Психолого–педагогическая работа с родителями детей
с ограниченными возможностями здоровья

 

Домаева Анна Александровна,
учитель–логопед ГБОУ СОШ № 110,
Санкт - Петербург

Родители, которые воспитывают детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, сталкиваются с огромным комплексом проблем. Многие родители воспринимают как огромную трагедию различные отклонения своих детей, что сопровождается психоэмоциональными проблемами, снижением самооценки и возможна общая неудовлетворенность семьей на этом фоне.

Многие родители начинают искать виновных в ограниченных возможностях ребенка. Один родитель может винить другого, что провоцирует кризис в семейных отношениях, влекущий развод.

Может сложиться ситуация, в которой оба родителя считают себя не виноватыми и начинают искать причины во врачебных ошибках или иных внешних факторах, вместо своевременной помощи ребенку. Нередко такие случаи заканчиваются отказом от воспитания ребенка с особенностями вовсе.

У многих родителей может развиться комплекс вины перед ребенком и это откладывает след на воспитании. В таких случаях родители детей, имеющих особенности в психоэмоциональном развитии рискуют сформировать в семье гиперопекаемый стиль воспитания. В подобных случаях родители пытаются оградить детей от всех опасностей внешнего мира и ребенок получает все блага и права в семье, но не всегда вместе с ними получает ответственность. Как следствие, ребенок в подобной ситуации может вырасти склонным к эгоизму.

Работая с родителями, попавшими в аналогичную ситуацию, необходимо воспитывать педагога и психолога в самих родителях. Необходимо воспитывать в родителях терпение, объективное осознание реальных возможностей ребенка и адекватную оценку своих возможностей. Родители должны полностью понять и принять своего ребенка. Они должны быть готовы помогать развиваться своему ребенку исключительно в темпе ему посильном, адекватном его возможностям. Необходимо осознавать непосильные для ребенка вещи на конкретный момент времени и быть готовым принять их. Принять на себя именно такой стиль воспитания способна не каждая семья, но именно адекватная рационализация каждого члена семьи в отдельности и семьи целиком в данном случае самый продуктивный способ взаимодействия.

Бессмысленно завышать или занижать требования к ребенку. Это не способствует развитию адекватной самооценки. Любовь не должна  превращаться в жалость, а прогнозы на будущее должны быть основаны на показания специалист, а не личные пожелания.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что грамотно выстроенная позиция способна оказать существенное влияние на развитие ребенка.

Работа с родителями расширенного круга специалистов является ключевой в оптимизации взаимодействия родителей и ребенка с ОВЗ.

Тесное взаимодействие родителей, логопеда, дефектолога, психолога и ребенка в ОВЗ способно обеспечить полноценный процесс обучения и воспитания, с учетом возможностей ребенка. Подобное взаимодействие должно носить непрерывный характер.

Родители должны получать всю интересующую их информацию о своём ребёнке. Педагоги и узкие специалисты должны своевременно и качественно предоставлять родителям и результаты освоения ребенком индивидуальной программой развития. Посещение родителями занятий, проводимых с их ребенком может оказать плодотворное влияние.

Специалисты должны обучить родителей разнообразным педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком. Освоив различные приёмы и методы коррекционного обучения и воспитания, родители смогут не только помочь своему ребенку, но и другим педагогам, работающим с ним.

Родители сами могут активно участвовать в реализации индивидуальной программы развития ребёнка, выполняя с ним домашние задания.

Далее, мы можем сделать вывод о том, что основная цель взаимодействия педагогов и узких специалистов, работающих с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, и родителей это создание условий для того, чтобы родители осознали особенностей своего ребёнка и активно включились в процесс воспитательной и коррекционно-развивающей работы.

Выделим основные направления работы с родителями:

1.      Знакомство педагогов и специалистов с семьей. Желательно не только приход родителей в школу, но и посещение семьи.

2.      Совместное (родители, педагоги, узкие специалисты) обсуждение результатов индивидуального маршрута обучения ребенка, результатов диагностики и динамики развития ребенка.

3.      Просвещение родителей в вопросах коррекционно – развивающие и воспитательной работы.

При работе над первым направлением от педагогов требуется заручиться расположением и доверием родителей и ребенка. Здесь продуктивны совместные занятия, индивидуальные беседы. Иные мероприятия, способствующие установлению доверительных отношений.

Педагоги должны позитивно и открыто относиться к семье, чтобы те не стеснялись задавать вопросы, просить помощи. Чаще нужно делать акцент на положительных сторонах ребенка, его успехах. Педагоги должны разъяснить родителям варианты оптимальной образовательной среды. Проконсультировать в выборе игр и развивающего материала для ребенка.

Родителей необходимо чаще приглашать на различные практикумы, где обсуждаются приемы развития ребенка в ограниченными возможностями. Если ребенок посещает обычный класс, то важно подготовить родителей обычных детей к принятию «особенного» ребенка в классный коллектив. Лишь при сочетании всех факторов возможно достичь эффективного обучения и воспитания детей в ограниченными возможностями здоровья.


Автор(ы): Домаева Анна Александровна
Приложения: