующим принципам адаптивной физической культуры:

- диагностирования (учёт основного дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний);

- дифференциации и индивидуализации (в зависимости от уровня интеллекта, двигательных возможностей, особенностей психики и т. д.);

- коррекционно-развивающей направленности (педагогические воздействия направлены не только на преодоление недостатков, но и на активное развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти, психофизических и координационных способностей, морально-волевых качеств средствами физической культуры);

- учёта возрастных особенностей (биологический возраст ребёнка с нарушениями в развитии, как правило, отстаёт от паспортного, неравномерно и неодновременно происходит развитие физических и психических функций);

- вариативности (многообразие упражнений и способов их выполнения);

- адекватности (постановка задач, выбор средств и методов должны соответствовать функциональному состоянию ребёнка и учитывать все его особенности).

А также общедидактическим принципам:

- систематичности и последовательности,

- сознательности и активности,

- доступности,

- прочности,

- наглядности.

В реализации работы прослеживаются три этапа:

I. Подготовительный. Анализ ситуации, подбор научно-методических материалов по теме, определение содержательного наполнения.

Основной деятельности.

Начало работы по проекту для каждого из обучающихся определяется индивидуально, в соответствии с данными диагностики, которые учитывают моторные возможности ребенка и состояние его психоэмоциональной сферы. Опуская ребенка в воду я частично изолирую его от действия сил гравитации, погружаем в условия гидроневесомости, условия изменения деятельности всех систем. Тем самым, предоставляем ребенку возможность для свободного и самостоятельного формирования, прежде всего способности «самодвижемости», возникающих на конечностях и поверхности тела, движущих относительно воды, порой в разные стороны.Выполняет ли он эти движения самостоятельно или находится на руках тренера, гидродинамическое сопротивление будет непрерывно изменятся в пространстве, силе и продолжительности. Обеспечиваем многократное и неизбежное возникновение как принципиально новых непривычных ощущений легкости тела и мягкого противодействия внешнего сопротивления, так и приложения суставно-мышечных усилий, состояние внутренних органов, например актов дыхания, а также стрессовой готовности, изменения условий функционирования внутренних органов и систем.

Цель технологии самоусвоения двигательных действий.

Главная задача методики – научить ребенка с  ограниченными возможностями плавать.

Методика индивидуального обучения плаванию детей с ОВЗ, позволяет научить ребенка с ограниченными возможностями, предупреждать развитие опасных критических ситуаций для жизни и здоровья, открывает возможность достижения учеником качественно нового уровня двигательной и общественной активности. Когда мы опускаем ребенка в воду в условия гидроневесомости, идет изменение деятельности всех систем организма, возникновение новых непривычных ощущений легкости тела и мягкого противодействия внешнего сопротивления.

Обучение плаванию ребенка с ограниченными возможностями включает, опознание тренером спонтанно выполненного движения ученика в условиях водной среды, как аналогичного какому либо элементу системы движения пловца, ее реализация обусловленная повторением этого движения с помощью тренера, а затем самостоятельного выполнения с образованием собственной манеры проявления целенаправленных двигательных действий.

Все упражнения должны организовываться и выполнятся при нахождении тренера вместе с ребенком в воде, что требует, не только повышенного внимания у тренера, но и разработки соответствующих поддержек и страховки обеспечивающих безопасность организации и проведения занятий. Учитывая тяжелое физическое и психическое состояние ребенка, тренеру необходимо обеспечить организацию прохождения ребенком всех служб плавательного бассейна; раздевалка, туалет, душ, спуск в воду, выход из воды.

Невозможно начинать любой процесс обучения без проведения первого занятия, именно на первом занятии, двигательные действия ребенка с ограниченными возможностями в бассейне, создают опасные критические ситуации, связанные с угрозой жизни и здоровья ребенка-инвалида т.к. он находится в состоянии повышенной тревожности и готовности к формированию условий критических ситуации. Вход в воду вызывает большие трудности, дети с ОВЗ не могут выполнять захват поручня руками и выполнять шагающие движения ногами. Как правило тренер удерживает ребенка на руках. При выполнении упражнения контролирует безопасный уровень подъема ребенка над поверхностью воды, удерживая его тело в вертикальном положении, при котором рот ребенка находится на одном уровне со своим ртом. Обеспечить непрерывный визуальный и контактный контроль.

Взаимное расположение тренера и ребенка в воде на первом занятии. Тренер, стоя на дне, удерживает ребенка в вертикальном положении в воде, лицом к себе. Вначале занятия – одна рука тренера располагается в области подмышечной впадины ребенка и прижимает его тело к туловищу. Голова ребенка удерживается над водой приподнятым кверху плечом тренера, а свободной рукой со стороны затылка.

Реализация дидактических моделей. В процессе педагогических экспериментов по гидрореабилитации и начальному обучению плаванию детей с ограниченными возможностями с двойной гемиплегией уточнялись условия реализации дидактической модели предполагаемых двигательных действий, адаптирование методик и их усвоение нашими учениками.

Упражнения.

Разнообразные совместные покачивания, стоя на месте.

Перемещения по дну с ребенком на руках, изменяя свободной рукой положения тела ученика.

Выполнение упражнений на разгибание под водой пальцев ученика тренером.

Выполнение упражнения на захват под водой пальцами ученика доступных предметов-игрушек.

Выполнение руками тренера движений ногами ребенка; одной ногой, попеременно обеими ногами, одновременно двумя ногами с пересечением поверхности воды.

При выполнении упражнении на «погружение» ребенка – выполняется с помощью тренера, находящего в воде и удерживающего ребенка в вертикальном положении в последовательности:

- мокрой рукой, проводим по лицу ученика со словами «ныряем»

- поливаем лицо ученика из ладони, ведерка, игрушки. Выполняем до усвоения ребенком умения не захлебываться и не пугаться.

- опускать лицо ребенка на мгновение до положения «рот под водой»;

- опускаем лицо ребенка на мгновение до положения «глаза под водой»;

- опускаем лицо ребенка на мгновение до положения «голова под водой»;

- периодически опускать ребенка под поверхность воды в положении на груди и поднимать над поверхностью .Выдерживать паузу для последующего погружения, наблюдая готовность ученика к погружению. Опасная ситуация: торопливость в выполнении упражнения приводит к «захлебу» ребенка.

- после усвоения упражнения «погружения», выполнять упражнение «лежание на груди», удерживая ребенка со стороны спины. Помогать подъему головы ребенка для вдоха; тренер, увидев движение головы ребенка под водой в направлении подъема к поверхности, погружает под воду с помощью предплечья одной своей руки спину и ноги ребенка, одновременно, приподнимая над водой голову для вдоха. Выдерживает паузу для последующего выполнения.

Методы, применяемые мною в ходе реализации проекта, носят как общепедагогический характер, так и специфический, основанный на активной двигательной деятельности:

1. Методы использования слова:

- методы рассказа, беседы, описания, объяснения, в которых слово используется как средство передачи знаний;

- методы команды, задания, указания, где происходит воздействие словом в целях управления деятельностью учащихся;

2. Методы сенсорного восприятия (способствуют не только совершенствованию работы анализаторных систем, но и оптимизируют процесс обучения путем воздействия на все органы чувств):

- активный показ;

- визуальная сигнализация;

- звуковая сигнализация.

3. Практические методы:

- метод строго регламентированного упражнения (характеризуется выполнением каждого упражнения в строго заданной форме, позволяет четко дозировать нагрузку, обеспечивать индивидуальный подход к учащимся, избирательно воздействовать на воспитание физических качеств, совершенствование какого-либо двигательного действия);

- метод частично регламентированного упражнения (предусматривает возможность для совершенствования двигательных умений и навыков через обеспечение многообразия условий);

- игровой метод (используется главным образом для комплексного совершенствования двигательных действий в усложненных вариативных условиях; включает в себя сюжетность, образность, соревновательный элемент, относительную самостоятельность действий);

- соревновательный метод (применяется для развития физических качеств, воспитания морально-волевых установок, совершенствования двигательных умений и навыков, а также формирования способности рационально использовать их в усложненных, эмоционально насыщенных ситуациях).

Кроме того, считаю необходимым в процессе коррекционно – развивающих занятий с детьми с ограниченными возможностями использование таких методических приемов, с помощью которых достигается не только тренировка функций двигательного аппарата, но и совершенствование у обучающихся нервно-психических процессов, на основе которых происходит осознание их собственных движений, достигается четкая дифференциация, обеспечиваются рациональность и вербальная регуляция.

IV. Аналитический. Определение параметров диагностики, критериев оценки эффективности проекта, анализ полученных результатов и поиск путей оптимизации деятельности.

Оценить динамические показатели всех обучающихся  по определенным унифицированным тестам не представляется возможным в силу специфики нарушений каждого ребенка. По этой причине была создана «шкала развития», в которой каждое отработанное действие и успешно выполняемое упражнение являются ступеньками для дальнейшего развития, освоения новых двигательных умений и совершенствования игрового опыта.


Автор(ы): Гусев Константин Николаевич
Приложения: