Есть ли место особенному ребенку в общеобразовательном классе?
Штырова Анастасия Игоревна
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ дает право получить его любому ребенку вне его возможностей. Но часто перед родителями особенных детей возникают волнующие вопросы: Как выбрать подходящую школу? Куда возьмут моего ребенка?
Любая семья считает, что их ребенок особенный. И каждый из родителей желает дать ему отличное образование. При этом перед взрослыми возникает ряд важных вопросов: в какую школу отдать? И это достаточно не просто. А представьте, какой ряд вопросов стоит перед родителями детей с особыми образовательными потребностями? Где будет учиться их ребенок? Как к нему отнесутся одноклассники? Сможет ли школа и педагоги реализовать его особые потребности в обучении? Будет ли соблюдаться персонализация в отношении ребенка?
В России все больше растет потребность в инклюзивном образовании. И с каждым годом, под всемирным воздействием социальной гуманизации, наше современное общество изменяет свое отношение к самым незащищенным его членам - детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У каждой образовательной организации есть определенный опыт работы в том или ином направлении ОВЗ. Ведь потребности в знаниях абсолютно всех детей тоже отличаются. Не зря есть родители, которые хотят, чтобы их ребенок учился в гимназии или в школе с углубленным изучением определенного предмета. И такие запросы часты и разнообразны, особенно от родителей особенных детей. Но к сожалению, возникает ряд вопросов. Со стороны родителей норматипичных детей: будет ли мешать такой ребенок образовательному процессу? Отразятся ли его реакции и поведение на поведении их собственных детей? Не будет ли внимание учителя привязано только к этому ребенку? Со стороны педагогов возникают не менее волнующие вопросы: Смогу ли реализовать качественный учебный процесс? Как удовлетворить особые образовательные потребности такого ученика? И не мало вопросов возникнет у администрации школы: Готова ли материальная и кадровая база к обучению такого ребенка? Сможет ли выпустить в жизнь такого ученика после окончания обучения?
В нашем кросс-культурном коммуникативном и прогрессирующем обществе важна поддержка, ресурсность и сама культурная коммуникация. В новых пространственно-временных координатах современного мира активный процесс взаимодействия необходим, потому что возрастает интерес к обмену опытом между людьми, семьями и специалистами.
А могут ли образовательные организации вместе выстроить идеальную формулу работы, связанную на взаимопомощи? Безусловно, могут. В век быстрого обмена информацией, доступности образования и непрерывного роста уровня осведомленности в разных сферах, школы могут выстраивать профессиональные сообщества и решать вопросы обучения детей с особыми образовательными потребностями исходя из запросов родителей. Если одна школа готова материально обеспечить обучение ребенка с физическими ограничениями, а другая может дать качественное психологическое сопровождение ребенку с ПТСР, так почему бы школам не работать всем вместе?
Многие знают что такое sharing. Это обмен, прокат чего-либо. К примеру , возьмем всем известные проекты carsharing. Это аренда, прокат автомобилей. Так и образовательные организации имеют возможность работать по методу шеринга, обмениваясь опытом работы, методами, технологиями и распределением ресурсов для обучения особенных детей. Создав сообщество, сеть для обмена данными и информацией, организовывая стажировки для специалистов и обмениваясь опытом, каждая школа сможет найти то направление, по которому сможет вести ребенка с его особенными образовательными потребностями. В нашей стране уже существует множество методических сообществ, готовых делиться опытом, помогая образовательным организациям Таким образом, школы смогут удовлетворять образовательные потребности каждого ребенка, в соответствии с нозологией и особенностями будущего ученика. Благодаря этому мы сделаем огромный вклад в продуктивное, толерантное и уверенное будущее каждого ребенка. И тогда любой родитель сможет быть уверен в том, что его дети получат качественное и доступное образование, не имеющее рамок и сложностей.
Автор(ы): Штырова Анастасия Игоревна
Приложения: