Инклюзивное обучение на уроках русского языка и литературы

Михалева Мария Игоревна

Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются  не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей, которые приводят к успехам в школе.

          Инклюзивное образование - это  организация процесса обучения, при которой все дети включены в общую систему образования и обучаются в  школах общего типа , которые учитывают их особые образовательные потребности, а оказывают своим ученикам необходимую социальную поддержку.

      Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Цель такого образования - создать общие условия для обучения, снять барьеры в общении и во взаимоотношениях.

         Инклюзия благоприятна и полезна всем участникам образовательного процесса: это позитивный опыт, приносящий радость всем детям. Этот образовательный процесс способствует внедрению разнообразных методов и приемов, все дети представляют собой единое пространство, они уважают друг друга.  

  Принципы инклюзивного образования:

 Каждый человек уникален!

Каждый человек способен чувствовать и думать!

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

 Все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников.

Разнообразие.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации. Важно создание в учебном процессе ситуации успеха для ученика – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Новый материал в большом объеме нельзя давать в один прием, необходимо поэтапное усвоение.

Методы и приёмы:

выполнение заданий, связанных с передвижением по классу;

смена разных видов деятельности во избежание переутомления;

учёт эмоциональных потребностей и поведения каждого учащегося (ребёнок может быть на уроке подавлен, замкнут, медлителен или наоборот гиперактивен и т.д.);

предоставление дополнительного времени для написания контрольной работы;

сообщение заранее о времени написания контрольных и проверочных работ;

предоставление возможности  улучшить результат, переписав контрольную работу;

работа может быть принята позже установленного срока по договорённости учителя и ребёнка;

работа творческого характера может сдаваться учителю или в рукописном, или печатном, или электронном виде (по выбору учащихся);

предоставление возможности доработать и переработать творческую работу, учитывая рекомендации учителя.

Дидактические игры: Цель : пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению .

Доскажи словечко

Трактор водит - …

Электричку - …

Стены выкрасит - …

Доску выстругал - …

В доме свет провёл - …

В шахте трудится - …

В жаркой кузнице - …

Кто всё знает - …

«Одно слово»

Промежуток времени в 60 минут–

Военнослужащий, стоящий на посту –

Ребенок, любящий сладкое -

Очень смешной фильм -

«Орфографическая зоркость»,

«Третье лишнее», «одно слово»,

«Составь рассказ по опорным словам»,

«Построй слово»,

«Доскажи словечко»

Викторины, игры-соревнования

Виды помощи учащимся с ОВЗ

Педагоги, работающие со школьниками с ОВЗ, должны уметь

оказывать

им

различные

виды

помощи:

учебную,

направляющую, обучающую.

Учебная помощь учащимся оказывается в рамках внутриклассной

дифференциации, осуществляется коррекция в соответствии с уровнем

реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема

и уровня сложности учебных заданий.

Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не

включается в работу после получения задания или когда работа выполнена

неверно. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему

сконцентрировать

внимание,

нацелить

на

решение

успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет –

то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и

необходимость проверки решения.

В моменты урока, когда у ребенка возникают затруднения в

определении средств, способов действий, используется направляющая

помощь. Учитель может заметить затруднения у школьника в процессе

работы или после окончания работы, когда выясняется неправильное решение.

Педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное

решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает

составить план действий, начать первый шаг решения.

Когда указанные виды помощи неэффективны, то используется

обучающая помощь. Учитель может непосредственно показать ученику

последовательность и образец выполнения задания.

 


Автор(ы): Михалева Мария Игоревна
Приложения: