Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
“Биология”
(7 класс)





Составитель: Рябова О. Е.
учитель биологии
высшей категории

ГБОУ гимназия № 171


2013 год

 

 


Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. №1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”, на основе авторской программы В.В. Пасечника, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Курс биологии 7 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях животных, как части живой природы, их многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Цели курса
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли животных природе и в практической деятельности людей;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 7 классах отводится 70 часов (по 2 часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета “Биология” на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения
Результаты изучения курса “Биология” приведены в разделе “Требования к уровню подготовки выпускников”, который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен
знать/понимать
 признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем, животных своего региона;
сущность биологических процессов обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость,
регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии
в экосистемах;
уметь
 объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные виды животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека животные;
 выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы,
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
 проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

В состав УМК входят:


Класс
Реквизиты программы
УМК обучающихся
УМК учителя

7 “А” Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6-9 классы. Биология 10 – 11 классы. / Сост.В,С.Кучменко. – М. Дрофа, 2002), Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской федерации. Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные 7 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений, - М.: Дрофа, 2007 – 2008 г.г..

В. Латюшин, Е. А. Ламехова. “Биология. Животные”. 7 класс. Рабочая тетрадь, - М, “Дрофа” 2008 г.

В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. “Биология. Животные”. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику, - М.: Дрофа, 2007.
В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. “Биология. Животные”. 7 класс. Рабочая тетрадь для учителя, - М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:
 Никишов А.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии. - М.: ТЦ “Сфера”, 1999.
 Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя, - М.: Изд-во “1 сентября”, 1999.
 Теремов А., Рохлов В.- Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей, - М.: АСТ- ПРЕСС, 1999.
 Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей. - Смоленск: Русич, 19991
Мультимедийные издания:
 “Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия”, 2002.
 “Биоэнциклопедия”, Руссобит.
 “Биология 6-11 кл.”, Республиканский мультимедиа центр 2004 г., виртуальная лаборатория и справочные материалы.
 БНП “Биология 6-9 кл.”.
 “Аквариум и его обитатели”, Навигатор 2002.
 “Прогулки с чудовищами”, ВВС 2001.
 “Биотопия” (игра с биоэнциклопедией), Медиахаус 2002.
 “Биология”. Комплект из 3-х видеокасет. Видеостудия “Кварт”.


Обязательный минимум содержания основного общего биологического образования
Животные
Методы изучения животных. Особенности строения и жизнедеятельности клетки, тканей, органов, систем органов животных; их взаимосвязь как основа целостности организма. Строение, жизнедеятельность и размножение одноклеточных и многоклеточных животных. Регуляция жизнедеятельности животных, их поведение.
Многообразие животных: простейшие, кишечнополостные, черви (плоские, круглые, кольчатые), моллюски, членистоногие, хордовые.
Классификация животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных, основных типов животных. Важнейшие классы и отряды членистоногих и хордовых.
Разнообразие видов животных. Усложнение животных в процессе эволюции. Породы животных, причины их многообразия. Селекция животных. Роль животных в природе и жизни человека. Охрана животного мира.

Содержание программы
7 класс “Животные”
(70 ч, 2 ч в неделю)

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения жи-вотных. Наука зоология и ее структура. Сходство и раз-личия животных и растений. Систематика животных.

Многообразие животных (43 ч)

Простейшие, Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни челове-ка. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепарате в простейших.
Лабораторная работа
Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.
Многоклеточные животные
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обита-ния, образ жизни. Биологические и экологические осо-бенности. Значение в природе и жизни человека. Исче-зающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов ко-раллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места оби-тания. Образ жизни и поведение. Биологические и эко-логические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места оби-тания, образ жизни и поведение. Биологические и эко-логические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологиче-ские особенности. Значение в природе и жизни чело-века.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и голово-ногих моллюсков.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, об-раз жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, ви-деофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведе-ние. Биологические и экологические особенности. Зна-чение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. , Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологиче-ские и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жиз-ни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особеннос-ти. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижени-ем рыб.
Класс Земноводные. Многообразие: без-ногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ
жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообра-зие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обита-ния, образ жизни и поведение. Биологические и эколо-гические особенности. Значение в природе и жизни че-ловека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обита-ния, образ жизни и поведение. Биологические и эколо-гические особенности. Значение в природе и жизни че-ловека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обита-ния, образ жизни и поведение. Биологические и эколо-гические особенности. Значение в природе и жизни че-ловека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильмов.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных
(6 ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и спо-собы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Об-мен веществ и энергии. Органы размножения, продле-ния рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моде-лей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных. Изучение ответной реакции животных на раздражение.
Индивидуальное развитие животных. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Развитие животного мира на Земле (5 ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомиче-ские, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эво-люции.
5. Закономерности размещения животных на Земле (3 ч)
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Фенологические наблюдения за весенними явления-ми в жизни животных.

Биоценозы (5 ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их при-способленность друг к другу.
Экскурсия
Изучение взаимосвязи животных с другими компо-нентами биоценоза.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)

Воздействие человека и его деятельности на живот-ных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система монито-ринга. Охраняемые территории. Красная книга. Рацио-нальное использование животных.
Экскурсия
Посещение выставок сельскохозяйственных и до-машних животных.

Резервное время 4 часа.
Поурочное планирование курса “Биология” в 7 классе.

№ п/п Содержание тем и уроков Основное содержание ТСО Домашнее задание
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч.)
1. История развития зоологии История изучения животных. Методы изучения жи-вотных. Наука зоология и ее структура. Презентация §1
2. Современная зоология. Классификация животных Сходство и раз-личия животных и растений. Систематика животных. презентация: “Систематика животных” §2
Тема 1. Многообразие животных (43 ч.).
3. Простейшие.
Л.р. “Знакомство с разнообразием простейших” Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни челове-ка. Колониальные организмы. презентация “Простейшие” §3
4. Инфузории. презентация “Простейшие” §4
5. Многоклеточные животные. Тип Губки. презентация: “Губки”
§5
6. Тип Кишечнополостные презентация: “Кишечнополостные” §6
7. Многообразие кишечнополостных презентация: “Кишечнополостные”
8. Тип Плоские черви презентация: “Плоские черви” §7
9. Тип Круглые черви. презентация: “Круглые черви” §8
10. Тип Кольчатые черви
Л. Р. “Изучение строения дождевого червя” презентация: “Кольчатые черви” §9
11. Классы кольчецов.
детские презентации §10
12. Общая характеристика типа Моллюски. презентация: “Моллюски” §11
13. Классы моллюсков
Л. Р. “Изучение многообразия моллюсков” детские презентации §12
14. Тип Иглокожие презентация: “Иглокожие” §13
15. Тип Членистоногие. Ракообразные
Л. Р. “Строение речного рака” презентация: “Членистоногие. Ракообразные” §14
16. Класс Паукообразные. презентация: “Паукообразные” §14
17. Класс Насекомые. Л. Р. “Строение насекомого”, “Развитие насекомых” презентация: “Насекомые” §15
18. Отряды насекомых с неполным превращением


Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни челове-ка. Колониальные организмы. детские презентации §16
19. Отряды насекомых с полным превращением детские презентации §17-19
20. Повторение и обобщение знаний о членистоногих презентация
21. Повторение и обобщение знаний по теме “Беспозвоночные” Тематический тест
22. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. презентация: “Хордовые” §20
23. Классы рыб. Лабораторная работа №7 “Внешнее строение и передвижение рыб” презентация: “Классы рыб” §21
24. Класс хрящевые рыбы Презентация “Хрящевые рыбы” §22
25. Костные рыбы. Общая характеристика. Презентация “Костные рыбы” §23
26. Многообразие костных рыб. Детские презентации §23
27. Значение рыб и их многообразие. Детские презентации §23
28. Общая характеристика земноводных. Презентация “Земноводные” §24
29. Многообразие земноводных Презентация “Земноводные” §24
30. Общая характеристика рептилий презентация: “Пресмыкающиеся” §25
31. Многообразие рептилий детские презентации §26
32. Повторение и обобщение знаний о холоднокровных хордовых. Презентация к обобщающему уроку по теме.
33. Контрольная работа за 2 четверть Контрольный тест
34. Класс птицы. Лабораторная работа №8 “Изучение внешнего строения птиц” презентация: “Общая характеристика птиц” §27
35. Размножение и миграции птиц презентация: “Общая характеристика птиц” §28
36. Экологические группы птиц презентация: “Многообразие птиц” §29
37. Экологические группы птиц презентация: “Многообразие птиц” §30
38. Семинар по теме: “Многообразие птиц”. Детские презентации
39. Зачет по теме “Птицы” Презентация к заключительному уроку по теме “Птицы”
40. Общая характеристика. Класс Млекопитающие. презентация: “Млекопитающие” §31
41. Отряды млекопитающих
Насекомоядные и Рукокрылые Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни челове-ка. Колониальные организмы. презентация: “Многообразие Млекопитающих” §32
42. Грызуны и Зайцеобразные §33
43. Хоботные и Хищные §34
44. Копытные и Приматы §35
45. Обобщающий урок по теме “Класс Млекопитающие” Презентация к заключительному уроку по теме
Тематический тест
Детские презентации
Тема 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (6 ч.)
46. Эволюция строения и функций органов. Покровы тела и ОДС Покровы тела. Опорно-двигательная система и спо-собы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Об-мен веществ и энергии. Органы размножения, продле-ния рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. презентация: “Эволюция систем органов животных” §36, 37
47. Движение. Полости тела. Газообмен. §38, 39
48. Пищеварение, транспортные системы и выделение. §40-42
49. Нервная система и органы чувств §43, 44
50. Размножение и развитие §45-48
51. Обобщающий урок по теме “Эволюция систем органов” тематический тест
Тема 3. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (5 ч.).
52. Доказательства эволюции животных
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомиче-ские, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
презентация
“Доказательства эволюции животных” §49
53. Факторы эволюции по
Ч. Дарвину. презентация “Основные положения теории Дарвина” §50
54. Результаты эволюции
презентация
“Результаты эволюции” §51
55. Ареалы обитания
Миграции Биогеографические карты §52
56. Обобщение и повторение знаний об эволюции органического мира. Тематический тест
Тема 4. Биоценозы (5 ч.).
57. Среда обитания и её факторы Факторы среды и их влияние на биоценоз. Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их при-способленность друг к другу.
презентация “Экологические факторы” §53
58. Биоценозы
презентация “Экосистемы” §54
59. Структура сообщества. Цепи питания.
таблица: “Биоценоз дубравы” §55
60. Экологические пирамиды презентация видеофильм
“Пирамида жизни” §56
61. Семинар по теме: “Биоценозы”. Тематический тест
Тема 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч.).
62. Животный мир и хозяйственная деятельность человека Воздействие человека и его деятельности на живот-ных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система монито-ринга. Охраняемые территории. Красная книга. Рацио-нальное использование животных.
презентация
“Воздействие человека на животный мир” §57
63. Домашние животные и человек детские презентации §58
64. Законы России об охране животного мира. презентация
“Система охраны животного мира” §59
65. Охрана и рациональное использование животного мира. видеофильм об охране окружающей среды §60
66. Зачет по теме: “Животный мир и хозяйственная деятельность человека”. тематический тест подготовка к контрольной работе
67. Контрольная работа за год.
68. Повторение и обобщение материала о многообразии животных (викторины, конкурсы и т.п.).
69. Повторение и обобщение материала о многообразии животных (викторины, конкурсы и т.п.).
70. Повторение и обобщение материала о многообразии животных (викторины, конкурсы и т.п.).
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»