Конспект подгруппового занятия в старшей группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР

Домашние животные

 Лукашева Екатерина Владимировна,
Учитель-логопед ГБДОУ Детский Сад № 32
Выборгского Района Санкт-Петербурга

Цель: Закрепление и обогащение представлений о домашних животных.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

Ø Формировать фразовую речь.

Ø Совершенствовать лексико-грамматический строй речи. 

Коррекционно-развивающие

Ø Развивать зрительное и слуховое внимание.

Ø Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Ø Воспитывать чувство любви к природе, животным; желание беречь и охранять их.

Оборудование: проектор, экран, презентация “Путешествие на ферму”; силуэты домашних животных; картинки с изображением жилища домашних животных; картинки с изображением домашних животных и угощений для них; камешки Марблс разных цветов и форм; карточки для звуковой схемы слова; карточки для игры на профилактику дисграфии; плакат “Ферма”; “дипломы фермера”.

Ход занятия:

1. Орг. Момент:

Ребята заходят в зал и становятся перед мольбертом с изображением фермы.

Учитель-логопед: Ребята, 30 ноября празднуется Всемирный день домашних животных, поэтому я предлагаю вам отправиться на экскурсию в деревню, на ферму.

Учитель-логопед: хотите?

Дети: да!!!

Учитель-логопед: чтобы стать настоящим фермером и не навредить животным, нужно знать, где животные живут, чем питаются, как за ними ухаживать. На нашем пути будет несколько остановок на станциях, где нас будут ждать обучающие задания.  В конце нашего путешествия мы посетим ферму и каждый из вас получит диплом настоящего фермера. Вы готовы?

Дети: да!!!

2. Основная часть:

Учитель-логопед: тогда отправляемся в путь. Наша первая остановка.

Станция №1 Загадочная (у мольберта)

Игра “Силуэты животных”.

Наше первое задание. Каких животных вы видите? (На мольберте силуэты овцы и свиньи)

Дети: овца и свинья

Другие домашние животные спрятались, нам нужно отгадать загадки, чтобы они появились (по мере отгадывания появляются животные). 

 Тяжело стучат копыта,

Вымя молоком налито,

Длинный хвост, рога дугой…

Ждут кормилицу домой.

(Корова)

Любит кушать он морковку

И капусту для сноровки,

А следит за клеткой Толик,

Там живет пушистый…

(Кролик)

Кто там скачет так игриво

Развевая хвост и гриву? (Лошадь)

Идет, бородой трясет,

Травки просит: «Ме-е-е,

Дай-те вкусной мне.»

(Коза, козел)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

(Собака

Учитель-логопед: Ребята, вы отгадали почти всех животных, а теперь давайте узнаем, какого еще животного не хватает. Для этого нам нужно выполнить задание. Определить:

Первый звук из слова корова,

Третий звук из слова кролик,

Третий звук из слова лошадь, первый звук из слова коза и

Последний звук из слова собака

 (на доске появляется слова КОШКА).

Молодцы, а теперь составьте, пожалуйста, схему этого слова из камешков Марблс (Дети выкладывают на столе камешками Марблс звуковую схему слова кошка).

Вы все сделали правильно, мы можем отправиться дальше. Наша вторая остановка.

Станция №2 Игровая (в центре зала)

Учитель-логопед: ребята, самые своенравные и грациозные домашние животные – это кошки, а еще они любят играть с мячиками и клубками. Предлагаю вам вспомнить смешное стихотворение про котов и поиграть с нашими волшебными клубками.

Логоритмическая игра с камешками Марблс “2 кота” (Дети становятся в круг. Обе руки держат перед собой вытянутыми, ладонями вверх. У каждого ребенка в левой руке камешек Марблс в виде клубка, левой рукой на слово “поздно” каждый ребенок переворачивает руку с Марблс ладонью вниз и перекладывает себе в правую руку камешек Марблс. На слово “ночью” ребенок перекладывает Марблс из правой руки в левую руку соседу. Далее на каждое слово одно перекладывание камешка против часовой стрелки. На каждое слово - новое действие. Потом игра повторяется в другую сторону)

 

Поздно ночью два кота

Пели песни у куста.

Слов не знает первый кот,

А второй не знает нот.

Каждый тянет наугад,

И концерт идет не в лад.

Тут ведро воды сосед

Сверху вылил на дуэт

И певцы, задрав хвосты,

Убежали под кусты.

Учитель-логопед: молодцы ребята, у вас отлично получается играть с клубками, прямо как у котят. Отправляемся дальше. Наша третья остановка.

Станция №3 Буквенная (за столами)

Учитель-логопед: ребята, на наших занятиях мы с вами изучаем звуки и буквы. Чем они отличаются?

Дети: звуки – это то, что мы говорим и слышим, а буквы читаем и пишем.

Учитель-логопед: правильно ребята, вот с буквами у нас как раз следующее задание. У вас на столах листы, на которых среди неправильно написанных букв спряталась правильно написанная буква. Мы говорим сегодня о домашних животных, поэтому там спряталась буква “Д”. Вам нужно закрыть камешками Марблс все правильно написанные буквы “Д”.

(Дидактическая игра на профилактику дисграфии “Неправильные буквы”. Дети закрывают камешками Марблс буквы “Д” и получается картинка - домик).

Учитель-логопед: дети, какое изображение у вас получилось?

Дети: дом.

Учитель-логопед: правильно, мы можем отправиться на следующую станцию, которая как раз и называется “Домашняя”.

 

Станция №4 Домашняя (перед мольбертом)

(Дидактическая игра «Кто где живет». Образование существительных в родительном падеже)

Учитель-логопед: ребята, вы знаете, кто заботится о домашних животных? Дети: человек.

Учитель-логопед: человек строит для них жилище.  Давайте вспомним, как оно называется. Как называется дом, в котором живет корова?

Дети: коровник или хлев

Учитель-логопед: значит чей это дом?

Дети: дом коровы.

Учитель-логопед: как называется дом, в котором живет собака?

Дети: будка или конура

Учитель-логопед: значит чей это дом?

Дети: дом собаки.

Учитель-логопед: как называется дом, в котором живет овца?

Дети: ясли или хлев

Учитель-логопед: значит чей это дом?

Дети: дом овцы.

Учитель-логопед: как называется дом, в котором живет лошадь?

Дети: конюшня, стойло

Учитель-логопед: значит чей это дом?

Дети: дом лошади.

Учитель-логопед: как называется дом, в котором живет свинья?

Дети: свинарник

Учитель-логопед: значит чей это дом?

Дети: дом свиньи.

Учитель-логопед: молодцы, ребята, мы вспомнили, в каких домах живут животные на ферме. Отправляемся на следующую станцию.

Станция №5 Семейная (перед экраном)

Учитель-логопед: А теперь давайте вспомним семьи животных.

Дидактическая игра «Семьи животных».

Учитель-логопед: на слайде животные со своими семьями. Давайте назовем членов семьи.

Учитель-логопед: это кто?

Дети: свинья, боров, поросенок.

Учитель-логопед: это кто?

Дети: Овца, баран, ягненок.

Учитель-логопед: это кто?

Дети: лошадь, конь, жеребенок.

Учитель-логопед: это кто?

Дети: Корова, бык, теленок

Учитель-логопед: вы справились с заданием. Отправляемся на следующую станцию.

Станция №6 Последняя (за столами)

Учитель-логопед: это наша последняя станция. Домашние животные вскармливают своих детенышей молоком, поэтому их называют млекопитающие. Давайте мы с вами вспомним, чем можно угостить домашних животных.

Дидактическая игра “Угостим животных” (Развитие мелкой моторики рук, согласование числительного с существительным, составление предложений.)

Перед каждым ребенком карточка с миской, карточка с животным (лошадь, собака, кошка, кролик, корова или коза) и карточка с угощением для животного (яблоко, морковь, косточка, рыба, капуста, свекла) и 6 животными

На карточках с угощением лежит по 5 камешков Марблс, подобранных под цвет угощения.

1.      Сначала ребенок считает сколько угощения для животного у него есть:

·        одна морковь, две моркови, три моркови, четыре моркови, пять морковей;

·        1 яблоко, 2 яблока, 3 яблока, 4 яблока, 5 яблок;

·        1 свекла, 2 свеклы, 3 свеклы, 4 свеклы, 5 свекл;

·        1 капуста, 2 капусты, 3 капусты, 4 капусты, 5 капуст;

·        1 кость, 2 кости, 3 кости, 4 кости, 5 костей

·        1 рыба, 2 рыбы, 3 рыбы, 4 рыбы, 5 рыб.

2.      Далее ребенок перекладывает яблоки (красные камешки Марблс) в миску для животного следующим образом: каждый камешек нужно переложить используя по одному пальцу каждой руки: сначала мизинцы, потом безымянные, потом средние, потом указательные, потом большие).

3.      Ребенок составляет предложение: “Я угостил лошадь яблоками”.

Учитель-логопед: ребята, это было последнее задание, с которым мы успешно справились и теперь мы смело можем отправиться на ферму.

(Ребята садятся на стулья перед экраном. На экране – ферма с домашними животными, звуки животных.)

Учитель-логопед: я с радостью посвящаю вас в фермеры и выдаю каждому диплом об обучении (Детям выдаются дипломы фермера).

3. Итог занятия:

Учитель-логопед: ребята, наше с вами занятие подошло к концу, вы большие молодцы, я ставлю вам лайк (на экране появляется картинка приложения “Лайк” и камешки Марблс в виде сердца на столе). Я выбираю розовый лайк, потому что мне очень понравилось, как вы сегодня выполняли задания, отвечали на вопросы, помогали друг другу. Я прошу вас также поставить лайк нашему с вами занятию и рассказать, что вам понравилось, а что может быть было сложно?


Автор(ы): Лукашева Екатерина Владимировна
Приложения: